Легкий одноколейный вездеход Советский патент 1988 года по МПК B62M27/00 

Описание патента на изобретение SU1444233A1

fZ

- 20 ги / / з

Ю

оэ со

7тЛйтя ЛЛ Ля1ввЛЛл II

4 10 16 77 19

Фиг.1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к одноколейным вездеходам.

Цель изобретения - повышение ходовых и эксплуатационных качеств.

На фиг. 1 показан ле гкий одноколейный вездеход, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - звенья гусеницы с внутренней стороны; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - положение секций гусеницы при выполнении поворота; на фиг. 6 - положение рулевого исполнительного механизма при прямолинейном движении вездехода; на фиг. 7 - то же, при выполнении поворота; на фиг. 8 - ветвь гусеницы при повороте; на фиг. 9 - положение звена гусеницы относительно колеса.

Легкий одноколейный воздеход состоит из передней 1 и задней 2 секций, соединенных шарнирно верхним подшипниковым узлом 3 и нижним подшипниковым узлом 4. На передней секции устанавливается бензиновый двигатель 5, на шарнирах 6 - передний маятник 7, на оси 8 которого устанавливается ведущее колесо 9. На венце ведущего колеса выполнены зубья для привода гусеницы 10. Ведущее колесо приводится от двигателя цепной передачей 11. На задней секции устанавливается седло 12 и подножки 13 водителя, седло 14 и подножки 15 пассажира. На шарнирах 16 на задней секции устанавливается задний маятник 17, на оси 18 которого устанавливается заднее опорное колесо 19, охватываемое гусеницей. К задней секции крепится и выносится на стойках 20 рулевая колонка 21 с,устанавливаемым на ней сверху рулем 22 и снизу рулевыми рычагами 23 для тяг 24. Исполнителем является механизм, состоящий из салазок 25, установленных в передней секции с возможностью перемещения только вдоль передней секции. В салазках выполнено круглое отверстие, в которое установлен с возможностью поворота диск 26, эксцентрично через ось 27 установленный на кронштейне 28. Ось в кронштейне свободно проворачивается. Рулевые тяги к диску крепятся посредством пальцев 29. Переднее приводное колесо с маятником подвешено к передней секции на двух пружинных подвесках 30 (по обеим сторонам колеса), а заднее колесо с маятником подвешено к задней секции на пружинных подвесках 31. Гусеница представляет собой цепь отдельных резиновых траков 32, соединенных между собой тросом 33 по оси симметрии и резиновыми шнурами 34, расположенными по обе стороны от троса. На наружной поверхности траков выполнены грунтозацепы 35, а на внутренней поверхности 36 выполнен гребень 37, расположенный под тросом, и ведомые элементы 38 в виде приливов внутренней поверхности. Поверхности 39 траков, которые обращены друг к другу, образуют углы 40 с вершинами на оси симметрии трака

5

Эти углы позволяют тракам смещаться друг относительно друга и в общем выкладываются в дугу. Гребень служит для направления трака в канавках ведущего и опорного колес, которые выполнены в резиновом теле 41 обода 42 колеса. Обод 42 колеса и ступица 43 колеса соединены двумя конусными дисками 44 посредством сварки. Такие колеса достаточно легки и жестки.

О Работа легкого одноколейного вездехода складывается из выполнения движения, выполнения поворота, переезда неровностей. Движение вездехода осуществляется следующим образом. Двигатель 5 внутреннего

с сгорания посредством цепной передачи II передает вращающий момент на ведущее колесо 9. Колесо установлено в маятнике 7 на оси 8. Колесо 9 вращается и своими ведущими элементами, расположенными в резиновом теле 41 на ободе 42 колеса, пере0 дает усилие тракам 32 гусеницы 10. На ободе 42 колес (в резиновом теле 41) выполнена канавка для направления гребня траков, что позволяет гусенице не соскакивать с ведущего 9 и опорного 19 колес. Ведущее колесо 9 установлено в маятнике 7 и подвешено на подвесках 30, а заднее опорное колесо 19 установлено на маятнике. 17 и подвешено на подвесках 31. Такая система подвешивания колес дает определенный комфорт для водителя и пассажира. Кроме тоQ го, система этих подвесок постоянно прижи- .мает колеса 9 и 19, а с ними и гусеницу 10 к грунту. При работе подвесок (поворотах маятников 7 и 17) гусеница деформируется .очень незначительно, и если гусеница предварительно напряжена (траки 32 при5 жаты друг к другу), то незначительное ее удлинение не влияет на характер ния. Равновесие на вездеходе поддерживается изменением центра тяжести посадкой водителя, как и на двухколесном мотоцикле. При езде по грязи траки 32 гусе0 ницы освобождаются от грязи с внутренней поверхности 36 с помощью 9 и 19 выдавливанием грязи в стороны от гребня 37 и приводных элементов 38.

