1
Изобретение относится к техническому обслуживанию мавшн и, в .частности, применению смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания, эксштуатируемых в различных машинах и механизмах.
Цель изобретения - сокращение расхода масла за счет реализации его качественного резерва при работе двигателей внутреннего сгорания с кар- терной смазкой.
На фиг. 1 изображены типовые графики изменения концентрации (К) примесей, кислотного числа и других характеристик масел, связанных с , поступлением примесей, серы из топлива, продуктов износа для двигателей и масел, находящихся в удовлетворительном состоянии, т.е. со стабилизировавшимися характеристиками; на фиг.2- расчетные примеры вариантов графиков изменения концентрации (к) активной части присадок, t - время работы.
Под активной частью присадок понимается остаточная концентрация элементов присадки, не вступившая в
4
а
о
00
а
процессе контакта с продуктами износ и окисления во взаимодействие или не прошедшая процессов полимеризации. В связи с этим, содержание отдельных элементов присадок в масле например бария, может не изменяться, ,а активная их часть (не полимеризованная) снизиться.
Монотонный график 1 (фиг.1) отражает непрерывный процесс, когда угар и долив производятся постоянно. График 2 отражает действительную картину, соответствующую реализации, сисва за счет естественного обновления, который для разной установленной периодичности смены масла составляет
разные значения, а именно 0,0015, 0,0025 и 0,0040 долей от количества масла в картере при установленной периодичности смены масла соответственно 480, 240 и 120 ноточасов.-Плановую смену масла проводят, если удельный часовой долив составляет менее указанного эталонного значения. При других периодичностях смены масла, отличных от 480, 240 и 120 мо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1779756A1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2051277C1 |
Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1777625A3 |
Способ стабилизации свойств масла при работе двигателя | 1982 |
|
SU1084474A1 |
Комплексный способ повышения эффективности смазывания в агрегатах автотракторной техники | 2018 |
|
RU2679575C1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2092699C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2159795C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 1996 |
|
RU2117287C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2010 |
|
RU2470285C2 |
Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1041893A1 |
Изобретение позволяет сократить расход масла за счет реализации его качественного резерва. Во время работы двигателя доливают в картер масло по мере его расходования. При этом определяют контрольный параметр, который сравнивают с эталоном, а по результатам сравнения определяют необходимость смены масла. В качестве контрольного параметра принимают минимально допустимый удельный часовой долив, обеспечивающий бессменную работу масла, вследствие стабилизации его качества за счет естественного обновления, которое составляет 0,015, 0,0025 и 0,0040 долей количества масла в картере при установленной периодичности смены масла 480, 240 и 120 моточасов. Способ сокращает расход масла за счет реализации качественного резерва, увеличения срока службы и ликвидации смены масла, при этом не исключаются дополнительные затраты. 2 ил. I (Л
темы планово-предупредительных ремон-, 15 трчасов, минимально допустимый удель- тов (ПНР), т.е. уменьшение концент- ньй часовой долив может быть опреде- рации в момент долива масла происхо- лен, например, интерполяцией с дит скачком однако это различие дпя. анализа динамики не является сущест1, псш ломср, иптериилнциеи с использованием указанных трех точек. В процессе работы двигателя происвенным, так как средние величины оди- 20 ходит старение масла вследствие его
взаимодействия с трущимися поверхностями, продуктами окисления и примесями. Одновременно со старением масло восстанавливается за счет донаковы. В связи с этим, и дпя практических расчетов пользуются урав- / нениями, отражающими монотонньш процесс. Ступенчатое изменение концентрации присадок проявляется и в момен- 25 лива свежего по мере угара и утечек.
ты замены фильтров, производимой jBMecTo плановых смен масла (фиг. 2 график 3). График 4 (фиг. 1) показывает браковочный уровень параметра.
В результате этих двух процессов качественный состав масла постепенно стабилизируется. При некоторой интён- . сивности долина свежего масла стабиграфик 5 (фиг. 2) - линейное измене- ЗО лизация наступает на уровне, не до- ние активной присадки при равномерном стигающем браковочных значений.
35
40
ее срабатывании и самых неблагоприятных условиях, влияющих на темп снижения .ее концентрации (постоянная интенсивность старения). График 6 показывает экспоненциальную зависимость старения масла (реальную).График 7 показывает случай, когда стабилизированный уровень концентрации не достигает браковочного. Графики 8 и 9 иллюстрируют увеличение резерва качества :; масла при удельных часовых доливах соответственно 0,004 и 0,01 долей от количества масла в картере.
Сущность способа заключается в следующем.
