Гусеничный мотоцикл Российский патент 2024 года по МПК B62K11/00 B62D11/22 B62D55/07 B62D55/24 

Описание патента на изобретение RU2821602C1

Изобретение относится к малогабаритному индивидуальному одноколейному транспортному средству на гусеничном ходу.

Устройство предназначено для перемещения человека по проселочным дорогам и бездорожью.

В настоящее время проявляется повышенный интерес к мототехнике повышенной проходимости, а именно к гусеничным мотоциклам.

Известен гусеничный мотоцикл BMW Speziel TR500, произведенный в 1936 году в Германии, отличительной особенностью которого было применение охватывающей раму мотоцикла моногусеницы, снабженную системой опорных роликов, передние из которых отклонялись в горизонтальной плоскости при помощи мотоциклетного руля. Поворот осуществлялся изгибом гусеницы в горизонтальной плоскости за счет зазоров в соединении траков. Аналогичную конструкцию гусеницы позднее имел английский авиадесантный танк «Тетрарх».

Недостатком данного гусеничного мотоцикла является невозможность нормального управления поворотом на бездорожье вследствие больших инерционных масс гусеничного обвода при отсутствии усилителей рулевого управления, а также забивания грязью глубокого кожуха, охватывающего гусеницу.

Развитием данной идеи стал концепт Hyainide, дизайнеров Оливера Хейлера и Тилмана Шульца Германия, 2006 год, moto.ironhorse.ru\200, где гусеничная лента предлагается специального профиля из резины, армированной полимерным волокном. Изгиб гусеницы в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом специальных опорных тележек.

Недостатком данной конструкции является сложность системы управления из-за необходимости согласования углов поворота тележек между собой, а также нулевая ремонтопригодность гусеницы в полевых условиях и ее дороговизна.

Широко известен отечественный мотовездеход «Хомяк», vk.com wall-25 189118_1195605,где применена простая и надежная гусеница снегохода «Буран».

Недостатком данного мотовездехода является невозможность изменения направления движения без остановки и спешивания водителя.

Этот недостаток устранен в гусеничном мотоцикле по патенту RU4272U1 от 1997.06.16, принятому за прототип.

Данный гусеничный мотоцикл содержит раму, двигатель, органы управления и ходовую часть. Ходовая часть выполнена в виде двухгусеничного движителя, охватывающего раму с двигателем, а привод ходовой части снабжен раздаточной коробкой и насосом. Верхние ветви гусениц заключены в кожух.

Недостатками данной конструкции являются сложность системы привода ведущих звездочек, а также забивание грязью пространства между гусеницами при их работе с разными скоростями в повороте.

Целью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции, повышение ремонтопригодности и надежности транспортного средства.

Техническим результатом заявляемого изобретения является разработка транспортного средства на гусеничном ходу, сложность конструкции которого сравнима с показателями обычных дорожных мотоциклов.

Данный технический результат достигается тем, что гусеничный мотоцикл содержит раму со смонтированными в ней двигателем, ведущей звездочкой, опорными и поддерживающими роликами и направляющей тележкой с органами управления, охватывающую раму гусеничную ленту, боковые колеса-ограничители крена, а также верхнее крыло в форме седла и бензобака. При этом гусеничная лента выполнена в виде расположенного вдоль продольной оси симметрии одного замкнутого клинового ремня с жестко закрепленными на его внешнем периметре башмаками, снабженными внешними грунтозацепами и внутренними направляющими гребнями.

Такая конструкция гусеницы позволяет изгибать ее во время движения в горизонтальной плоскости, осуществляя поворот.

Наличие самоустанавливающегося среднего опорного ролика и отбойников верхнего поддерживающего ролика предотвращают сход направляющих гребней траков гусеницы с реборд роликов при ее изгибе в повороте.

Новым в предлагаемом изобретении является:

- конструкция гусеничной ленты в виде центрального несущего ремня и съемных траков;

- конструкция направляющей тележки балансирного типа с подпружиненным верхним натяжным роликом, позволяющим выбирать слабину натяжения гусеницы при ее колебаниях;

- наличие самоустанавливающегося по ходу движения среднего опорного ролика;

- шарнирно сочлененная на упругих элементах рама, выполняющая роль подвески.

