Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F01M9/02 

Описание патента на изобретение SU1779756A1

Изобретение относится к техническому обслуживанию машин. Преимущественная область его использования: системы смазок двигателей внутреннего сгорания.

Известен статистический способ оценки качественного резерва масел, включающий определение его состояния на основе средней скорости срабатывания элементов присадки, восстановление свойств масла с целью увеличения срока его службы путем долива, например, в картер свежего масла и ввода в него повышенного содержания многофункциональной присадки, отличающийся тем, что при каждом доливе используют заранее приготовленное масло с повышенным содержанием присадки.

Недостаток этого способа заключается в том, что при его реализации не используются качественные резервы масла, а восстанавливаются его свойства в расчете на наихудший двигатель независимо от фактического состояния масла в каждом отдельном двигателе или же требуется сложная дорогостоящая, не оправдывающая себя система изготовления масел с текущим качественным составом и проведение регулярных анализов масла в картере. В результате общий расход масла остается весьма высоким. При этом некоторые важные характеристики, влияющие на браковочное состояние с помощью этого способа, не могут быть восстановлены до исходного или хотя бы до допустимого уровня, например содержание механических примесей.

Известен способ оценки качественного резерва масел, включающий периодический отбор проб масел, определение значения текущего браковочного параметра и стабилизацию свойств масел при работе двигателей путем добавления в масло присадки при достижении минимального допустимого значения браковочного параметра, отличающийся тем, что с целью снижения расхода присадки в качестве браковочного параметра принимается отношение текущего значения щелочности масла к минимально допустимому, равное 2,7-3,2.

Недостатком этого способа является необходимость восстановления свойств масел в процессе эксплуатации. При этом не реализуются резервы масел, обеспечивающие сверхнормативные наработки.

Известен также способ оценки качественного резерва картерных масел в двигателях внутреннего сгорания, включающий регулярный i отбор проб масла, осуществление их анализа в специальных лабораториях по основным качественным характеристикам, в том числе и по содержанию механических примесей, долив масла в картер по мере угара и утечек и периодическую его смену, отличающийся тем, что замена масла производится только по браковочным параметрам.

Недостатком такого способа является необходимость применения специального оборудования и выделение обслуживающего персонала для проведения анализов масел. Расчеты показывают, что эффективность такого способа при эксплуатации автотракторного парка и дорожностроительной техники начинает проявляться только в том случае, если обслуживаемый одной лабораторией парк машин составляет не менее 450-500 единиц, но и при этом углубленных анализов масел, требующих дорожного оборудования, не должно производиться. При меньшем парке машин расходы на проведение анализов превышают эффект, получаемый от сокращения расхода масел, т.е. он не является экономически целесообразным. В связи с таким недостатком приведенный способ нашел применение в основном только на железнодорожном транспорте, где емкости картеров в тепловозных двигателях значительные и эффект проявляется даже при небольших парках тепловозов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ оценки качественного резерва картерных масел в двигателях внутреннего сгорания, включающий долив в картер свежего масла

0 по мере его угара и утечек, учет доливаемого масла отдельно по каждому двигателю, плановую смену масла при установленной наработке между сменами, определение фактического удельного расхода масла на

5 долив каждого двигателя и сопоставление его с минимально допустимым удельным до- ливом, обеспечивающим бессменную работу масла вследствие стабилизации его качества за счет естественного обновления,

0 и основанный на учете в процессе эксплуатации интенсивности долива свежего масла. Для различных масел интенсивность долива, обеспечивающая бессменную работу, соответствует следующим уровням, пред5 ставленным в табл.1.

Недостатком этого способа является неполное использование резерва картерных масел, так как принятие решения о продлении срока их эксплуатации имеет только

0 один контрольный уровень.

Целью настоящего изобретения является сокращение расхода масла в двигателях с интенсивностью долива менее контрольного уровня,

5 Эта цель достигается увеличением периодичности смен моторных масел путем определения установленных дополнительных промежуточных контрольных уровней интен- сивностейдолива,равных:0,0004:0,0008;0.0012

0 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел группы Д с установленной периодичностью смены 480-500 мото-часов для строительно-дорожных машин, что равноценно 20000 км пробега ав5 томобилей;

при этом действительная замена может быть произведена соответственно через 600, 720. 840 мото-часов;

0,0006; 0,0012; 0,0019 доли от веса или

0 объема масла в картере за один час работы для масел группы Г с установленной периодичностью смены 240-250 мото-часов для строительно-дорожных машин, что равноценно 10000 км пробега-автомобилей;

5 при этом действительная замена может быть произведена соответственно через 300,360. 480 мото-часов;

0,002 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел груп- пы А,Б,В с установленной периодичностью

смены 120-125 мото-часов для строительно- дорожных машин, что равноценно 5000 км пробега автомобилей. При этом действительная замена может быть произведена через 180 мото-часов.