Во время, работы технически исправного двигателя доливают в картер масло по мере его расходования. При этом измеряют количество доливаемого |Масла и определяют фактический удельный часовой долив масла. Контрольный параметр сравнивают с эталоном, в качестве которого принимают ми- gg нимально допустимый, например расчетный, удельный часовой долив, обеспечивающий бессменную работу масла, вследствие стабилизации его качестРассматривают математическую модель накопления примесей и старения картерных масел.
Динамика накопления примесей в двигателе внутреннего сгорания (фиг.1 график 1) подчинена экспоненциально- му закону, описываемому следующей формулой:
VliL. ,
t
+ Ь(), (,)
КгКоз-е
45
50
где К - концентрация примесей или
продуктов износа, кг/кг; - начальная концентрация примесей, кг/кг;
д.д - средняя скорость долива масла в картер вследствие угара и утечек, кг/ч (удельный часовой долив); приведенная скорость циркуляции масла в системе маслоочистки, кг/ч; скорость поступления примесей или продуктов износа в масло, кг/ч;
средний вес масла в картере, кг;
Ч„ 1л Q трчасов, минимально допустимый удель- ньй часовой долив может быть опреде- лен, например, интерполяцией с
1, псш ломср, иптериилнциеи с использованием указанных трех точек. В процессе работы двигателя проис5
0
Рассматривают математическую модель накопления примесей и старения картерных масел.
Динамика накопления примесей в двигателе внутреннего сгорания (фиг.1 график 1) подчинена экспоненциально- му закону, описываемому следующей формулой:
VliL. ,
t
+ Ь(), (,)
КгКоз-е
g
5
0
где К - концентрация примесей или
продуктов износа, кг/кг; - начальная концентрация примесей, кг/кг;
д.д - средняя скорость долива масла в картер вследствие угара и утечек, кг/ч (удельный часовой долив); приведенная скорость циркуляции масла в системе маслоочистки, кг/ч; скорость поступления примесей или продуктов износа в масло, кг/ч;
средний вес масла в картере, кг;
Ч„ 1л Q t - время работы двигателя без смены масла, ч.
Как видно из уравнения (1), концентрация примесей в масле стремится к пределу, обусловленному интенсивностью его долина, для поддержания исходного количества, уменьшающгося вследствие угара и утечек. Чем выше интенсивность долива (удельный часовой долив), тем ниже уровень стабилизации концентрации. При некоторой скорости долива концентрация не может достигать браковочного уровня (график 4, фиг. 1).
Изменение концентрации активной присадки в масле также подчинено экспоненциальной зависимости и описывается следующим уравнением:
,
.1
irsi
In
).
К. К п - концентрация активной присадки, кг/кг; , начальная концентрация активной присадки, кг/кг; - приведенная скорость срабатывания присадки, кг/ч;
/
о
g д - скорость срабатывания присадки, кг/ч.
На основе прямолинейного графика 5 обосновываются периодичности смены масел при системе ППР.
График 3 (фиг. 2) отражает действительную динамику концентрации активной присадки при удельной .интен- сивности долива свежего масла, равной 0,0025 от веса масла в картере за 1 ч работы. При этом, начальная скорость срабатывания активной присадки принята одинаковой для всех нормально работающих двигателей.
Как видно из графиков (фиг. 1 и 2 при скорости угара, утечек и долива, превышающей некоторьй уровень, стабилизация концентрации примесей и присадок наступает на.уровне, не достигающем браковочного (график 4, фиг. 1 и график 7, фиг. 2).
Чем выше интенсивность естественного обмена масла за счет долива, тем больше резерв его качества. График 8 (фиг. 2) соответствует удельному доливу, равному 0,004, а график 9 - jpaBHOMy 0,01.
10 15
)
20
25
30
с
4045
) , Qgg
Все указанные выводы относятся к двигателям, находящимся в исправном состоянии (около 95% двигателей). Организация технического обслуживания, ремонта и смены масел в неисправных двигателях должна рассматриваться особо, так как их надежность системой планово-предупредительного ремонта практически не обеспечивается.
На основе расчетных уравнений (1 и 2) определяют минимально допустимые скорости угара, утечек и удельного долива масла, обеспечивающие эксплуатацию двигателей без смены моторного картерного масла при полученных в эксплуатации максимально допустимых скоростях поступления примесей и срабатывания присадки, В процессе эксплуатации осуществляют постоянный контроль и учет долива масла в картер каждого двигателя.
К моменту плановой смены масла определяют суммарный вес долитого свежего масла и средний удельный часовой долив масла, т.е. отнесенный к одному часу работы или километру пробега. Полученную фактическую скорость долива масла фактический удельный часовой долив сравнивают с минимально допустимой. Если фактический удельный долив выше минимально допустимого, то с доверительной вероятностью 0,95 можно утверждать, что масло имеет резерв качества не только до следующей плановой смены, но и до разборки двигателя на очередном ремонте. При следующей плановой смене снова проводят аналогичное сопоставление.
