Изобретение относится к методам испытания нефтепродуктов и может быть использовано для оценки лако- и нага- рообразующей способности моторных топлив в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся разработкой и примет нением моторных топлив.
. I
Цель изобретения - разработка ла-
бораторного способа, позволяющего с высокой точностью и достоверностью, моделируя температурные условия камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания (КС две), оценивать лако- и наг гарообразующую способность моторных . топлив с учетом рлияния различных физико-химических и эксплуатационных
факторов, сократив при этом время и снизив трудоемкость испытаний.На фиг.1 показана схема, реализующая предлагаемый способ.
Способ осуществляют следующим об- разом.
Топливо из емкости 1 через дозатор 2 отдельными, свободно падающими каплями подают в кварцевую трубку 3 с .нагревателем 4, имеющим окно 5 для ,наблюдения. В стакане 6, нагреваемом нагревателем 7, снабженным окном 8 для наблюдения, топливо попадает на пластину 9 из исследуемого материала. Воздух внутри кварцевой трубки 3 нагревают до температуры рабочего заряда две, и капля, пролетая в трубке, нагревается, испаряется, самовоспла- ,меняется и начинает сгорать. В стака4;
О5 М
сл
о со
не 6 и на пластине 9 соБдают темпера- выбранного элемента КС ДВС, Pia пластине 9 заканчивается горешш капли топлива к, в случае неполного его-.
остаются
отложения лака
раршя S
и/или нагара. Очередную каплю топлива подают с интервалом, равньш времени свободного падения капли,
Воздух, необход шый для процесса сгорания, подают в установленном количестве блоком 10. Питаггае нагрева™ телей 4 и 7 ос тцествляют источником 11, а уг1:равление температурным режи- мом 3 кварцевой трубке 3 стакане 6 и на пластине 9 - блоком 12 автоматики. Склонность топлива к лако- и на- гарообразованию на выбранном для опыта м.атер иале оценивают по прира1це1шю массы пластины 9.На фиг. 2-4 дохазаны завиошости массы отложений на пластинах от- материала плас: :-, температуры и коэффициента избытка воздуха. .
Приняты следующие обозначения: га- масса отложений на пластинах; Т., - температура пластины 9 (выбранного элемента КС ДВС); Tj - температура воздуха в кварцевой трубке 3 (температура рабочего заряда ДВС); Ч коэффициент избытка воздз а.
Масса топлива (топливо Л по ГОСТ 305-82), взятого для одного опыта,
составляет 5-10 кг. Время одного испытания 20 мин, В качестве материала пластин, выбраны алюминий, медь и стекло.
На фиг.2 представлены зависимости массы отложений .на пластинах из различного материала от температуры Т. При понижении температуры Т от 400 до 250°С количество отложений на всех пластинах резко возрастает. Это объ .ясняется тем, что чем ниже температура T-f, тем менее завершенными ста- новятся термоокислительные превра ще- ния попавшего на пластины несгоревшего топлива; отложения типа нага:ра сменяются лакоподобными, имеющими большую массу. Различный наклон кри- вых к оси те ператур объясняется различной каталитической активностью материала пластин.
На фиг.З зависимость массы.отло- -жений на пластине из стекла от тем- пературы И при постоянной температу- ре Т имеет выраженньй максимум при температуре Т 450° С. Это объясняется тем, что при температуре ниже
5
0
5 0
g
5
0
5
450°С капли топлива за время свободного падения не успевают претерпеть глубоких термоокислительных превращений, в результате Чего образуются жидкие продукты окисления, которые частично испаряются и частично стекают с пластины и уносятся с отработавшими газами. Аналогичное явление наблюдается в недостаточно прогретом двигателе или в двигателе с неотре- гулированной системой охлаждения: часть несгоревшего топлива стекает в картер через зазор поршневое кольцо- стенка цилиндра, а часть выбрасывается с отработавшими газами.
На фиг.4 показано, что при выбранных, температурах Т, 300°С и Т-2. 500 С максимум. отложений на стеклянных пластинах наблюдается при а 1,0. С ростом о( до J. 1 ,4 избыток воздуха приводит к почти полному сгоранию топлива. При о меньше о(0,9 также происходит резкое сниже ние ко-; личества отложений, но з же по причине испарения и стекания с пластины несгоревшего топлива.
