леграфный ключ , блок 4 анализа элементов знака, формирователь 5 импульсов, блок 6 индикаций, тактовый генератор 7, блок 8 управления, регули-, руемый элемент 9 задержки, блок 10 синхронизации, блок 11 задания време-, ни, элемент ИЛИ 12, кнопка 13 Пуск.
Введением в тренажер блоков 1 О и 1 1 достигается автоматическая установка времени реакции обучаемого непосредственно в процессе тренировки с учетом функционального состояния мого. 1 з.п, ф-лы, 3 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020599C1 |
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1983 |
|
SU1121694A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1552218A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1273975A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Устройство для психологических исследований | 1989 |
|
SU1708302A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Изобретение относится к области автоматики, в частности к обучающим устройствам. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер радиотелеграфис- та содержит датчик I кодов, электроакустический преобразователь 2, те
1
Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.
На фиг. 1 представлена структурная схема тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока задания времени; на фиг. 3 - временные диаг- р-аммы, поясняющие работу данного блока. .
Тренажер радиотелеграфиста содержит датчик 1 кодов, электроакустический преобразователь 2, телеграфньй ключ 3, блок 4 анализа элементов знака, формирователь 5 импульсов, блок 6 индикации, тактовый генератор 7, блок 8 управления, регулируемьй (секционный) элемент 9 задержки, блок 10 синхронизации, блок 11 задания времени, элемент Ш1И 21 и кнопку 12 Пуск .
Датчик 1 кодов содержит счетчик- дешифратор 14, переключатель 15, шифратор 16, регистр 17 и элементы 18 и 19 задержки.
Блок 4 содержит элементы 20 и 21 запрета, счетчики 22-24 и элемент ИЛИ 25.
Формирователь 5 содержит инвертор 26, одновибратор 27, элемент И 28, формирователь 29 короткого импульса и элемент 30 задержки (время задержки , - времени срабатывания од- новибратора).
Блок 6 содержит транспаранты ошибок: 31 - укорочения точек, тире ч (удлинение пауз между ними), 32 - удлинение точек, тире (укорочения пауз между ними), 33 - сдвига по времени между предъявляемыми и воспроизводимыми элементами знака.
0
5
0
5
0
5
Блок 8 содержит реверсивньш регистр 34, узел ключей 35, счетчик 36, элемент ИЛИ 37 и элемент 38 задержки.
Блок 10 содержит элемент 39 запрета, ключ 40, первый 41 и второй
42 элементы ИДИ. t
Блок 1I содержит демультиплексор 43, первый - четвертый сдвиговые регистры , первый - четвертьй элементы задержки, группу четырехвходовых элементов И 46,-46п (где.п - число градаций, определяющих время реакции обучаемого), RS- триггеры ,многовходовьй элемент И 48, первый 49 и второй 50 од- новибраторы, элемент 51.запрета, ключ 52, делитель 53 на три, первый 54 и второй 55 делители на два и парная кнопка 56 Запись тире.
Тренажер работает следующим образом.
Предварительно переключателями 15 набирают знаки кода Морзе, например Ф, Я, Р, В, Пи т.д., которые необходимо отработать в прдцессе тренировки.
Включают питание. Первый регистр 44 блока 1 устанавливается в исходное состояние. С помощью кнопки (не показано) в регистр 34 вводится единица, которую продвигают так, чтобы с выхода генератора 7 частота подачи тактовых импульсов соответствовала скорости передачи, которую достиг обучаемый к данному времени, например десять групп в минуту. Кратковременным нажатием (до появления сигна- , ла в головных телефонах электроакустического преобразователя 2) кнопки 56 обеспечивается через элемент ИЛИ 41 запуск генератора 7, подача импуль10
20
сов тире с выхода делителя 53 блока 1 1 и тактовьк импульсов с первого , выхода генератора 7 на информационный и сдвиговый входы регистра 17 и его заполнение комбинациями 111 и 000.
Тренажер подготовлен для определения времени реакции обучаемого и по- следунлдей тренировки в передаче знаков.
