1229793
чика - вторым входом блока, а вы- выходом блока, второй вход элемента ход элемента . задержки управляготим 1ШИ сое-.дииен с выходом счетчика.
Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов приему на слух и передаче на ключе.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренажера и улучшением качества тренажа за счет учета и устранения в ходе тренировки ошибокJ вызванных нарушением темпа и ритма при передаче проявляющихся в удлинении или укорочении передаваемых элементов знака .(точек, тире и пауз между ни1ми) и ликвидации в дальнейшем препятствий для быстрого наращивания скорости передачи.
На фиг, 1 представлена структура тренажера; на фиг. 2 - временные диаграммы, поясняющие его работу.
Тренажер радиотелеграфиста содержит формирователь 1 кодов Морзе, электроакустический преобразователь 2, телеграфный ключ 3, блок 4 анализа элементов знака, формирователь 5 импульсов паузы между знаками, блок 6 индикации, генератор 7 тактовых ипульсов, блок 8 управления (частото генератора 7), регулируемьш элемент 9 задержки и элемент ИЛИ 10.
Формирователь 1 содержит счетчик дешифратор 11, переключатели 12, шифратор 13, регистр 14 и элементы 15 и 16 задержки. Электроакустический преобразователь состоит из звукового (тонального) генератора 17, аналогового ключа 18 и головных телефонов 19.
. Блок 4 содержит элементы ЗАПРЕТ 20 и 21, счетчики 22-24 и элемент ИЛИ 25. Емкость счетчиков регулируется в зависимости от степени подготовки обучаемых и требований,предявленных индивидуально к каждому радиотелеграфисту.
Формирователь 5 содержит инвер- тор 26, одновибратор 27, элемент
И 28 и формирователь 29 короткого ммпульса.
Блок 6 имеет транспаранты ошибок; укорочение точек, тире (удлинение
пауз между ними) 30, удлинение точек, тире (укорочение пауз между ними) 31 и сдвиг по времени между , предъявляемым и воспроизводимым зле- ментам1 знака (изменение времени реакции обучаемого) 32.
Блок 8 содержит реверсивный регистр 33, узел ключей 34, количество, которых равно числу возможных изменений скорости телеграфированиягрупп в минуту - в сторону увеяиче- ния ихп у 1еньшения 5 счетчик 35 (числа элементов), элемент ИЛИ 36 и элемент 37 задержки.
Обучаемый, воспринимая звуковой
образ знака кода Морзе, через голов- :ные телефоны 19 воспроизводит его с помощььэ телеграфного ключа 3 с той же скоростью.
Если число ошибок за один цикл
не превышает заданный уровень, то- во втором цикле скорость предъявления знаков увеличивается на одну грлшпу в минуту, Если же число ошибок превышает заданньй уровень, то
тренажер сразу же переходит к предъ- явлениз зналсбв со скоростью, меньшей на одну группу в минуту, при этом выстчечивается транспарант, указывающий причину ошибок.
Тре1{ажер работает следующим образом „
Предварительно, на элементе 9 устанавливают время реакции обучаемого - время задержки, которое определяют заранее.
При включении питания устанавли- Вс1ется в исходное состояние счетчик- дешифратор II, счетчики 22-24 и 35. Переключателями 12 набирают знаки
кода Морзе, например Ф, Я, Р, В, П и т,д.,которые необходимо обработать в процессе тренировки. С помо- шрью кнопки (не показано) в регистр
33 вводят единицу, котор то продвигает так, что с выхода генератора 7 частота подачи тактовых импульсов соответствует скорости передачи, которой достигает обучаемый к данному времени, например десять групп в минуту .- .
Обучаемьй нажимает кнопку Пуск (не показана). Импульс .с ее выхода поступает на вход счетчика-дешифра- тора 11, обеспечив появление на первом его выходе единичного потенци- ала, и на вход элемента 15. Единичный потенциал с первого выхода счетчика-дешифратора 1 1 через переключатель -12 поступает на соответствующий вход шифратора 13, обеспечив формирование на его,выходах знака кода Морзе, указанного на данном переключателе, например А, в виде двоичного формализованного числа, в котором точке соответствует 1, тире 111 а паузе между элементами знака - О
Этот же импульс, пройдя через элемент 15, поступает на вход регистра 14, осуществив перевод последнего в режим параллельной зациси, а пройдя через элемент 16, поступает на вход регистра 14, обеспечив, параллелную запись двоичного формализованного числа (знака кода Морзе) с выходов шифратора 13 в регистр 14.
Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 7 на вход ре- гистра 14, производят последовательное выдвижение двоичной комбинации знака с выхода регистра 14 на элемент 9 и на управляющий вход ключа 18, обеспечив прохождение тональной частоты с выхода генератора 17 на головные телефоны 19, воспроизводящие звуковой образ знак.а кода Морзе, который воспринимает обучаемый. Элементы знака двоичной комбинации также поступают на счетчик 35, фиксирующий число поступивших элементов знаков. Задержанные элементом 9 на время реакции обучаемох о элементы знака проходят на информационньш вход элемента 20 и запрещаюший вход элемента 21.
