1 : .
Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам задания режимов работы двигателей на испытательном стенде, и является усовершенствованием способа по авт.св. ISf 1147945.
Целью изобретения является повышение точности испытаний.
На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.
Устройство содержит испытательный стенд 1, состоящий из двигателя и элемента нагрузки, блок 2 управления, связанный со стендом 1 и первым генератором 3 сигналов векторного дискретно-непрерывного марковского процесса, выход которого подключен к входу второго генератора 4 случайных сигналов, вычислительного блока 5 и третьего генератора 6 слу чайных интервалов времени режимов работы двигателя 6.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно в условиях эксплуатации двигателей внутреннего сгорания производят одновременную запись
10
15
параметров нагрузочного режима и режимов систем автоматического управления и регулирования (например, система автоматического управления и регулироватш частотой вращения двигателя, система автоматического уп равления и регулирования температурой охлаждакяцей воды): момента сопротивления на валу двигателя (М), заданного значения частоты вращения двигателя (п), заданного значения температуры охлаждающей воды (t). Также одновременно производят запись процессов изменения показателей эффективности работы систем автоматического управления и регулированияj например, точность поддержания (отклонение от) заданного значения частоты вращения («Г), точность поддер- жани.я температуры охлаждающей воды ((ft °). При этом параметры снимаются в виде сигналов в соответствукшщх датчиков: датчика момента сопротивления, задатчика частоты вращения, задатчика температуры, датчиков показателей эффективности. Так, в качестве датчиков точности используют устройство, состоящее из элемента сравнения, к входам которого подклю- .JQ чены выходы задатчика и датчика соответствующего параметра.
Запись параметров производится в течение промежутка времениj достаточного для получения статистически
называемые квазистационарные участки) . Для каждого из этих участков определяют математические ожидания параметров
I
т„ 1- M,(t)dt,
б т;
т,
i- 1 n;(t)dt;
О
т;
тг (
(1)
т
i, V U.(t)dt;
о 1
т- (t)dt, . 1л
Д® ™ hi f(«
20
25
m
га
rf4
- математические ожидания параметров М, п, Л1, t , rft соответственно j продолжительность всего процесса;
продолжительность анализируемого квазистационарногоучастка;
текущее значение времени. Длительность Т- каждого квазистаТ Т- t представительных реализаций случай- дионарного участка является случайного процесса этих параметров в уело-ной величиной. Ее распределение под- виях эксплуатации. В полученных ре-чиняется экспоненциальному или нор- ализациях вьщеляют временные участкимальному закону. Определяют авто- и
работы двигателя на приблизительно установившихся режимах работы (так
называемые квазистационарные участки) . Для каждого из этих участков определяют математические ожидания параметров
I
т„ 1- M,(t)dt,
б т;
т,
i- 1 n;(t)dt;
О
т;
тг (
(1)
т
i, V U.(t)dt;
о 1
т- (t)dt, . 1л
Д® ™ hi f(«
Q
0
5
m
га
rf4
- математические ожидания параметров М, п, Л1, t , rft соответственно j продолжительность всего процесса;
продолжительность анализируемого квазистационарногоучастка;
текущее значение времени. Длительность Т- каждого квазистаТ Т- t 40
взаимокорреляционные функции параметров на квазистационарных режимах:
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ испытания двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1337710A2 |
Способ испытаний двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1147945A1 |
Способ испытаний параллельно работающихдизЕль-элЕКТРичЕСКиХ уСТАНОВОК | 1978 |
|
SU798525A1 |
Устройство для тепловой защиты электродвигателя | 1984 |
|
SU1229882A2 |
Способ испытания двигателя внутреннего сгорания | 1979 |
|
SU868418A1 |
