Водородно-кислородный топливный элемент Советский патент 1962 года по МПК H01M8/22 H01M4/86 

Описание патента на изобретение SU146821A1

Одной ИЗ разновидностей топливного элемента представляющего собой химический источник тока, в котором осуществляется непрерывная подача активных веществ извне в зону электрохимической реакции, является водородно-кислородный топливный элемент, работающий при обычных или слегка повыщенных температурах с применением водных эле тролитов.

Элементы этого типа характеризуются наличием изготовленных из соответствующих электропроводящих материалов (уголь, никель и др.) пористых электродов, которые частично пропитаны электролитом, ио сохраняют газопроницаемость.

На внутренней поверхности пор, куда поступают активные газы (водород и кислород), вблизи от границы раздела газ - электролит, происходят электродные процессы, заключающиеся в переходе адсорбированных газов в ионное состояние и являющиеся источником электродвижущей силы элемента.

Из сказанного ясно, что электролит должен в известной мере проникать в поры электрода, но не должен пропитывать его полностью так как в противном случае электрод теряет газопроницаемость и прекращает работу. Совмещение этих двух требований осложняет создание газовых электродов с достаточно высокими и стабильными характер и сти;к;ами, рассчитанными на длительный срок службы. В элементах, разработанных Бэконом (Кембридж, Англия), эта задача рещается применением двухслойной структуры пористого никелевого электрода, мелкопористый слой которого обращен К электролиту (щелочному), а более крупнопористый слой обращен к газу (водороду или кислороду). Газ подается под давлением, превыщающим давление, под которым находится электролит.

Применение элементов этого типа несколько ограничено необходимостью подачи газов под давлением, что исключает возможность ис№ 146821- 2 -

пользования, например, Кислорода воздуха при свободной его циркуляции (без принудительной подачи).

Известны также элементы с пористыми угольными электродами, у которых так называемое «промокание электродов, т, е. полная пропитка электролитом, предотвращается путем «гидрофобизации, т. е. покрытия внутренней поверхности пор тонким слоем какого-либо несмачиваемого вещества, например, парафина. Для эффективной работы электрода внешний слой его, .прилегающий к электролиту, должен на известную глубину пропитываться электролитом. Этим, однако, процесс пропитки обычно не ограничивается- Несмотря на гидрофобизацию, этот процесс постепенно развивается дальще и в конце концов, по истечении достаточно длительного времени, все же приводит к уменьшению газопроницаемости и понижению работоспособности электрода.

Указанные выше причины обусловливают трудности обеспечен.чя достаточно длительного срока службы угольных и иных пористых электродов, работающих без применения избыточного давления газа.

С целью устранения указанных недостатков предлагается в водородно-кис1лородном топливном элементе применять электролит в загущенном состоянии и составлять электродные пластины обеих полярностей (или одной из них, преи.мущественно положительной) из большого числа узких тонких пластинок, расположенных параллельно одна другой, перпендикулярно к плоскости электродной пластины и разделенных на части своей поверхности тонкими пористыми прокладка.ми, пропитанны.ми электролитом, а на остальной части - газом (водородом для отрицательного электрода и кислородом или воздухом для положительного электрода).

Основное преимущество предлагаемого водородно-кислородного топливного эле.мента заключается в том, что созданная вначале (при изготовлении элемента) степень пропитки электродов остается в дальнейщем постоянной, или почти постоянной, так как дальнейшая самопроизвольная пропитка электродов из загущенного элек тролита не происходит, или происходит лишь в незначительной степени. Эти.м обусловливается высокая стабильность работы электродов.

Это утверждение безоговорочно относится только к кислородному электроду (в случае щелочных электролитов, представляющих наибольший практический интерес), к водородному же элект;роду это относится только в том случае, если решена задача удаления воды, образующейся при работе элемента на водородном электроде. В противном случае водородный электрод все время увлажняется образующейся водой и стабильность работы его не может быть достигнута. Задача удаления 1воды может быть решена, например, с помощью таких известных способов, как применение повыщепной температуры работы элемента и многократной циркуляции водорода с отделением влаги, уносимой водородом, в соответствующих охлаждаемых ловушках.

Так как настоящее изобретение относится к элементам, работающих без повышенного давления газа, то оно особый интерес представляет для кислородного электрода, так как позволяет пользоваться кислородом воздуха при свободной его циркуляции. Для водородного электрода оно может представлять интерес в тех случаях, когда запас водорода, необходимый для работы элемента (или батареи), хранится в форме соответствующих химических соединений, например, гидридов металлов, а газообразный водород, подаваемый в элемент, получается путем разложения этих химических соединений. Этот водород можно получать при разных давлениях, но возможность получения и использования его при весьма малых давлениях (незначительно превышающих окружающее атмосферное) имеет существенные преимущества с

гочки зрения упрощения и снижения веса требуемой аппаратуры (реактор, коммуникации, вентили и т- д.).

В других случаях, в частности, когда водород хранится в сжатом виде в баллонах, не представляет труда применение повышенных давлений водорода и в этих случаях меняет оказаться более целесообразным использование пористых водородных электродов.работающих с перепадом давления, поскольку такие электроды способны выдерживать более высо,кие плотности тока.

Таким образом, данное изобретение может осуществляться в двух вариантах, причем в обоих используется загущенный электролит. В первом варианте оба электрода выполняются однослойными, частично пропитываются электролитом и работают без перепада; во втором же варианте, только один электрод, а именно кислородный (воздушный), делается однослойным, частично пропитывается электролитом и работает без перепада давления (в частности, с использованием свободной циркуляции воздуха), второй же электрод (водородный) выполняется двухслойным с пропитанным электролитом мелкопористым слоем, и работает с перепадом давления, под действием которого электролит вытесняется из крупнопористого слоя (т- е. так же, как это делается в других известных типах элементов).