Воспринимаемые знаки кода Морзе обучаемый сразу же (с задержкой на время реакции) передает на телеграфном ключе 3 (метод ведущего). Формируемые обучаемым знаки (импульсы) поступают на запрещающий вход элемента 20 и информационный вход элемента 21 и на вход формирователя 8,
Еслт обучаемый в заданном ритме и без сдвига (яачало и конец передан- ного элемента знака соответств тот началу и концу предъявленного знака с с учетом времени задержки, равного времени реакции обучаемого) передает элемент знака, то на выходах элементов 20 и 21 импульсы отсутств тот (фиг. 2а).
Если обучаемый передает элемент знака в заданном ритме, но со сдвигом, т.е. увеличивают время реакции по какой-либо причине, то на выходах элементов 20 и 21 появляются импульсы (фиг. 2б), которые поступают в счетчики 22 и 23 соответственно, через элемент ИЛИ 25 - в счетчик 24..
Если обучаемый при передаче укорачивает переданный элемент знака (удлиняет паузу), то на выходе элемента 20 появляется импульс (фиг. 2в), ко- ,торый поступает в счетчики 22 и 24.
Если обучаемый при передаче удлиняет переданный элемент знака (укорачивает паузу)J то на выходе элемента 21 появляется 1шпульс (фиг. 2г), который поступает в счетчики 23 и 24,
По окончании передачи первого знака с выхода формирователя 5 на вход элемента 15 и вход счетчика-дешифратора 11 поступает импульс, который переводит счетчик-дешифратор 11 во второе положение, обеспечив формирование следующего знака кода. Морзе аналогично описанному. Обучаемый, воспринимая следующий знак, телеграфным, ключом 8 снова воспроизводит его.
Так как каждый обучаемый в процессе передачи знаков допускает однотипные, присущие ему ошибки (сдвиг между принимаемым и передаваемым элементом знака, удлинение или укорочение элементарных посьшок), то заполнение того или иного счетчика 22-24 зависит от того, кчкой тип ошибок преобладает.
Если .обучаемый передает знаки со сдвигом, т.е. его время реакции увеличилось по сравнению с ранее замеренным, то происходит переполнение счетчика 24, так как его емкость устанавливается в 1,5 раза больше емкости каждого отдельного счетчика. (22 и 23),. емкость которых берется одинаковой. Импульс переполнения -С выхода счетчика 24 поступает на вход транспаранта 32 и высвечивает
причину ошибок (сдвиг в передаче знаков), которая обычно происходит 53-за ухудшения функционального сос- гояния обучаемого,
Если обучаемый при передаче превышает допустимое число ошибок, например, типа укорочение посылки-уд- линение паузы, то импульс переполнения с выхода счетчика 22 поступает на вход транспаранта 30 и высвечивает причину ошибок. Этот же импзшьс. через элемент 10 поступает на вход регистра 33, обеспечив снижение скорости передачи на одну.группу в ми- нуту, и через элементы 36 и 37 на установочные входы счетчиков 35,22- 24, обеспечив установку последних в исходное состояние. Обучаемому предъявлен следующий знак кода Мор- зе со сниженной на одну I pynny в минуту скоростью (девять групп в минуту ). Если же обучаемый при передаче определенного количества знаков, например 40, включающих 00 элемен- тов, не превышает допустимое число ошибок, то на выходе счетчика 35 (емкость 99) появляется импульс переполнения, который поступает на вход регистра 33, обеспечив увели- чение скорости -передачи на одну групу в минуту, и через элементы 36 и 37( на установочные входы счетчиков 35, 22-24, обеспечив установку последних в исходное состояние.
Обучаемому предъявляются следующие знаки кода Морзе с повышенной на одну группу в минуту скоростью (11 групп в минуту).
Использование изобретения в устройствах для тренировки радиотелеграфистов позволяет повысить эффективность тренажера при одновременном повьт1ении дидактических возможностей и улучшить качество тренажа за счет фиксации в процессе тренировки не только ошибок, вызванных передачей лишнего элемента знака или сокращением числа переданных элементов знака, а также перестановкой точки - тире., но и ошибок, вызванных нарушением темпа и ритма, приводящих к укорочению или удлинению зле- ментов знака, к удлинению или укорочению пауз между ними. Несвоебре- менное устранение ошибок, связанных с укорочением или удлинением- элемен- тов знаков и пауз между ними, затрудняет дальнейп ее наращивание скорости передачи или приводит к прекращению ее наращивания. Это ухудшает качество подготовки обучаемых. Своевременное выявление и устранение . ошибок в передаче приводит к сокращению времени, затрачиваемого на индвидуальную работу с недостаточно быстро наращивающими скорость передачи радиотелеграфистами.
«N4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1456987A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1532963A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1494028A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1111194A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1552218A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1363500A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU903945A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU951367A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-05-07—Публикация
1984-10-09—Подача