Доверительная вероятность 0,95 соответствует надежности, достигаемой при существующей системе ППР, т.е. внедрение предлагаемого способа не . ухудшает надежности двиг-ателя.
Если принять в качестве исходных данных постоянный вес моторного масла в картере, равный 10 кг, периодичность смены масла 240 моточасов, начальную концентрацию активной присадки 4% и браковочный ее- уровень 1 ,6% (отношение текущего содержания присадки к браковочному 2,5) получают следующее,
Общий вес активной присадки в свежем масле, содержащемся в картере
,4 кг.
где GO - вес присадки, кг;
QA, - вес масла в картере, кг; К„ - концентрация присадки в масле, кг/кг.
Начальная скорость срабатывания присадки
бп - 0,001
- си
кг/ч.
где К Б Т
браковочная концентрация присадки, кг/кгJ время работы двигателя между плановыми сменами масла, моточасов.
При этом изменение концентрации присадки при отсутствии угара, утечек и долива происходит в соответствии с графиком 6 (фиг. 2) и браковочный ее уровень достигается, примерно, через.360 моточасов.
При наличии долива свежего маслаj равного 0,025 кг/ч или 0,0025 от веса масла в картере за 1 ч работы, концентрация активной присадки изменяется в соответствии с графиком 3 (фиг. 2) и стабилизация присадки на- стзшает примерно через 400 моточасов на уровне 2%. При этом неиспользованный резерв присадки около 30% от браковочного уровня, что вполне достаточно дЛя нормальной работы двигателя. Если долив интенсивнее, например OjOl веса масла в картере за 1 ч работы, то изменение концентрации происходит в соответствии с графиком 9 (фиг. 2). По результатам статистической обработки эксплуатационных данных количество двигателей, в которых долив масла вследствие угара и утечек .составляет менее 0,0025 от веса масла в картере за 1 ч работы, не превышает 5-10%. Таким образом, для принятых условий без смены масла можно эксплуатировать около 90% парка двигателей.
Способ оценки качественного резер ва картерного масла в двигателе внутреннего сгорания, заключающийся в том, что во время работы двигателя доливают в картер масло по мере его расходования, определяют контрольный параметр и сравнивают его с эталоном а по результатам сравнения определяют необходимость смены масла, отличающий с я тем, что, с целью сокращения расхода масла за счет реализации его качественного резерва, в качестве контрольного параметра определяют фактический удельный часовой долив масла, в качестве эталонного параметра принимают минимально допустимый удельный часовой долив, обеспечивающий бессменную работу масла, вследствие стабилизации его качества за счет естественного обнов- 45 ления, который составляет 0,0015, 0,0025 и 0,0040 долей от количества масла в картере при установленной периодичности смены масла соответственно 480, 240 и 120 моточасов, а
Аналогичный расчет можно выполнить для периодичности смены масла в 480
моточасов. При этом минимально допу- ВО плановую смену масла проводят, если с-гамая скорость долива составит око-удельный часовой долив составляет мело 0,0015 веса масла в картере занее указанного эталона.
10
6036А8
1ч. работы Для периодичности смены масла через 120 моточасов минимально допустимая скорость долива составит около 0,004 веса масла в картере за 1 ч работы.
Использование предлагаемого способа позволяет сократить расход масла в двигателях внутреннего сгорания до 30-40%, а в среднем около 20% за счет реализации качественного резерва , увеличения срока службы и ликвидации не требующихся смен масла. При этом не требуется никаких дополнительных затрат, за исключением более четкого выполнения существующего требования по учету расхода масел на до- ливы в каждом двигателе и определения удельного часового расхода (отнесенного к одному часу работы двигателя или определенному пробегу машин).
15
20
Ф
ормула изобретения
Способ оценки качественного резерва картерного масла в двигателе внутреннего сгорания, заключающийся в том, что во время работы двигателя доливают в картер масло по мере его расходования, определяют контрольный параметр и сравнивают его с эталоном, а по результатам сравнения определяют необходимость смены масла, отличающий с я тем, что, с целью сокращения расхода масла за счет реализации его качественного резерва, в качестве контрольного параметра определяют фактический удельный часовой долив масла, в качестве эталонного параметра принимают минимально допустимый удельный часовой долив, обеспечивающий бессменную работу масла, вследствие стабилизации его качества за счет естественного обнов- ления, который составляет 0,0015, 0,0025 и 0,0040 долей от количества масла в картере при установленной периодичности смены масла соответственно 480, 240 и 120 моточасов, а
плановую смену масла проводят, если удельный часовой долив составляет меаг
20 ЦО
,
80 -100 120 jifo т 180 гоо гго zwt
Фиг.1
0,01
0.0
Авторы
Даты
1989-02-23—Публикация
1987-06-23—Подача