Статистический анализатор конечной разности фазы сигнала | 1988 |
|
SU1553919A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2182086C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1973 |
|
SU429302A1 |
Устройство для определения передаточной функции динамического звена | 1987 |
|
SU1432466A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО МЕЖЦИКЛОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1989 |
|
RU2029124C1 |
Изобретение позволяет повысить точность испытаний. Для этого дополнительно задают математические ожидания показателей эффективности функционирования систем автоматического управления и регулирования (САУР) двигателя в виде случайных сигналов, связанных по математической модели, йписываемой многомерньм дискретнонепрерывным марковским процессом, и отклонения от математических ожчца- ний в виде случайных сигналов, связанных по авто- и взаимокорреляцкон- ным функциям с параметрами, полученными в условиях эксплуатации двигателя. Измеряют показатели эффе.ктив- ности САУР испытываемого двигателя и по заданным сигналам и измеренным показателям эффективности осуществляют коррекцию положения настроечных органов САУР. В качестве показателей эффективности функционирования САУР используют параметры точности поддержания заданного значения частоты вращения коленчатого вала двигателя и точности поддержания т-ры охлаж- дающей жидкости. Точность испытаний повышается за счет приближения совокупности всех режимов работы двигателя при испытаниях к реальным эксплуатационным режимам, 1 з.п. ф-лы, 1 ил.. Ф
KM; ГО
--:;; ) - m.)(M,() -m.)dt ,
Vb(t) - m.)(n(t+C) - m,.)dt
о
Trt
тНт- - «.iXM.Ct) - i
0
4fr
-, X () - m,. )(t() - m.o )dt ,
i , - L Д 1t ;
Т
rr i
-LT- (tMfc) - m.. )(M.(t+ D) - m..)dt ;
.-tilt i M
T;°C
К
(fn
,(C) 1 (crn,(t) - nij.),(cfn,(t+0 - -,
(C)
т.-г
т, -t
(rfn.(t) - m)(n,(t+t) - щ )dt ,
(2)
1 ; - ;
т. -- () - ( - m,,4,)dt ,
I 0
1 -T- r - - t .
л
), к„;(:),
Kt ;(O, К,;(О,
) - автокорреляци- 10 онные функции
параметров М,
п, t , fn, R.,v,() ),
RfTniwi взаимокорреля- 15
ционные фунции;
V,P
- n и М, t и М,
rfn и п, t
соответственно.
Вычисляют матрицы переходных ве- 20 роятностей для математических ожиданий параметров М, п, t , , Л
(3)
где р.. - вероятность события, соЧ
стоящего в том, что параметр, имеющий значение m ; на i-oM квазистационарном участке, примет значение m : на J-OM участке. С помощью вычисленных статистических показателей случайное изменение параметров нагрузочного режима и настроечных режимов систем автоматического управления и регулирования двигателя в условиях эксплуатации, например таких, как момента сопротивлений, заданной частоты вращения, заданной температуры охлахадающей воды, точности поддержания частоты вра щёния и точности поддержания температуры охлаждающей воды, представляю в виде суммы двух случайных процессов, характеризующихся следующими математическими моделями:
. вектортый дискретно-непрерывный марковский процесс (однородная марковская цепь событий с дискретными состояниями и непрерывным временем)
m
м
m
m
о.
ti
с параметрами н,
(ft tл„ „
векторный непрерывный случайный
процесс изменения параметров режима около их математических ожиданий
0
5
0
5
0
35
40
д
50
55
к,(О, к,(с), R.,.,(c), К,с, (Г), ,
Rt,(O, KdV;(O, R/n.nXO, К.. (С),
).
Перед началом испытаний в генератор 3 вводятся характеристики дискретно-непрерывного марковского процесса ii ; тпиа , nit«-,m,j ., полученные на основе эксплуатационных данных, аналогично в генератор А вводятся характеристики KW,-(J;), К„ДС)-, .COi Kt, (C)i Rtv()i K,n;(), ,M,(-r)i KdV.CO; Rrft fXO. в генератор 6 случайных временных интервалов вводятся параметры закона распределения времени работы двигателя при различных режимах. В вычислительный блок 5, представляющий серийно вьтускаемую ЭВМ, вводят стандартные, программы по статистическому анализу, по обработке и планированию активного эксперимента.