Срйвнительные данные условий, ре- ;жймов и разрешающей способности предлагаемого и известного способов при- ведены в табл.1.
Зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава от температур газовой среды, поверхности конструкционного материала, коэффициента избытка воздуха, конструкционного материала приведена в табл.2.
Вид зависимостей массь отложений от различных факторов, показанных в табл.2. Представлен на фиг.5-7.
На фиг.5 представлена зависимость массы отложений образцов топлив раз- ного химического состава от температуры газовой среды О - топливо Л-0.2-40 по ГОСТ 305-82; Q - топливо Л плюс 25% толуола. Температура поверхности конструкционного материала , коэффициент избытка воздуха 1,0; конструкционный материал - стекло.
На фиг.6 представлена зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава от коэффициента избытка воздуха О - топливо Д-р2- 0 по ГОСТ 305-82; .о- топливо
Л плюс 25% толуола. Температура газовой среды 500°С, температура поверхности конструкционного материала 300 С, конструкционный материал - стекло.
На фиг.7 представлена зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава на пластинах из различного конструкционного материала от температуры конструкционного материала Tj - топливо Л-0240 по ГОСТ 305-82; топливо Л
плюс 25% толуола. Температура газово
различным, чувствительность предлагаемого способа выше, чем известного. Это следует из анализа данных табл. 2 и фиг. 5: .отношение массы отложений, полученных на топливе Л с добавлением 25% толуола, к массе отложений, полученных на топливе Л без толуола, при различных температурах газовой среды Т2 состав
ляют: 1,8; 500 С 9
30 17
2,6; 450°С - 1,9;550 С-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки склонности моторных топлив к образованию высокотемпературных отложений | 2017 |
|
RU2624848C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ЛАКО-НАГАРООБРАЗОВАНИЮ | 2005 |
|
RU2280253C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2015 |
|
RU2608455C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ И ОСТАТОЧНЫХ ТОПЛИВ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2009 |
|
RU2413222C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2155795C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1998 |
|
RU2143460C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2148073C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2148075C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2148074C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2155794C1 |
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к оценке склонности моторных топлив к лако- и нагарообра- зованию. Ilejfb - повьшение точности оценки, сокращение времени и снижение трудоемкости испытания. Оценку ведут по массе отложений, образующихся на нагреваемом материале, путем подачи топлива в капельно-жидком состоянии в воздух камеры сгорания при атмос- i ферном давлении с последующим нагревом, испарением, воспламенением и горением капли топлива. Воздух подают в камеру сгорания нагретым до температуры заряда двигателя внутреннего сгорания, а каплю нагревают, испаряют, воспламеняют, сжигают во время ее свободного падения. С целью повышения надежности испытаний интервал времени подачи капель равен времени ее свободного падения. з.п. ф-лы, .7 ил. , 3 табл. ш (Л
среды 550 С, коэффициент избытка воз-15 2,5, т.е. в среднем 2,2. При этом
духа 1,0.
Результаты повторных испытаний . топлива Л-0,2-40 по ГОСТ 305-82 приве-- дены в табл.3.
-4.
Среднее значение 194,7510 195 г. Дисперсия воспроизводимости
.1 - (Mi - Мср)
ftotcipП 25-10
Среднее квадратичное отклонение
6 « воспр
5-10г.
30
40
Выбор для сравнительных испытании образцов топлив Л-0,2-40и топлива Л плюс 25% толуола объясняется следующим.
Выбор топлива с добавкой толуола, имеющего заведомо высокую лаконага- рообразующую Способность, связан с тем, что лаконагарообразующая способ- ность /штатных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 в условиях рабочего.процесса быстроходных дизелей имеет примерно -один и тот же уровень. ..
Анализ полученных экспериментальных данных (фиг.5-7) для топлив Л
по ГОСТ 305-82 и Л плюс 25% толуола, а также сравнение этих данных с данными по известному способу свиде- тельствзпот о высокой чувствительное- ти предлагаемого способа.