Поворот легким одноколейным вездехое дом выполняется следующим образом. Водитель поворачивает руль 22, который через рычаги 23 и тяги 24 поворачивает эксцентрично установленный диск 26. Поворот дис ка на оси 27 вызывает момент поворота пердней секции 1 относительно задней 2 со0 гласно отнощению вылета кронштейна 28 к величине эксцентриситета. Это дает значительное передаточное отношение от руля до секции с эффектом самозаклинивания, если усилие воздействует со стороны секции, обеспечиваемое эксцентриком. Далее при по5 вороте секции 1 относительно секции 2 в подшипниковых узлах 3 и 4 гусеница изгибается по дуге. Конструкция гусеницы позволяет выполнить изгиб, так как отдельные

траки 32 скреплены между собой по оси симметрии тросом 33, а по бокам резиновыми шнурами 34. Поверхности 39 траков, обращенные друг к другу, образуют углы 40 с вершиной на оси симметрии трака, т. е. позволяют тракам 32 поворачиваться друг относительно друга. Возможность изгибания гусеницы 10 по дуге позволяет вездеходу выполнять поворот. Благодаря тому, что гусеница выгибается по дуге и предварительно напряжена, предотврашается доворот секции 1 к секции 2 более, чем это позволяет водитель. Кроме того, при торможении или при движении накатом от доворота предохраняет эксцентриковый механизм рулевого управления. Когда ведущее колесо 9 тянет гусеницу 10 при повороте, последняя стремится занять устойчивое (прямолинейное) положение, и секция 2 стремится вырав- няться соосно секции 1, т. е. стремится к стабилизации прямолинейного движения вездехода.

Переезд неровностей осуществляется следующим образом. При наезде на небольшое препятствие со значительной скоростью на ведущее колесо 9 через трак 32 передается удар, который гасится передней подвеской 30. Когда препятствие остается только под гусеницей 10, гусеница деформируется и передает усилие на переднюю 30 и на заднюю 31 подвески, т. е. ведущее 9 и опорное 19 колеса через траки 32 в этом случае соприкасаются с грунтом. Если препятствие попадает не под весь трак 32 гусеницы, а с одной стороны, то трак 32 поворачивается вокруг троса 33, при этом резиновые шнуры растягиваются, за счет чего при освобождении трак возвращается в исходное положение. Трак 32 может отклоняться не только от плоскости гусеницы, но и от плоскости ведущего 9 или опорного 19 колеса, гребень 37 при этом остается в канавке обода 42. .Это обеспечивает нормальное сцепление и опору гусеницы 10 с грунтом, когда вездеход наклоняется или движется по на0

клонной плоскости. При медленном наезде на большое препятствие водитель смещается назад, смещая назад общий центр тяжести, а ведущее колесо 9 передней секции 1 посред- ством траков 32 преодолевает препятствие.

Формула изобретения

1.Легкий одноколейный вездеход, содержащий раму с рулевым механизмом и сидением, установленный в средней части рамы двигатель, кинематически связанный с ведущим колесом, и охватывающую ведущие и ведомые колеса гусеничную ленту, отличающийся тем, что, с целью повышения ходо5 вых и эксплуатационных качеств, рама выполнена из двух шарнирно соединенных секций, в передней секции на кронштейне установлен круглый диск посредством эксцентрично расположенной оси, диск на периферии имеет пальцы, к которым крепятся рулевые тяги, связанные с рулевым механизмом.

2.Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что гусеница состоит из отдельных резиновых траков, соединенных между собой тро5 сом по оси симметрии в гребне трака, и резиновыми шнурами, расположенными по обе стороны от троса, ведомые элементы выполнены в виде приливов внутренней поверхности.

3.Вездеход по п. 1, отличающийся тем, 0 что поверхности траков обращены друг к

другу, образуя углы с вершинами на оси симметрии траков.

4.Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что привод от ведущего колеса на гусеницу осуществлен за счет контакта прили5 ВОВ, выполненных в резиновом теле ободов колес, а гребни траков служат для направления ведущего и ведомого колес.

5.Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что натяжение гусеничной цепи осуществлеQ но за счет маятниковой подвески, шарнирно соединенной с рамой и подвешенной пружинами к раме.

Похожие патенты SU1444233A1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО 2008
  • Нестеров Илья Владимирович
RU2399539C2
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления 2017
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Селезнёв Данила Сергеевич
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
RU2652936C1
Веломобиль с пневмоаккумуляторным приводом 1988
  • Чикин Герман Алексеевич
SU1717471A1
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Разумов Сергей Николаевич
  • Рубцов Владимир Алексеевич
RU2340506C2
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД 2013
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
RU2534202C2
Движитель повышенной проходимости на пневмогусенице на воздушной подушке 2016
  • Пржевский Сергей Сергеевич
RU2675725C2
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД 2015
  • Бурдинов Алексей Владимирович
  • Нигматуллин Айдар Абдуллович
RU2624527C1
КОЛЁСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2019
  • Куликов Владимир Дмитриевич
RU2707431C1
ЭКОЛОГИЧНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Семенов А.Г.
  • Элизов А.Д.
RU2152888C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 444 233 A1

Реферат патента 1988 года Легкий одноколейный вездеход

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение ходовых и эксплуатационных качеств. Рама выполнена из двух шарнирно соединенных секций 1, 2. В передней секции 1 на кронштейне установлен круглый диск посредством эксцентрично расположенной оси. Диск на периферии имеет пальцы, к которым крепятся рулевые тяги, связанные с рулевым механизмом, а гусеница 10 выполнена из отдельных резиновых траков, соединенных между собой тросом по оги симметрии в гребне трака и резиновыми нурами, расположенными по обе стороны от троса. Движение гусеничной ленты осуш,ествляется за счет взаимодействия приливов, выполненных в траках и ведушем колесе 9. 4 з.п.ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения SU 1 444 233 A1

Фиг.2

3J

п

J7

Фиг.5

ФтгМ

.S

0i/e.6

Фиг. 7

34

Фие.8

Фие.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1444233A1

ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1992
  • Рогов В.А.
RU2061290C1
Переносный кухонный очаг 1919
  • Вейсбрут Н.Г.
SU180A1

SU 1 444 233 A1

Авторы

Завьялов Виктор Николаевич

Нифонтов Олег Валентинович

Даты

1988-12-15Публикация

1987-05-27Подача