Нажимают кнопку 13. Импульс с ее выхода поступает на R-входы тригге- -ров 47 блока I1, обеспечивая появление единиц на обратных выходах, которые подаются на входы элемента И 48. Единичный потенциал с выхода элемента И 48 подается на управляющий вход элемента 39 запрета блока 10, предотвращая поступление импульсов на вход счетчика-дешифратора 14, на управляющий вход ключа 40, подготавливая цепь для работы регистра 17 как кольцевого, и через элемент ИЛИ 41 - на вход генератора 7, обеспечив запуск последнего (фиг.За).
На выходе делителя 53 (фиг.36) появляется единичный потенциал, который запускает одновибратор 50, обеспечивая появление на его выходе короткого импульса, соразмерного с импульсом метки времени, прикладываемого к входам VI регистров 44 (фиг.Зв), и поступает на информационный вход элемента 51 запрета. Единичный потенциал с выхода элемента 51 прикладывается к управляющему входу ключа 52, на информационный вход которого подаются временные метки с второго выхода генератора 7 (фиг.Зг). Метки времени с выхода ключа 52 поступают на информационный вход де- мультиплексора 43.
мультиплексора обеспечивается появление временных меток на его выходах. Воспринимая звуковой образ тире, обучаемый сразу же, с задержкой на время реакции, воспроизводит тире на телеграфном ключе 3 (фиг.Зж). Формируемые обучаемым тире поступают на управляющий вход элемента 51 запрета прекращая поступление единичного потенциала с его выхода на управляющий вход ключа 52. Также прекращается поступление меток времени с второго выхода генератора 7 на вход С1 регистра 44, (фиг.Зг). На соответствующем выходе регистра 44, появляется единичный потенциал, определяющий время реакции обучаемого и подаваемый на вход соответствующего элемента И 46.
Высвечивание транспарантов в блоке 6 при определении времени реакции говорит об отсутствии однозначности в действиях обучаемого (раз- 25 брос времени реакции) и невозможности его обучения по методу ведущего. При поступлении второго импульса с выхода делителя 53 работа тренажера осуществляется аналогично описанному, при этом временные метки появятся на втором выходе демультиплек- сора 43 и произведут продвижение единицы в регистре 44,,, при поступлении третьего импульса - в регистре 443, а четвертого - в регистре 44.
Если время реакции хотя бы на метку времени отличается в одном из четырех подряд действий обучаемого, то ему будет предъявлен следующий сигг
нал тире.
При совпадении времени реакции в четырех ответах подряд на выходе соответствующего элемента И 46 появится единичный потенциал, который ус30
35
40
Одновременно импульсы с вькода де- 45 танавливает соответствующий триггер лителя 53, пройдя первый делитель 54, 47, с прямого выхода которого сигнал формируют сигнал, управляющий первым адресным входом демультиплексора 43, и, пройдя второй делитель 55, форми- -руют . .сигнал, управляющий вторым ад- petHbiM входом демультиплексора 43. При этом наличие нулей на адресных входах демультиплексора 43 обеспечивает появление временных меток на его первом выходе, которые поступают на вход элемента 45 задержки и вход
50
С1 регистра 44 по его разрядам.
продвигая единицу Комбинацией нулей
и единиц на адресных входах депоступает на регулируемый элемент 9 задержки, определяя его время задержки, равное времени реакции обучаемого. Нулевой потенциал с обратного выхода триггера 47 через элемент И 48 поступит на управляющий вход элемента 39 запрета, открыв пут для прохождения импульсов с выхода формирователя 5, и на управляющий вход ключа 40, превратив регистр 17 из кольцевого в сдвиговый. Изменение потенциала на входе одновибратора 49 вызовет появление н тульса на его
10
20
.
мультиплексора обеспечивается появление временных меток на его выходах. Воспринимая звуковой образ тире, обучаемый сразу же, с задержкой на время реакции, воспроизводит тире на телеграфном ключе 3 (фиг.Зж). Формируемые обучаемым тире поступают на управляющий вход элемента 51 запрета прекращая поступление единичного потенциала с его выхода на управляющий вход ключа 52. Также прекращается поступление меток времени с второго выхода генератора 7 на вход С1 регистра 44, (фиг.Зг). На соответствующем выходе регистра 44, появляется единичный потенциал, определяющий время реакции обучаемого и подаваемый на вход соответствующего элемента И 46.