Даже несмотря на то, что топливо Л по ГОСТ 305-82 и авиабензин Б-70 . несопоставимы, так как в составе бензина Б-70 не содержится ароматических углеводородов, а в дизельном топливе
Л их содержание составляет порядка
20% и, следовательно, изменение . склонности к лаконагарообразованию при добавлении в эти топлива дополнительного количества ароматики бут дет различно (для дизтоплива Л должно быть ниже), а значит, и приращение количества отложений должно быть
45
50
55
следует учесть, что материал пластины, на которой образуются отложения,- стекло.
Из анализа данных табл.2 и фиг.6 следует: соответствующие отношения
равны для
а; 1 ,0 22
о1 1,4 - 3,U
т.е. в
0
1,5;
среднем 1,9. Матери ал пластины -,
стекло.
Из анализа данных табл.2 и фиг.7 следует: соответствующие отношения для пластины из меди равны 250°С
1,4; - 2,3;
10
21
2,3; 400°С - 4 4,5,
т.е. в среднем 2,6.
Для пластины из алюмит1я эти соот0
44 ношения равны 250 С - -гтзоо- с -
26 3,1; 350°С 1,7;
i
4
4,0;
45 - - , т.е. в среднем 2,9.
0
Для пластины из стекла эти соот- ношения равны: 250°С Ori
17
1,9;
11
8
2,5; - - 2,8;
55
- г , т.е. в среднем 2,4.
Среднее значение по всем указанным отношениям составляет 2,4.
В известном способе при количестве добавленного в авиабензин Б-70, разном нулю, вес нагара, образовавшегося на алюминиевом нагарннке, равен при- мерно 5 мг, при добавлении в авиабензин Б-70 25% толуола вес наг ар ник а равен примерно 13 мг. Таким образом, отношение равно 2, .
Из приведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Нагарообразую- щая способность авиабензина Е-70 при добавлении 25% толуола, оценнен- ная при испытании на автомобильном бензиновом двигателе ЗИЛ-120 в тече ние 1 ч по известному способу, увеличилась по сравненизо с бензином Б-70 без толуола в 2,6 раза.
Нагарообразующая способность дизельного топлива Л-0,2-40 по ГОСТ при добавлении 25% толуола, оцененная по предлагаемому способу в течение 20 мин с расходом топлива 5 -10 кг, увеличилась по сравнению - с топливом Л без толуола в 2,4 раза.
Сравнение данных по чувствительности известного способа с предлагае- . мым способом, полученных на разных моторньк топливах исходная лакона гарообразующая способность бензина (значительно ниже, чем диз-топ- лива Л), в условиях, которые существенно различаются, в течение разного
времени испытания, при расходе на испытание разного количества топлива, показывает полное совпадение результатов (2,6 против 2,4). Подобный результат - случайное совпадение, которое говорит .в пользу предпагаемого способа. Ф о рмула изобретения
2,Способ поп.1,отличаю- и с я тем, что, с целью повышения надежности испытаний, интервал времени подачи капель равен времени ее свободного падения.
сз
-s
h i
01
§
§ о
и
п
ж
о if 0) Ф S Р Л
о 9в П н 0) Ы.-ч
Elilli
.(
f
I
-i
(U
к
о
н
о со
о
сч
о ел
Iк
SU
чtо(U
р.
р.
ш
к
о
н
15
1467509 Таблица 3
10
7 16
f
t:
If
250 300 250 .400 T,,OC Т2 550° С COfrsi
Фиг.2
m,
И8 l.Q 12 14 Л TI 300 c const; TZ-SOO C Const
Фие. Ц
wo
SO SOO S50 T/ С ff yoo C contt
ft«J
И-10
rV
тtSQSOO 9SO
Фаг. 5
Н-Ю
40
Ъ- С
Методы оценки эксплуатационных свойств реактивных топлив и смазочных материалов | |||
Сборник статей под ред.Б.Д.Залога, 1966, с.5-17 | |||
Химия и технология топлив и масел, 1960, № 12, с.58-63. |
Авторы
Даты
1989-03-23—Публикация
1986-11-10—Подача