- Щ Ш ттттШ
10
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с термосифоном в
полом валу.
Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения за счет увеличения коэффициентов теплопередачи. На фиг, 1 изображена электрическая машина, продольный разрез; на, фиг.2 - сечение А-А на фиг. 1
Электрическая машина содержит статор 1, ротор 2, вал 3 с центробежным термосифоном 4 с испарителем под сердечником и конденсатором в хвостовиках, выполненном в осевом канале 5, подшипниковые узлы 6 скольжения с патрубками 7 для принудительной подачи жидкости в зазор 8 подшипников, уплотнения 9 вала, неподвижный цилиндр 10, установленный между подпшпником и уплотнением 9 с кольцевым зазором 11 по отношению к нему, патрубок 12 для подачи жидкости в зазор 11, величина которого составляет 0,5-2% диаметра шейки вала (например, при дийметре шейки вала 100 мм величина зазора может быть 0,5-2 мм), радиатор-конденсатор 13 с ребристой внутренней и гладкой наружной поверхностью, установленный в зоне конденсации с натягом по отношению к осевому каналу вала, причем диаметр канала вала в этой зоне больше, чем в зоне испарения. На- 35 пример, при диаметре канала вала в .зоне испарения 40 мм его величина в зоне конденсации может быть по соображениям механической прочности вазазорах подшипника и дополнительного цилиндра, процесса конденсации и радиальной теплопроводности на концах вала, т.е. увеличить общую теплопередачу от конденсирующего пара к охлаждающей жидкости.
Высокие коэффициенты теплопередачи oi достигаются в данной конструкции организацией процесса капельной конденсации интенсивностью 10000- 20000 Вт/(м. К), возможной благодаря отсутствию ввиду центробежных сил пленк11 конденсата на радиальной поверх- 15 ности ребер конденсатора. Суш.ественная интенсификация теплопереноса достигнута также использованием в качестве охлаждающей среды жидкости подшипников, при этом oi 1 500-7000 Вт/{м К), вместо воздуха в известной конструк2Q ijj. J. .- -r-i -/ 7
ции, при которой oi- 100-300 Вт/(м -К).
Для уменьшения потерь энергии на трение вращающегося вала о жидкость зазор, образованный дополнительным цилиндром и шейкой вала, выполнен .больще зазора подшипников и состав- яет 0,5-2% диаметра шейки вала.
Г
30
Кроме того, предлагаемая электрическая машина более экономична, лучше в технологическом отношении, надежна в эксплуатации.
Формула
изобретения
ла не более 50 мм
При работе электрической машины часть тепла, выделяемая в роторе, переносится посредством пара термосифона к концу вала, откуда за счет
Электрическая машина, содержащая статор, ротор, вал с уплотнением и центробежным термосифоном в осевом канале с зоной испарения под сердеч- 40 НИКОМ ротора и зоной конденсации в хвостовиках и подшипниковые узлы, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения путем увеличения коэффици рГ„г рев;„с;о« „ОЗ.Р.- „ .:z™r ™o-rv:Lr50
ре в бдном из подшипниковых узлов между подшипником и уплотнением вала установлен с кольцевым зазором по отношению к валу цилиндр с патрубком для подачи жидкости в упомянутый зазор, величина которого составляет 0,5-2% диаметра шейки вала, а в осевом канале вала в зоне конденсапии с-натягом по
..г - jr-- лтнптрнию к валу установлен радианостью, расположенного в канале , ,,/,:;,,ренней поверхно- в зоне конденсации, уменьшением стен тор Р Р
ки вала в этой зоне Это позволяет конденсации больший, организовать высокоинтенсивные про- , испарения, цессы конвективного теплопереноса в чем диаметр
ности радиатора-конденсатора, теплопроводности стенок конденсатора и вала, теплоотдачи с вращающейся поверхности вала в зазорах отводится циркулирующей жидкостью.
Интенсификация охлаждения ротора достигается применением дополнительного цилиндра, радиатора-конденсатора с ребристой внутренней поверх1457083
0
35 зазорах подшипника и дополнительного цилиндра, процесса конденсации и радиальной теплопроводности на концах вала, т.е. увеличить общую теплопередачу от конденсирующего пара к охлаждающей жидкости.
Высокие коэффициенты теплопередачи oi достигаются в данной конструкции организацией процесса капельной конденсации интенсивностью 10000- 20000 Вт/(м. К), возможной благодаря отсутствию ввиду центробежных сил пленк11 конденсата на радиальной поверх- 5 ности ребер конденсатора. Суш.ественная интенсификация теплопереноса достигнута также использованием в качестве охлаждающей среды жидкости подшипников, при этом oi 1 500-7000 Вт/{м К), вместо воздуха в известной конструк2Q ijj. J. .- -r-i -/ 7
ции, при которой oi- 100-300 Вт/(м -К).
Для уменьшения потерь энергии на трение вращающегося вала о жидкость зазор, образованный дополнительным цилиндром и шейкой вала, выполнен .больще зазора подшипников и состав- яет 0,5-2% диаметра шейки вала.
Г
30
Кроме того, предлагаемая электрическая машина более экономична, лучше в технологическом отношении, надежна в эксплуатации.
Формула
изобретения
Электрическая машина, содержащая статор, ротор, вал с уплотнением и центробежным термосифоном в осевом канале с зоной испарения под сердеч- НИКОМ ротора и зоной конденсации в хвостовиках и подшипниковые узлы, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения путем увеличения коэффици- r.:z™r ™o-rv:Lr50
;;.
ю
, Жидкость
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1372501A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА И КОМПРЕССОРНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА | 1993 |
|
RU2092748C1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2287887C1 |
Электрическая машина с испарительным охлаждением | 1980 |
|
SU892586A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ТУРБОКОМПРЕССОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2076936C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ТЕПЛОВОЙ НАСОС И (ИЛИ) ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2118473C1 |
Электрическая машина | 1988 |
|
SU1704234A1 |
Светодиодная лампа с охлаждением тепловой трубой | 2016 |
|
RU2636747C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАЛОГАБАРИТНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2000 |
|
RU2180867C1 |
ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ТЕРМОСИФОНОМ | 2017 |
|
RU2702618C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повьшенин интенсивности охлаждения путем увеличения коэффициентов теплопередачи. Электрическая машина содержит вал 3 с уплотнением и центробежным сифоном 4 в осевом канале 5, подшипниковые щиты, статор 1 и ротор 2о Благодаря тому, что машина снабжена цилиндром 0 с патрубком 12 для подачи жидкости в зазор И, а в осевом канале установлен радиатор 13 с ребристой внутренней поверхностью, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 нл. Ф
Фиг. 2
Борисенко А„И | |||
и др | |||
Охлаждение промышленных электрических машин, М., 1983, с | |||
Тепловой измеритель силы тока | 1921 |
|
SU267A1 |
Закрытая обдуваемая электрическаяМАшиНА C иСпАРиТЕльНыМ ОХлАждЕНиЕМ | 1979 |
|
SU830614A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-02-07—Публикация
1987-05-25—Подача