Высвечивание транспарантов в блоке 6 при определении времени реакции говорит об отсутствии однозначности в действиях обучаемого (раз- 25 брос времени реакции) и невозможности его обучения по методу ведущего. При поступлении второго импульса с выхода делителя 53 работа тренажера осуществляется аналогично описанному, при этом временные метки появятся на втором выходе демультиплек- сора 43 и произведут продвижение единицы в регистре 44,,, при поступлении третьего импульса - в регистре 443, а четвертого - в регистре 44.
Если время реакции хотя бы на метку времени отличается в одном из четырех подряд действий обучаемого, то ему будет предъявлен следующий сигг
нал тире.
При совпадении времени реакции в четырех ответах подряд на выходе соответствующего элемента И 46 появится единичный потенциал, который ус30
35
40
- 45 танавливает соответствующий триггер , 47, с прямого выхода которого сигнал , - х т д
5 танавливает соответствующий триггер 47, с прямого выхода которого сигнал
0
поступает на регулируемый элемент 9 задержки, определяя его время задержки, равное времени реакции обучаемого. Нулевой потенциал с обратного выхода триггера 47 через элемент И 48 поступит на управляющий вход элемента 39 запрета, открыв путь для прохождения импульсов с выхода формирователя 5, и на управляющий вход ключа 40, превратив регистр 17 из кольцевого в сдвиговый. Изменение потенциала на входе одновибратора 49 вызовет появление н тульса на его
выходе, который поступит на вход элемента ИЛИ 37 и установит в исходное состояние счетчики 22-24 и 36.
Импульс с выхода формирователя 5 поступит на вход элемента 1 8 и на вход счетчика-дешифратора 14, обеспечив на первом выходе появление единичного потенциала, который через переключатель 15 поступает на сЬот ветствующий вход шифратора 16, обеспечивая на его выходах код знака, указанного на данном переключателе, например Ф, в виде двоичного -нормализованного числа, в котором точке соответствует 1, тире - 111, а паузе между элементами знака - О.
С выхода элемента 18 импульс поступает на вход V2 регистра 17, переведя его в режим параллельной записи, и через элемент 19 поступает на вход С2 регистра 17, обеспечив запись двоичного числа с выходов дешифратора 16 в регистр 17. Тактовые импульсы с выхода генератора 7 поступают на вход С1 регистра 17 и производят передачу двоичной комбинации знака с выхода регистра 7 на элемент 9 и на вход электроакустического преобразователя 2. Элементы знака также поступают в счетчик 36, который фиксирует число поступивших элементов. Задержанные элементом 9 на время реакции обучаемого элемен- ты знака поступают на информационный вход элемента 20 и на запрещающий вход элемента 21.
Если обучаемьй передает знаки в заданном ритме и темпе, то на выходе элементов 20 и 21 импульсов не будет Если обучаемый при передаче укорачивает переданный элемент знака или удлиняет паузу, то на выходе элемента 20 появляется импульс,. который поступает на вход счетчиков 22 и 24. Если обучаемый при передаче удлиняет переданньш элемент знака (укорачивает паузу), то на выходе элемента 21 появляется импульс, который поступа- ет на вход счетчиков 23 и 24.
По окончании передачи первого знака с выхода формирователя 5 на вход элемента 18 и на вход счетчика-дешифратора 14 поступает импульс, который переводит счетчик 14 во второе положение, обеспечивая формирование следующего знака кода Морзе. Процесс повторяется.
69876
Так как обучаемый в процессе nepe-i дачи знака допускает однотипные, при- сущие ему ошибки, то заполнение того или иного счетчика 22-24 зависит от того, какой тип ошибок присутствует.. Если время реакции увеличилось по сравнению с замеренным, то происходит переполнение счетчика 24. Импульс
1Q переполнершя с выхода счетчика 24 поступает на вход траспаранта 33, на котором высвечивается причина ошибки. У обучаемого повторно проверяется ; время реакции или же тренировка пре15 кращается, так как увеличение времени реакции происходит из-за ухудшения функционального состояния обучаемого.