Для пояснения устройства описываемого гусеничного мотоцикла приведены чертежи:

Фиг. 1 - общий вид гусеничного мотоцикла

Фиг. 2 - разрез по шкворневому узлу

Фиг. 3 - вид снизу на верхнюю ветвь гусеницы при повороте

Фиг. 4 - вид сверху на нижнюю ветвь гусеницы при повороте.

В настоящее время изготовлен и проходит обкатку опытный образец. Дополнительные материалы в виде фото и видео файлов прилагаются.

Предлагаемый гусеничный мотоцикл содержит несущую раму, состоящую из моторамы 1 с закрепленным на ней двигателем 2, задним опорным роликом 3, ведущей звездочкой 4 цевочного зацепления со встроенным в нее тормозным барабаном, нижней рамы 5, со смонтированным на ней с возможностью поворота относительно вертикальной оси среднего опорного ролика 6, верхней охватывающей рамы 7, несущей на себе верхнее крыло 8, конструктивно объединенное с седлом, бензобаком и электрооборудованием. Рама 7 имеет кожух для защиты двигателя сверху. К несущей раме жестко крепится шкворневой узел 9 с поворотным кронштейном 10, а также боковые колеса-ограничители крена 11. Рамы 1, 5 и 7 соединены между собой горизонтальными осями 12,13 и упругими элементами 14 и 15. На раме 7 смонтирован поддерживающий ролик 16. Поворотный кронштейн 10 имеет педали 17 и руль 18 для управления при помощи рук и ног водителя. В верхней части поворотного кронштейна установлен поддерживающий ролик 19, по бокам от которого установлены отбойники 20. На горизонтальной оси 21, с возможностью качания в вертикальной плоскости, смонтирована передняя направляющая тележка 22 с нижним опорным 23 и верхним натяжным 24 роликами, а также подпружиненный механизм натяжения гусеницы 25. Для ограничения хода нижнего ролика 23 вверх на поворотном кронштейне установлен буфер-отбойник 26. Ролики 3, 6, 16, 19, 23 и 24, а также ведущую звездочку 4 охватывает моногусеница 27, состоящая из центрального замкнутого ремня 28 (Фиг. 2) и набора съемных траков 29, крепящихся к ремню снаружи и при помощи болтов. Траки отлиты из износостойкого полиуретана и имеют армирующие закладные детали.

Предложенное изобретение работает следующим образом:

- После запуска и прогрева двигателя водитель включает передачу и увеличивает обороты двигателя. Автоматически срабатывает центробежное сцепление, и крутящий момент через цепную передачу сообщается ведущей звездочке 4. При этом гусеничный мотоцикл начинает движение вперед. Во время движения ноги водителя лежат не педалях 17, а руки держат руль 18, на котором сосредоточено управление двигателем и тормозом. При необходимости осуществления поворота водитель при помощи рук и ног отклоняет поворотный кронштейн 10 в сторону поворота. При этом также отклоняются ролики 19, 23 и 24, осуществляя изгиб гусеничной ленты 27 в горизонтальной плоскости. При одновременном изгибе гусеницы и ее поступательном движении происходит поворот мотоцикла.

Применение в трансмиссии автоматического сцепления повышает безопасность эксплуатации. Наличие большого угла въезда и развитых грунтозацепов в сочетании с большой опорной поверхностью гусеницы позволяет получить высокую проходимость данного транспортного средства.

Гусеничный мотоцикл может использоваться как высоко проходимое одноколейное транспортное средство в лесисто-болотистой и пустынно-песчаной местности, а также на снежной целине и дорогах с любым видом покрытия. При этом он компактен и может проходить в стандартный дверной проем при его хранении.