Недостатком электродов, работающих без повышенного давления газа, является значительно меньшая плотность тока, которую способны выдерживать такие электроды. Для того, чтобы частично скомпенсировать этот недостаток в предлагаемом элементе применена конфигурация электрода, позволяющая во много раз повысить величину тока, получаемую от электрода с данными внешними размерами. В основу этой конфигурации положен многолетний опыт работы по конструированию и испытанию элек гродов воздушной деполяризации, из которого следует, что пластинчатые пористые электроды могут достаточно эффективно работать, будучи расположены перпендикулярно к поверхности электролита и частично погруженными в электролит, причем в основном электродный процесс происходит вблизи от линии границы электролит - воздух на поверхности электрода. Протяженность этой линии имеет первенствующее значение для определения величины тока, при которой способен работать электрод, так что, грубо говоря, можно считать, что величина тода прямо пропорциональна длине этой пограничной линии и можно пользоваться представлением о своеобразной плотности тока, рассчитанной- на единицу длины.

Предлагаемая конфигурация электрода вытекает из указанного выше наблюдения и направлена на то, чтобы насколько возможно увеличить протяженность линии границы электролит газ на поверхности электрода.

На фиг. 1 схематически показан разрез предлагаемого элемента; на фиг. 2 --в увеличенном масштабе часть электродной пластинки.

Электродная пластина прилегает одной плоскостью к электролиту, а другой - к газу, но делается составной из большого числа сложенных вместе узких полосок /. плоскость которых перпендикулярна к плоскости пластины.

Полоски 1 складываются не вплотную, а с узкими промежутками (щелями) между ними, в каждой из которых располагаются пористая прокладка 2, пропитанная электролитом, занимающая по высоте часть щели, прилегающую к электролиту элемента, и газопроницаемая электропроводная разделительная прокладка 3 (например, из металлической сетки), занимающая другую часть щели, примыкающую к газу, и обеспечивающая электрический контакт между полосками.

- 3 146821

Полоски / вместе с прокладками 2 и стягиваются шпильками 4.

На фиг. 2 цифрой 5 обозначен загущенный электролит, цифрой 6- пространство, заполненное газом (воздухом).

Таким образом, на боковой поверхности каждой полоски создается линия раздела газ-электролит, длина которой равна удвоенной общей щирине (или высоте) электродной пластины. Суммарная длина вышеуказанной линии раздела получается умножением на число полосок и при применении пластин, составленных из большого числа тонких полосок, эта суммарная длина может быть очень больщой, а следовательно, сильно увеличивается ток.

Предмет изобретения

Водородно-кислородный топливный элемент с водным электролитом и пористыми электродами из никеля, угля или иного электропроводного материала, работающий без применения избыточного давления подаваемого газа (в частности, воздуха), отличающийся тем, что, в целях предотвращения постепенного промокания электродов, а также увеличения стабильности и величины разрядного тока, применен электролит в загущенном состоянии, а электродные пластины обеих полярностей (или одной из них преимущественно положительные) составлены из большого числа узких тонких пластинок, расположенных параллельно одна другой и перпендикулярно к плоскости электродной пластины и разделенных на части своей поверхностью тонкими пористыми прокладками, пропитанными электролитом, а на остальной части газом (водородом для отрицательного эле,ктрода и кислородом или воздухом для положительного электрода)

Похожие патенты SU146821A1

название год авторы номер документа
Топливный элемент с твердым электролитом 1957
  • Даниель-Бек В.С.
  • Минц М.З.
  • Сысоева В.В.
SU121159A1
Способ эксплуатации топливного элемента 1953
  • Даниель-Бек В.С.
  • Минц М.З.
  • Ананьев М.Р.
SU99554A1
Сухой гальванический элемент с воздушной деполяризацией 1933
  • Даниель-Бек В.С.
SU38212A1
ЭЛЕКТРОД ДЛЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА С ВЫСОКОЙ РАЗНИЦЕЙ ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЯ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДА И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОДА 2006
  • Дарвас Ференк
  • Шалай Даниель
  • Годорхажи Лайос
RU2414020C2
Гальванический элемент воздушной деполяризации 1951
  • Ананьев М.Р.
  • Блюмин А.Г.
  • Даниель-Бек В.С.
SU95127A2
Гальванический элемент воздушной деполяризации 1946
  • Даниэль-Бек В.С.
SU68203A1
ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ С МЕМБРАНОЙ, АРМИРОВАННОЙ ВОЛОКНОМ 1996
  • Хокадэй Роберт Г.
RU2146406C1
БАТАРЕЯ ЭЛЕМЕНТОВ 1980
  • Липилин А.С.
  • Дёмин А.К.
  • Романов В.С.
  • Пакина Т.Т.
SU1840836A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОДОРОДНОГО ЭЛЕКТРОДА ДЛЯ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2016
  • Фролов Владимир Юрьевич
  • Болотин Сергей Николаевич
  • Ломакина Лариса Владимировна
  • Барышев Михаил Геннадьевич
  • Петриев Илья Сергеевич
RU2624012C1
Устройство для регулирования или усиления электрических токов 1958
  • Даниель-Бек В.С.
SU136779A1

Иллюстрации к изобретению SU 146 821 A1

Реферат патента 1962 года Водородно-кислородный топливный элемент

Формула изобретения SU 146 821 A1

Kiffjioaoff

- - .у.уу.. .. .

. У////// //

// ///ж т

SU 146 821 A1

Авторы

Даниель-Бек В.С.

Минц М.З.

Даты

1962-01-01Публикация

1961-08-07Подача