ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Советский патент 1962 года по МПК B60K17/08 F16H59/02 F16H3/58 

Описание патента на изобретение SU147461A1

Известны трехступенчатые коробки передач с двумя кинематическими цепями, поочередно включаемыми двойной муфтой сцепления без разрыва потока мощности. Эти коробки передач выполнены в виде картера, в котором расположены двойная муфта сцепления с ведомыми дисками, соединенными с первичным и промежуточным валами, муфты включения с синхронизаторами и планетарный механизм с солнечной шестерней, соединенной с первичным валом, и водилом, соединенным с выходным валом. Коробки передач оборудуются кулисным механизмом переключения передач и пневматическим приводом сцепления.

Особенность описываемой коробки передач состоит в том, что коронная шестерня ее планетарного механизма снабжена муфтой включения, соединяющей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитную шестерню с шестерней, свободно вра1цающейся на промежуточном валу, снабженном муфтой включения, связывающей его либо с шестерней первичного вала, либо со свободно вращающейся на нем шестерней, зацепляющейся с шестерней выходного вала. Коробка передач такой конструкции имеет меньшие габариты и обеспечивает реверсирование третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем. Кроме того, в описываемой коробке передач

для автоматического переключения двойной муфты сцепления может быть применен пневматический цилиндр двойного действия, на шток которого воздействуют два независимо

перемещающихся порщня. Рабочие полости цилиндра соединяются при этом с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом переключения передач.

На фиг. 1 изобрал ена кинематическая схема

описываемой коробки передач; на фиг. 2 -

схема пневматического управления коробкой

передач.

Два поочередно включаемых сцепления 1 и

2 соответственно соединены с центральным и полым первичными валами 3 и 4.

На шлицах вала 3 установлены ведомая шестерня 5 реверса и солнечная шестерня 6 планетарного механизма 7. Вал 4 жестко связывает ведущую шестерню 8 привода промел уточного вала 9 со сцеплением 2. Вторичный вал 10 соединен с ведомой шестерней 11 второй передачи и водилом планетарного механизма. На шлицах промел уточиого вала 9

установлены шестерня 12 привода вала 9 и каретка 13 синхронизаторов и зубчатых муфт 14 и 15 второй передачи и реверса, а на втулках - ведуидая щестерня 16 реверса и шестерня 17 второй передачи. Каретка 18 синхроиитретьей передач сидит на шлицах полого вала, жестко связанного с коронной шестерней 21 планетарного механизма.

Промежуточная шестерня 22 реверса установлена на отдельной оси 23. Коронная шестерня 21 посредством зубчатых муфт 19 и 20 может попеременно соединяться с картером 24 коробки передач или с центральным первичным валом 3. В первом случае механизм 7 работает как планетарный (первая передача), а во втором случае механизм 7 сблокирован, и поэтому все его звенья врашаются как одно целое (третья передача). При такой схеме коробки передач обеспечивается реверс первой и третьей передач. Реверсирование первой передачи используется для движения автомобиля задним ходом, а реверсирование третьей передачи - для торможения автомобиля газотурбинным двигателем.

Перазрывность потока передаваемой MOHJ,ности обеспечивается последовательным переключением передач, т. е. после первой передачи можно переходить на задний ход или на вторую передачу, а со второй передачи на третью или на первую передачу и т. д. Паличие дополнительного тормоза 25 позволяет затормаживать тяговую турбину в момент переключения ступеней в раздаточной коробке.

Коробка передач оборудуется иневмомеханической. системой управления. Пневматическая система переключения сцеплений имеет пневмоцилиндр 26 двухстороннего действия с двумя поршнями 27 и 28, шток которых через рычаг 29 связан с муфтой управления сцеплений 1 к 2. Сжатый воздух к пневмоци7 линдру подводится через коробку 30 клапанов. Применение двух поршней в пневмоцилиндре вызвано особенностями характеристики нажимной пружины сцеплений, составленной из двух конических дисков с внутренними радиальными прорезями (на чертеже не иоказано). Согласованная работа клапанов коробки 30 оеушеетвляется благодаря применению двуплечего рычага-гребенки 31, который одновременно позволяет застопорить каретку 13 синхронизаторов второй передачи и реверса в требуемом положении. Нажатие на рычаг-гребенку производит нижний конец рычага 32 управления коробкой передач. Рычаггребенка возвращается в исходное положение пружиной 33, расположенной в коробке клапанов. Для плавного переключения сцеплений, особенно во время реверсирования тяговой турбины для торможения автомобиля, уменьшают подачу топлива в камеру сгорания

газотурбинного двигателя. Это возможно благодаря дросселированию воздуха в атмосферу через регулируемый клапан 34, связанный посредством тяги 55 с педалью акселератора 56.

Зубчатые муфты переключаются вилками 37, которые своими головками взаимодействуют с рычагом-гребенкой. Для контроля за работой пневматической системы предусмотрены сигнальные лампочки 38.

Описываемая коробка передач, обеспечивая реверсирование связи между турбиной и ведушими колесами автомобиля, позволяет ис пользовать тяговую турбипу в качестве тормозной.

Предмет изобретения

1.Трехступенчатая коробка передач, выполненная с двумя поочередпо включаемыми

без разрыва потока мошности кинематическими цепями, состоящая из картера с расположенными в нем двойной муфтой сцепления, ведомые диски которой соединены с первичным и промежуточным валами, муфтами включения с синхронизаторами, и планетарного механизма, солнечная шестерня которого соединена с первичным, а водило - с выходным валами, а также снабженная кулисным

механизмом переключения передач и иневматическим приводом сцепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и реверсирования третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем, коронная шестерня планетарного механизма снабжена муфюй включения, соединяюшей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитную шестерню с щестерней, свободно вращающейся на промежуточном валу, а промежуточный вал снабжен муфтой включения, соединяющей его либо с указанной щестерней, либо со свободно вращающейся на нем щестерней, зацепляющейся с щестерней выход..

ного вала.

2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью автоматического уиравления переключением двойной муфты сцепления, применен пневматический цилиндр двойного

действия с воздействующими на щток двумя независимо движущимися поршнями, рабочие полости которого соединены с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом иереключения передач.

Похожие патенты SU147461A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Артемов Игорь Иосифович
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2437011C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2012
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
  • Салахов Ильдар Ильгизарович
RU2508486C1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1970
  • С. Базаров
SU287525A1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
Реверс-редуктор самоходной машины 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1458255A1
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Круташов Александр Васильевич
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2606652C1
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2628349C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1989
  • Уткин Юрий Иванович
SU1736785A1

Иллюстрации к изобретению SU 147 461 A1

Реферат патента 1962 года ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Формула изобретения SU 147 461 A1

SU 147 461 A1

Даты

1962-01-01Публикация