«4
00
о со
00
Изобретение относится к средствам обучения игре на инструментах с четырьмя струнами, в частности, к тренажерам для формирования навыка правильного ведения смычка по струнам.
Целью изобретения является закрепление двигательно-ориентировочного рефлекса.
На фиг. 1 изображен тренажер для обучения игре на струнно-смычковом инструменте; на фиг. 2 - электрическая схема контроля; на фиг. 3 - вариант расположения тренажера на скрипке.
Тренажер для обучения игре на струнно- смычковом инструменте содержит опору 1, последовательно соединенные первый токо- чувствительиый элемент 2-1, источник 3 постоянного напряжения, индикатор 4, второй токочувствительный элемент 2-2, имитатор смычка 5 с токочувствительным участком, третий, четвертый токочувствительные элементы 2-3 и 2-4, причем первый токочувствительный элемент 2-1 соединен с третьим токочувствительнь м элементом 2-3, а второй токочувствительный элемент 2-2 соединен с четвертым токочувствительным элементом 2-4, при этом первый, второй, третий, четвертый токочувствтельные элементы 2-1...2-4 выполнены в виде проволочек, имитируюпшх струны, а опора 1 - в виде об ьемного тела с пазом 6, в котором первый, второй, третий, четвертый токочувствительные элементы 2-1...2-4 размепдены по окружности относительно друг друга и жестко закреплены в стенках опоры 1, а ширина паза 6 равна толщине имитатора смычка 5.
Устройство работает следующим образом.
Для получения навыка движения смычка относительно плоскости каждой струны без задевания соседних струн начинающий музыкант берет тренажер в левую руку, а имитатор смычка 5 в правую руку и ведет им по любому из токочувствительных элементов 2-1...2-4, жестко закрепленных в стенках опоры I. В случае задевания имитатором смычка 5 любого из соседних токочувствительных элементов 2-1...2-4 (т. е. игре одновременно на двух струнах) электрическая цепь замыкается, о чем информирует сигнал (звуковой или световой) индикатора 4. Обучаемый возвращает имитатор смычка на первоначальный токочувствительный элемент 2-1...2-4. Цепь размыкается, что свидетельствует о правильности хода обучения (игра на одной струне).
Для получения навыка одновременной игры на двух струнах, необходимого при реальной игре двойными нотами, обучаемый ведет имитатором смычка 5 одновременно по двум токочувствительным элементам 2-1...2-4 и следит за непрерывностью работы индикатора 4 (т. е. подачей звукового или светового сигнала). Прерывание сигнала Индикатора 4 информирует обучаемого о
размыкании цепи, т. е. об уходе смычка с одного из токочувствительных элементов 2-1...2-4 (т. е. со струны в реальном инструменте) .
Обучаемый корректирует положение правой руки и вновь возвращает имитатор смычка 5- на два первоначальных токочувствительных элемента 2-1...2-4, загорается лампочка или звучит звуковой сигнал имитаQ тора 4, обучение продолжается.
При имитации игры на каждой струне или на двух струнах локоть правой руки ученика производит ряд плавных корректирующих движений вверх-вниз, пока не выработается требуемое положение правой руки
5 относительно токопроводящих элементов 2-1...2-4 (струн), соответствующее положению правой руки при игре на струнно- смычковом инструменте, т. е. автоматически приобретается навык правильного рулевого движения локтя правой руки, необходимый при игре на реальном инструменте.
Предлагаемый тренажер помогает сформировать у обучаемого навык правильного ведения смычка по каждой из четырех струн без задевания сос едних, навык, необ5 ходимый при игре двойными нотами, для которого обязательно ведение смычка по двум струнам одновременно, а также навык правильного плавного движения правой руки при ведении смычка по струнам относительно подставки за счет улучшения каче0 ства контроля ведения смычка. Предложенная конструкция проста в изготовлении и в использовании.
Тренажер значительно ускорит начальный этап обучения, особенно детей 5-6 лет. за счет закрепления двигательно-ориентиро5 вочного рефлекса посредством звукового или светового сигнала индикатора, исключив отрицательное психоэмоциональное восприятие звуков реального инструмента. Тренажер может комплектоваться набоQ ром имитаторов подставок, размер которых соответствует размерам скрипок (1/8, 1/4, 2/2, 3/4, 4/4).
Формула изобретения
I. Тренажер для обучения игре на струн- 5 HO-CMbi4j OBOM инструменте, содержащий опору, последовательно соединенные первый токочувствительный элемент, источник постоянного напряжения, индикатор, второй и токочувствительный элемент, имитатор смычка с токочувствительным участком, отличаю0
щиися тем, что, с целью закрепления двигательно-ориентировочного рефлекса, в него введены третий, четвертый токочувствительные элементы, причем первый токочувствительный элемент соединен с третьим токо- г чувствительным элементом, а второй токочувствительный элемент соединен с четвертым токочувствительным элементом, при, этом первый, второй, третий, четвертый токочувствительные элементы выполнены в виде проволочек, имитирующих струны, а опора - в виде объемного тела с пазом, в котором первый, второй,третий, четвертый токочувствительные элементы размещены по окружности относительно друг друга и жестко закреплены в стенках опоры.
2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что ширина паза равна толщине имитатора смычка.
Изобретение может быть использовано для формирования навыка правильного ведения смычка по струнам. Цель изобретения - закрепление двигательно-опорного рефлекса. Тренажер содержит опору 1 в виде объемного тела с пазом 6. В противоположных стенках паза 6 объемного тела жестко закреплены токочувствительные элементы (ТЭ) 2-...2-4. ТЭ 2-1...2-4 расположены по окружности аналогично расположению струн в инстру.ментах с четырьмя струнами. Имитатор смычка имеет токочувстви- тельный участок. ТЭ 2-1...2-4 выполнен в виде проволочек, имитирующих сруны. Оснащение дополнительными ТЭ 2-3, 2-4 с образованием новых функциональных связей с ТЭ 2-1, 2-2, а также предложенная гео- .метрическая форма тренажера позволяют вырабатывать у обучаемого навык правильного рулевого движения локтя правой руки. Это необходимо при игре на реальном ин- стру.менте, т. е. по.могает сформировать навык правильного ведения смычка по каждой из четырех струн без задевания соседних, навык ведения смычка по двум струнам одновременно. О правильном движении руки ученик может судить по индикатору. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. f (Л
2-1 22-3 2-2 //
cpus.2
фиг.
Приспособление для обучения игре на скрипке | 1982 |
|
SU1152027A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
0 |
|
SU362341A1 | |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1988-10-15—Публикация
1987-01-05—Подача