Сущность предлагаемого способа оценки ресурса моторного масла двигателей внутреннего сгорания заключается в уменьшении количества плановых смен и отличается от прототипа тем. что, с целью сокращения расхода масла, дополнительно устанавливают промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла менее эталона, сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла.

Заявителю не известны источники информации, включающие в себя признаки отличительной части формулы.

Приведенные на чертеже графики отражают изменение концентрации активной части присадки в зависимости от конкретных условий эксплуатации и интенсивности долива масла в картер.

График 1 показывает браковочный уровень концентрации присадки; график 2 соответствует работе, когда отсутствует угар, утечки и долив. График 6 соответствует работе двигателя с интенсивностью долива, равной 0,0025 обьема масла в картере за один час работы. Как видно из фиг.1, при такой интенсивности долива масла двигатель может работать без смены масла. График 2 характеризует работу в соответствии с требованиями ППР и периодичностью замены масел через каждые 240 мото-часов при отсутствии долива. В прототипе все двигатели, в которых интенсивность долива масла менее 0,0025 объема масла в картере за один час работы, работают в соответствии с ППР независимо от промежуточных интенсивностей долива, т.е. во всех случаях замена масла производится через 240 моточасов. Количество таких двигателей в эксплуатации составляет 10-20%.

В процессе работы двигателей учитываются установленные дополнительные промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла, составляющие 0,0006 (график 3), 0,0012 (график 4) и 0,0019 (график 5).

В соответствии с динамикой срабатывания присадок при учете этих промежуточных контрольных уровней представляется возможным изменить периодичность замены масел и производить ее в соответствии с графиками 3, 4 и 5.

Таким образом при регулярном контроле промежуточных интенсивностей долива масла в ДВС представляется возможным увеличить периодичность замены с 240 до 300 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива с 0,0006 до 0,0012 объема масла в картере за один час работы; с 240 до 360 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива от 0.0012 до 0,0019 объема масла в

картере за один час работы; с 240 до 420 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива от 0.0019 до 0.0025 объема масла в картере за один час работы.

Пример. Если принять в качестве

исходных данных постоянный вес моторного масла в картере, равный 10 кг, периодичность смены масла 240 мото-часов, начальную концентрацию активной присадки 4% и браковочный ее уровень 1.6% (отношение текущего содержания присадки к браковочному 2,5), то промежуточные варианты увеличения срока использования масел до их смены могут быть определены следующим образом: при работе двигателей с интенсивностью долива в пределах контрольного уровня, равного 0,0006-0,002 обьема масла в картере за один час работы (график 3 фиг.1), периодичность замены масла может составить ЗСО мото-чзсов емосто 240 (график 3 фиг. 1).

Аналогичным способом можно определить необходимую периодичность замены масел при промежуточных интенсивностях долива 0,0012-0,0019 и 0,0019-0,0025 00/ч.

Соответственно графики 4 и 5 на фиг.1

Использование предложенного способа позволяет дополнительно (в сравнении с прототипом) сократить расход масла в ДВС до 3% от общего его расхода. При этом не

требуется никаких дополнительных затрат за исключением более четкого выполнения существующего требования по учету расхода масел на долив в каждом двигателе и определения удельного расхода, отнесенного к одному часу работы двигателя или определенному пробегу машины.

Сфера применения изобретения - все организации и предприятия, использующие двигатели внутреннего сгорания с картерной смазкой и производящие смену масел в процессе эксплуатации на основе системы планово-предупредительного обслуживания по заданным наработкам или пробегам независимо от фактического состояния отдельных двигателей.

Формула изобретения Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания, включающий определение фактического удельного

расхода по каждому двигателю и сопоставление его с эталоном, отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода масла, дополнительно устанавливают промежуточные контрольные уровни интенсивностей

долива масла, меньшие эталона, сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла.