Похожие патенты RU2821602C1

название год авторы номер документа
Легкий одноколейный вездеход 1987
  • Завьялов Виктор Николаевич
  • Нифонтов Олег Валентинович
SU1444233A1
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Фулиди Александр Васильевич
RU2308396C1
Гусеничный движитель 1986
  • Бойков Владимир Петрович
  • Свирщевский Игорь Юрьевич
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Сизова Светлана Ивановна
SU1337308A1
ТРАКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2014
  • Муцениекс Александр Улдисович
RU2574486C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2013
  • Носов Сергей Владимирович
  • Минаков Антон Юрьевич
  • Пашенцев Александр Анатольевич
  • Бачурин Виталий Юрьевич
RU2540432C1
ТЕЛЕЖКА ГУСЕНИЧНАЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Тихончук Павел Викторович
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2532292C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ГРУНТОВОГО И ТОРФЯНОГО ОСНОВАНИЯ ПОД ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ И УСТРОЙСТВО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2008
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2376189C1
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2022
  • Юртаев Игорь Юрьевич
RU2790731C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО 2008
  • Нестеров Илья Владимирович
RU2399539C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2013
  • Носов Сергей Владимирович
  • Минаков Антон Юрьевич
  • Пашенцев Александр Анатольевич
  • Бачурин Виталий Юрьевич
RU2548725C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 821 602 C1

Реферат патента 2024 года Гусеничный мотоцикл

Изобретение относится к малогабаритному индивидуальному одноколейному транспортному средству на гусеничном ходу. Гусеничная лента выполнена в виде расположенного вдоль продольной оси симметрии одного замкнутого клинового ремня с жестко закрепленными на его внешнем периметре башмаками, снабженными внешними грунтозацепами и внутренними направляющими гребнями. Рама выполнена шарнирно сочлененной при помощи горизонтальных шарниров и упругих элементов. Средний опорный ролик выполнен самоустанавливающимся с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. Направляющая тележка выполнена в виде подпружиненной телескопической вилки. Шкворневой поворотный узел снабжен верхним поддерживающим роликом с направляющими отбойниками гусеницы. Достигается упрощение конструкции, повышение ремонтопригодности и надежности транспортного средства. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 821 602 C1

1. Гусеничный мотоцикл, содержащий раму со смонтированным на ней двигателем, ведущей звездочкой, опорными и поддерживающими роликами и направляющей тележкой с органами управления, охватывающей раму гусеничную ленту, боковые колеса-ограничители крена, а также верхнее крыло в форме седла и бензобака,

отличающийся тем, что гусеничная лента выполнена в виде расположенного вдоль продольной оси симметрии одного замкнутого клинового ремня с жестко закрепленными на его внешнем периметре башмаками, снабженными внешними грунтозацепами и внутренними направляющими гребнями.

2. Гусеничный мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что рама выполнена шарнирно сочлененной из трех частей, соединенных между собой горизонтальными шарнирами и упругими элементами.

3. Гусеничный мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что средний опорный ролик гусеницы выполнен самоустанавливающимся с возможностью поворота вокруг вертикальной оси.

4. Гусеничный мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что направляющая тележка, выполненная в виде подпружиненной телескопической вилки с направляющими роликами, соединяется со шкворневым поворотным узлом посредством горизонтального шарнира и упругого элемента.

5. Гусеничный мотоцикл по п. 1 или 4, отличающийся тем, что шкворневой поворотный узел с педалями и рулем управления снабжен верхним поддерживающим роликом, ось которого лежит в одной плоскости с осью поворота шкворня, а по бокам от поддерживающего ролика имеются направляющие отбойники гусеницы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2821602C1

ШИРИТЕЛЬ ТКАНИ 1926
  • Рульнев С.И.
SU4272A1
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Разумов Сергей Николаевич
  • Рубцов Владимир Алексеевич
RU2340506C2
Полимерная гусеница транспортного средства 1986
  • Петров Борис Петрович
  • Уткин-Любовцов Орест Леонидович
SU1402481A1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ ШПУЛЬ НА ТКАЦКОМ СТАНКЕ 1929
  • Асафов Н.И.
SU21051A1
EP 3727999 A1, 28.10.2020.

RU 2 821 602 C1

Авторы

Михайлов Александр Анатольевич

Даты

2024-06-25Публикация

2023-12-25Подача