При включении в работу блок 2 управления выдает команду И на пуск двигателя и в генератор 3, который выдает сигнал S для управления элементом нагрузки и управляющие сигналы h, а системы автоматического управления и регулирования частотой вращения двигателя и температурой охлаждакщей воды соответственно. Генератор 3 выдает сигналы Ь и с, поступающие в вычислительный блок 5 и задакщие настроечный режим работы систем автоматического управления и регулирования частотой вращения двигателя и температурой охлаждающей воды. Генератор 3 также выдает сигнал g на управление генератором 4. По команде g генератор 4 формирует сигнал р для управления элементом нагрузки и управляющие сигналы 1, d систем /автоматического управления и регу- лиравания частоты вращения двигателя и температуры охлаждакнцей воды. Сигналы s и р алгебраически скла- дьшаются и поступают на исполнительное устройство, управляюцее величиной момента сопротивления, сигналы h и 1, а и d алгебраически складываются и поступают на испсхлнн- тельные устройства задатчиков частоты вращения и температуры систем автоматического управления и регулирования частотой вращения двигателя и температурой охлаждающей воды соответственно.
Генератор 4 фopмlipyeт также сигналы 1, f, поступаюпще в вычислительный блок 5. Сигналы Ь и 1, с и f. на входе вычислительного блока 5 алгебраически складываются и представляют собой случайные процессы, статистические характеристики которых аналогичны статистическим характеристикам процессов изменения показателей эффективности работы j(например, точности поддержания заданного 3Ha4emiH) систсь азтоьгати- ческого управления и регулирования соответственно частоты вращения и температуры охлаждающей воды в условиях зксплуатахдан. Во время испыта- ния двигателя с датчиков показателей эффективности работы снимаются сигналы г и J, которые подают в вычислительный блок 5s где сравнивают с сигналами Ь + 1 и с f f 4 &.1числительный блок 5 определяет статические характеристики разностных сигналов, производит опыты по планированию активного эксперимента, про- извода1Т проверку воспроизводимости опытов, проводит регрессионный анализ и определяет уравнение регрессии производит проверку значимости коэффициентов уравнения регрессии, проверку адекватности уравнения регрес™ сии, оптимизацию и определяет значения регулировочных параметров систем автома гического управления и регулирования. С помощью выходных сигналов т и k блока 5 через исполнительные устройства задают положение настроечных органов систем a:JTo- матического зшравления и регулирования частоты вращещш и температуры охлаждающей воды в соответствии с каждым опытом планирования эксперимента. Блок 5 задает с помощью выходных сигналов положение настроечных /органов таким, что качество работы систем автоматического управления и регулирования двигателя на стенде максимально точно соответствует условиям эксплуатации. Через -случайные промежутки времени Т генератор 6 выдает команды на генератор 3, по которым он формирует новые значения
управляющих воздействий s
0
5
0
5
0
5
9
5
а
с
lit II
, h ,
, . В соответствии с матрицей переходных вероятностей F. При этом изменяется сигнал g, управляющий генератором 4. Генераторами 3, 4 и 6 производится автоматическая подстройка в случае отклонения статистических характеристик выходных сигналов от заданных значений.
Таким образом, предлагаемый способ испытаний позволяет приблизить совокупность всех режимов работы двигателя (нагрузочных систем автоматического упра&пения и регулирования) при испытаниях на стенде к реальным эксплуатационным режимам Тем самым обеспечивается возможность сокращения сроков создания новых и модернизированных двигателей.
Формула изобретения
W 147945, отлича.ющийся тем, что, с целью повышения точности испытаний, дополнительно задают математические ожидания показателей эффективности функционирования систем автоматического управления и регулирования двигателя в виде случайных сигналов, связанных по математической модели, описываемой многомерным дискретно-непрерывным марковским -процессом, и отклонения от математических ожиданий в виде случайных сигналов, связанных по авто- и взаимокорреляционным функциям с параметрами, полученными в условиях эксплуатации двигателя, измеряют показатели эффективности систем автоматического управления и регулирования испытываемого двигателя и по заданным сигналам и измеренным показателям эффективности осуществляют коррекцию положения настроечных органов систем автоматического управления и регулирования.
Способ испытаний двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1147945A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1989-03-23—Публикация
1987-07-06—Подача