При превышении обучаемым допусти20 мого числа ощибок импульс переполнения с выхода счетчика 22 поступает на вход транспаранта 31, на котором высвечивается причина ошибки. Этот же импульс через элемент 12 поступает
25 на вход регистра 34, обеспечивая снижение скорости передачи на одну груп0
5
0
5
0
5
пу в минуту, и через элементы 37 и 38 - на установочные входы счетчиков 22-24, 36, переводя их в исходное состояние. Обучаемому предъявляется следующий знак со сниженной скоростью.
При отсутствии ошибок в передаче определенного количества знаков на выходе счетчика 36 появляется импульс переполнения, который, поступая на вход регистра 34, обеспечивает увеличение скорости передачи на одну группу в минуту, а через элементы 37 и 38 - на установочные входы счетчиков 22-24, 36, устанавливая их в исходное состояние. Обучаемому предъ.является следующий знак с повышенной скоростью.
Введение в тренажер блока задания времени и блока синхронизации позволило повысить эффективность тренажера за счет измерения времени реакции обучаемого перед тренировкой и автоматического определения и установки необходимого времени задержки при переходе к передаче знаков кода Морзе.
Формула изобретения
71456987
, формирователь импульсов, тактовый соединен
25
генератор, блок управления, регулируемый элемент задержки, элемент ИЛИ и блок индикации, первьй информацией- ный вход которого соединен с первым выходом блока .анализа элементов знака, второй выход которого соединен с вторым информационным входом блока индикации и с первым входом элемен- 10 та ИЛИ, второй вход которого соединен с третьим информационным входом блока индикации и с третьим выходом блока анализа элементов знака, вход обнуления которого соединен с первым 15 выходом блока управления., счетньш вход которого соединен с выходом датчика кодов, с входом электроакустического преобразователя и с входом регулируемого элемента задержки, вы- 20 ход которого соединен с первым информационным входом блока анализа,элементов знака, второй информационньп вход которого соединен с выходом телеграфного ключа и с входом формирователя импульсов, выход элемента ИЛИ соединен с управляюпщм входом блока управления, группа выходов которого соединена с группой управляющих входов тактового генератора, первый выход которого соединен с входом сдвига датчика кодов, отличающий- с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера; в него введены блок синхронизации и блок, задания времени, группа выходов которого соединена с управляющими входами регулируемого элемента задержки, тактовый вход соединен с . первым выходом тактового генератора, второй выход которого соединен с синхронизирующим входом блока задания времени, вход запрета которого соединен с выходом телеграфного ключа, а первый выход соединен с входом .пуска блока синхронизации, п ервьтй вы ход которого соединен с входом синхронизации тактового генератора, а второй выход соединен с синхронизи- - рующим входом датчика кодов, вход ре- 50 жима которого соединен с третьим выходом блока синхронизации, первый информационный вход которого соедис синхронизирующим входом блока синхронизации, а четвертый вы-, ход соединен с входом обнуления блока управления, вход запуска блока задания времени является входом тренажера .
40
45
нен с выходом датчика кодов, вход торого соединен с входом установки
разрещения блока синхронизации соеди 55 сдвигового регистра, группа
нен .с выходом формирователя импуль -«„,,,,
сов, а второй информационный вход соединен с вторым выходом блока задания времени, третий выход которого
выходов которого соединена с третьими входами группы элементов И группы а тактовый вход соединен с третьим
987
соединен
5
5 0 50
с синхронизирующим входом блока синхронизации, а четвертый вы-, ход соединен с входом обнуления блока управления, вход запуска блока задания времени является входом тренажера .
40
45
торого соединен с входом установки
сдвигового регистра, группа
-«„,,,,
выходов которого соединена с третьими входами группы элементов И группы, а тактовый вход соединен с третьим
. Фг/г2
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1229793A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1989-02-07—Публикация
1987-02-16—Подача