Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, преимущественно в легковых автомобилях.
Цель изобретения - повышение тепловой экономичности транспортных средств путем улучшения процессов переключения передач и блокировки гидротрансформатора.
На чертеже показана кинематическая схема трансмиссии и система ее управления.
Гидромеханическая трансмиссия содержит гидротрансформатор 1. планетарную коробку передач, включающую в себя входной вал 2, который соединен с ведущими дисками 3 и 4 фрикционных сцеплений. Ведомые диски сцепления 3 связаны с солнечной шестерней 5 первого планетарного ряда, водило 6 которого соединено с коронной шестерней 7 второго планетарного ряда, водило которого связано с коронной шестерней 8 первого планетарного ряда и выходным валом 9. Солнечная шестерня 10 второго планетарного ряда связана с ведущим элементом муфты 11 свободного хода и ведущими дисками 12 сцепления, ведомые диски которого и ведомый элемент муф- ты 11 свободного хода связаны с барабаном ленточного тормоза 13. Солнечная шестерня 5 сообщена ленточнымтормо- зом 14, а водило 6 первого планетарного ряда - ленточным тормозом 15 заднего хода. Трансмиссия управляется гидравлической системой, в состав которой входят источник подачи жидкости под давлением - насос 16, редукционный клапан 17, клапан 18 подпитки гидротрансформатора, много- позиционный клапан 19 ручного управления, три двухпозиционных клапана 20 - 22 автоматического переключения передач переднего хода, датчик нагрузки двигателя дроссельный клапан 23, связанный с педалью управления двигателем, датчик скорости вращения выходного вала 9 - клапан 24 центробежного давления, аккумуляторы
25 и 26, обеспечивающие плавное включение сцеплений 3 и 4, для синхронизации переключений служит клапан 27. Принудительные переключения ограничиваются по скорости клапаном 28. Для быстрого опорожнения сцепления 4 при принудительных
переключениях служит сливной клапан 29.
Для улучшения процесса переключения с
первой передачи на вторую гидромеханичеекая трансмиссия снабжена дополнительной муфтой 30 свободного хода, которая блокируется дополнительной фрикционной муфтой 31 при положениях клапана 19 ручного управления в положениях 2 и 1, Для обеспечения торможения двигателем устройство снабжено клапаном 32. Кроме того, гидравлическая схема управления содержит дополнительный клапан 33, который осуществляет блокировки гидротрансформатора. Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.
При установке клапана 19 в положение D жидкость, создаваемая насосом 16, поступает в дроссельный клапан 23, в клапан 24 центробежного давления, через клапаны
22 и 20 автоматического переключения и синхронизирующий клапан 27 в полость управления сцеплени ем 3, которое соединяет солнечную шестерню 5 с входным валом 2 и, поскольку реактивный момент воспринимается тормозом 13, через муфту 11 свободного хода на солнечной шестерне 10, то происходит включение первой передачи. При этом на клапан 21 автоматического переключения передач 1-2 воздействует сигнал от дроссельного клапана 23 и клапан 24 центробежного давления. При определенном соотношении центробежного давления
и дроссельного давления происходит переключение клапана 21. В результате этого жидкость, подаваемая насосом 16, поступает через сливной клапан 29 к одной из управляющих полостей синхронизирующего клапана 27 и в полость управления сцеплением 4, при этом синхронизирующий клапан 27. перемещаясь, соединяет полость управления сцеплением 3 со сливом. Включаемое сцепление 4 через муфту 30 свободного хода соединяет входной вал коробки передач с коронной шестерней 7 второго планетарного ряда, так как солнечная шестерня 10 заторможена муфтой 11 свободного хода, происходит включение второй понижающей передачи. При дальнейшем увеличении скорости вращения выходного вала 9 происходит дальнейшее увеличение центробежного давления, вследствие чего при определенной скорости переключается клапан 22 автоматического переключения передач 2-3, при этом жидкость от насоса 16 продолжает подаваться в полость сцепления 4, но и воздействует также на вторую управляющую полость синхронизирующего клапана 27, который соединяет питающую магистраль с сцеплением 3, что вызывает блокировку шестерен переднего планетарного ряда, происходит включение третьей, прямой передачи. При высших скоростях происходит переключение клапана 20 автоматического переключения передач 3-4, в результате которого сцепление 3 соединяется со сливом, а тормоз 14 соединяется с источником давления жидкости. Одновременно жидкость через постоянный дроссель, что обеспечивает задержку во времени, поступает к управляющей полости клапана 33 блокировки гидротрансформатора, полость управления которого соединяется со сливом, что позволяет осуществить блокировку давлением жидкости, находящейся в гидротрансформаторе.
При установке клапана 19 в положение 2 автоматическое переключение происходит в пределах первой и второй передачи, при этом клапаны 20 и 22 автоматического переключения блокируются, кроме того, давление жидкости поступает к сцеплениям 12 и 31, которые блокируют соответственно муфты 11 и 30 свободного хода, что позволяет в данном диапазоне осуществлять торможение двигателем.
При установке клапана 19 в положение Г происходит блокировка и клапана 21. кроме того, давление жидкости воздействует также на управляющую полость сливного
5 клапана 29, который соединяет полость сцепления 4 со сливом, тем самым делая невозможным включение какой-либо передачи, кроме первой.
При установке клапана 19 в положение
0 R жидкость, подаваемая насосом 16, поступает к тормозу 15 заднего хода, и через клапан ИЛИ, синхронизирующий клапан 27 - к сцеплению 3, которое соединяет солнечную шестерню 5 с входным валом 2. Сол5 нечная шестерня 5, обкатывая сателлиты планетарного ряда вокруг неподвижного водила 6, приводит в движение коронную шестерню 8. Таким образом происходит включение заднего хода.
0 В таблице приведены сочетания включаемых муфт и тормозов.
Формула изобретения Гидромеханическая трансмиссия транс5 портного средства, содержащая гидротрансформатор, планетарную коробку передач, расположенную в картере и включающую в себя входной вал, который связан с ведущими дисками двух фрикционных муфт, ведо0 мые диски одной из них соединены с солнечной шестерней первого планетарного ряда, водило которого соединено с коронной шестерней второго планетарного ряда, а коронная шестерня - с водилом второго
5 планетарного ряда и выходным валом, при этом солнечная шестерня второго планетарного ряда соединена с ведомым элементом муфты свободного хода и ведомыми дисками третьей фрикционной муфты, три ленточ0 ных тормоза и гидравлическую систему, о т- личающаяся тем, что, с целью повышения топливной экономичности, она снабжена дополнительной фрикционной муфтой и муфтой свободного хода, а гидротрансфорЬ матор снабжен блокировочной муфтой, при этом ведомые элементы дополнительной муфты свободного хода соединены с водилом первого планетарного ряда, а ведущие элементы соединены с ведомыми элемента0 ми дополнительной фрикционной муфты, ведущие элементы которой соединены с входным валом
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2021 |
|
RU2765629C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
Гидромеханическая передача для транспортного средства | 1973 |
|
SU527311A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU645863A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКАЧКООБРАЗНЫМ ПОВЫШЕНИЕМ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСМИССИИ | 2012 |
|
RU2574100C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
Реверс-редуктор самоходной машины | 1987 |
|
SU1458255A1 |
ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2017 |
|
RU2748925C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1966 |
|
SU185711A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмис- сияхтранспортныхсредств, преимущественно в легковых автомобилях. Цель изобретения - повышение топливной экономичности транспортных средств путем улучшения процессов переключения пе
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ | 2022 |
|
RU2786339C1 |
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Авторы
Даты
1992-05-30—Публикация
1989-03-10—Подача