Похожие патенты SU1779756A1

название год авторы номер документа
Способ оценки качественного резерва картерного масла в двигателе внутреннего сгорания 1987
  • Чанкин Владимир Васильевич
  • Миронов Леонид Алексеевич
  • Михайлов Георгий Агафонович
  • Морозова Татьяна Сергеевна
  • Пугачева Тамара Константиновна
  • Шапинский Юрий Александрович
SU1460364A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Ларин Владислав Ефимович
RU2051277C1
Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания 1989
  • Ларин Владислав Ефимович
SU1777625A3
Комплексный способ повышения эффективности смазывания в агрегатах автотракторной техники 2018
  • Пустовой Игорь Филиппович
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Любимов Дмитрий Николаевич
RU2679575C1
Способ определения склонности моторных масел для дизельных двигателей к образованию низкотемпературных отложений 2020
  • Уханов Денис Александрович
  • Прокопцова Мария Дмитриевна
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
RU2724330C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА 1996
  • Ишмаков Р.М.
  • Васильев В.И.
  • Хафизов А.Р.
  • Абызгильдина М.Ю.
RU2117287C1
КОНЦЕНТРАТ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА И КАРТЕРНОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО 1995
  • Ричард Дж. Баумгарт
  • Майкл А. Дитуро
  • Франциска Е. Локвуд
RU2171830C2
Способ повышения эффективности использования работающих моторных масел 2021
  • Петухов Сергей Александрович
RU2778760C1
Способ восстановления свойств смазки 1970
  • Ленский А.В.
  • Скибневский К.Ю.
  • Франкштейн С.М.
  • Хмелевой Н.М.
SU348078A1
Рабоче-консервационное масло для двигателей внутреннего сгорания 1974
  • Главати Олдржих Людвикович
  • Дец Марьян Михайлович
  • Рабинович Исаак Лейбович
  • Щербинин Александр Иванович
  • Черменин Анатолий Петрович
  • Журба Андрей Степанович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Благовидов Игорь Федорович
  • Шехтер Юлий Наумович
  • Титуренко Сергей Григорьевич
  • Бунаков Борис Михайлович
  • Максымив Игорь Михайлович
  • Гарун Ярослав Евстахиевич
  • Конович Лев Григорьевич
SU503894A1

Реферат патента 1992 года Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания

Сущность изобретения: с целью сокращения расхода масла дополнительно устанавливаются промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла менее эталона сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла. 0,0004; 0.0008; 0,0012 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 480 мото-часов, при этом действительная замена может быть произвел.1 с о- ответственно через GOC. 720 и мото-часов; 0,0006; 0,0012; 0,0019 доли о веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 240 мото-часов, при этом действительная замена может быть произ ведена соответственно через 300, 360 и 420 мото-часов; 0,002 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 120 мото-часов, при этом действительная замена может быть произведена соответственно через 180 мото-часов. 1 ил., 1 табл. 1Л С

Формула изобретения SU 1 779 756 A1

К кг/icr Концентсгцнл активной присадки

0,04

0,03

0,02

0,01 П50Ж3004 5(Г5006007S)Ш

Продолжительность работы, час

О, СО 12 и/час - 0,0006 Q./W долив О

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1779756A1

Способ восстановления свойств смазки 1970
  • Ленский А.В.
  • Скибневский К.Ю.
  • Франкштейн С.М.
  • Хмелевой Н.М.
SU348078A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ стабилизации свойств масла при работе двигателя 1982
  • Ларин Владислав Ефимович
  • Данилов Леонид Иванович
  • Даринский Юрий Витальевич
  • Тищенко Михаил Петрович
  • Шкаренко Вадим Алексеевич
SU1084474A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для видения на расстоянии 1915
  • Горин Е.Е.
SU1982A1
Автоматический пистолет 1924
  • Прилуцкий С.А.
SU2635A1
Изд
Транспорт, 1970, дополнение 1973 г
Резцовая головка для обработки дерева 1930
  • Борисов Е.Г.
SU20793A1
Транспорт и машины сельскохозяйственные, техническое обслуживание
Способ оценки качественного резерва картерного масла в двигателе внутреннего сгорания 1987
  • Чанкин Владимир Васильевич
  • Миронов Леонид Алексеевич
  • Михайлов Георгий Агафонович
  • Морозова Татьяна Сергеевна
  • Пугачева Тамара Константиновна
  • Шапинский Юрий Александрович
SU1460364A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 779 756 A1

Авторы

Чанкин Владимир Васильевич

Пугачева Тамара Константиновна

Шапинский Юрий Александрович

Морозова Татьяна Сергеевна

Тайц Вячеслав Владимирович

Даты

1992-12-07Публикация

1989-07-11Подача