Известны трехступенчатые коробки передач с двумя кинематическими цепями, поочередно включаемыми двойной муфтой сцепления без разрыва потока мощности. Эти коробки передач выполнены в виде картера, в котором расположены двойная муфта сцепления с ведомыми дисками, соединенными с первичным и промежуточным валами, муфты включения с синхронизаторами и планетарный механизм с солнечной шестерней, соединенной с первичным валом, и водилом, соединенным с выходным валом. Коробки передач оборудуются кулисным механизмом переключения передач и пневматическим приводом сцепления.
Особенность описываемой коробки передач состоит в том, что коронная шестерня ее планетарного механизма снабжена муфтой включения, соединяющей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитную шестерню с шестерней, свободно вра1цающейся на промежуточном валу, снабженном муфтой включения, связывающей его либо с шестерней первичного вала, либо со свободно вращающейся на нем шестерней, зацепляющейся с шестерней выходного вала. Коробка передач такой конструкции имеет меньшие габариты и обеспечивает реверсирование третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем. Кроме того, в описываемой коробке передач
для автоматического переключения двойной муфты сцепления может быть применен пневматический цилиндр двойного действия, на шток которого воздействуют два независимо
перемещающихся порщня. Рабочие полости цилиндра соединяются при этом с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом переключения передач.
На фиг. 1 изобрал ена кинематическая схема
описываемой коробки передач; на фиг. 2 -
схема пневматического управления коробкой
передач.
Два поочередно включаемых сцепления 1 и
2 соответственно соединены с центральным и полым первичными валами 3 и 4.
На шлицах вала 3 установлены ведомая шестерня 5 реверса и солнечная шестерня 6 планетарного механизма 7. Вал 4 жестко связывает ведущую шестерню 8 привода промел уточного вала 9 со сцеплением 2. Вторичный вал 10 соединен с ведомой шестерней 11 второй передачи и водилом планетарного механизма. На шлицах промел уточиого вала 9
установлены шестерня 12 привода вала 9 и каретка 13 синхронизаторов и зубчатых муфт 14 и 15 второй передачи и реверса, а на втулках - ведуидая щестерня 16 реверса и шестерня 17 второй передачи. Каретка 18 синхроиитретьей передач сидит на шлицах полого вала, жестко связанного с коронной шестерней 21 планетарного механизма.
Промежуточная шестерня 22 реверса установлена на отдельной оси 23. Коронная шестерня 21 посредством зубчатых муфт 19 и 20 может попеременно соединяться с картером 24 коробки передач или с центральным первичным валом 3. В первом случае механизм 7 работает как планетарный (первая передача), а во втором случае механизм 7 сблокирован, и поэтому все его звенья врашаются как одно целое (третья передача). При такой схеме коробки передач обеспечивается реверс первой и третьей передач. Реверсирование первой передачи используется для движения автомобиля задним ходом, а реверсирование третьей передачи - для торможения автомобиля газотурбинным двигателем.
Перазрывность потока передаваемой MOHJ,ности обеспечивается последовательным переключением передач, т. е. после первой передачи можно переходить на задний ход или на вторую передачу, а со второй передачи на третью или на первую передачу и т. д. Паличие дополнительного тормоза 25 позволяет затормаживать тяговую турбину в момент переключения ступеней в раздаточной коробке.
Коробка передач оборудуется иневмомеханической. системой управления. Пневматическая система переключения сцеплений имеет пневмоцилиндр 26 двухстороннего действия с двумя поршнями 27 и 28, шток которых через рычаг 29 связан с муфтой управления сцеплений 1 к 2. Сжатый воздух к пневмоци7 линдру подводится через коробку 30 клапанов. Применение двух поршней в пневмоцилиндре вызвано особенностями характеристики нажимной пружины сцеплений, составленной из двух конических дисков с внутренними радиальными прорезями (на чертеже не иоказано). Согласованная работа клапанов коробки 30 оеушеетвляется благодаря применению двуплечего рычага-гребенки 31, который одновременно позволяет застопорить каретку 13 синхронизаторов второй передачи и реверса в требуемом положении. Нажатие на рычаг-гребенку производит нижний конец рычага 32 управления коробкой передач. Рычаггребенка возвращается в исходное положение пружиной 33, расположенной в коробке клапанов. Для плавного переключения сцеплений, особенно во время реверсирования тяговой турбины для торможения автомобиля, уменьшают подачу топлива в камеру сгорания
газотурбинного двигателя. Это возможно благодаря дросселированию воздуха в атмосферу через регулируемый клапан 34, связанный посредством тяги 55 с педалью акселератора 56.
Зубчатые муфты переключаются вилками 37, которые своими головками взаимодействуют с рычагом-гребенкой. Для контроля за работой пневматической системы предусмотрены сигнальные лампочки 38.
Описываемая коробка передач, обеспечивая реверсирование связи между турбиной и ведушими колесами автомобиля, позволяет ис пользовать тяговую турбипу в качестве тормозной.
Предмет изобретения
1.Трехступенчатая коробка передач, выполненная с двумя поочередпо включаемыми
без разрыва потока мошности кинематическими цепями, состоящая из картера с расположенными в нем двойной муфтой сцепления, ведомые диски которой соединены с первичным и промежуточным валами, муфтами включения с синхронизаторами, и планетарного механизма, солнечная шестерня которого соединена с первичным, а водило - с выходным валами, а также снабженная кулисным
механизмом переключения передач и иневматическим приводом сцепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и реверсирования третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем, коронная шестерня планетарного механизма снабжена муфюй включения, соединяюшей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитную шестерню с щестерней, свободно вращающейся на промежуточном валу, а промежуточный вал снабжен муфтой включения, соединяющей его либо с указанной щестерней, либо со свободно вращающейся на нем щестерней, зацепляющейся с щестерней выход..
ного вала.
2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью автоматического уиравления переключением двойной муфты сцепления, применен пневматический цилиндр двойного
действия с воздействующими на щток двумя независимо движущимися поршнями, рабочие полости которого соединены с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом иереключения передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2437011C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2508486C1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU287525A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Реверс-редуктор самоходной машины | 1987 |
|
SU1458255A1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2606652C1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1736785A1 |
Даты
1962-01-01—Публикация