Изобретение относится к выполнению трудовых операций, в частности к тренировке сварщиков.
Цель изобретения - повышение эффективности тренажа сварщиков за счет формирования программных двигательных навыков.
На чертеже приведена схема для осуществления предлагаемого, способа.
В тренажере образ траектории стыка (в модели свариваемого объекта 1) выполнен в виде светопроницаемой дорожки (прорези) в светонепроницаемом сменном лааблоне 2. nprf нахождении модели электрода 3 над светопроницае- . мой дорожкой свет от источника 4 попадает в фотоприемник 5, расположенный на конце модели электрода. При уходе модели электрода в сторону от траектории стыка на время, превьшаю- щее заданный интервал, специальная
схема обработки сигнала от модели электрода формирует сигнал ошибки.
Оператору предъявляют зрителы.гый образ траектории стыка, затем образ траектории стыка девизуализируют и оператор воспроизводит его, перемещая конец модели электрода вдоль . предъявленной ранее (запомненной) траектории вслеп ую, при этом оценку тренрфованности оператора проводят по :сложности ВОспроизведенной без ошибки траектории.
Время, на которое оператору предъявляется для запоминания образ .траектории стыка, т.е. время между предъявлением образа траектории и его девизуализацией, в экспериментах составляла порядка нескольких секунд 1-10 с, сложность траектории определяли ..двумя параметрами: шириной дорожки, которая в порядке нараста00
ОЭ
со
15
20
ния сложности составляла следующий ряд: 3,5; 3;2,5;2 и 1,5 мм, а также кривизной траектории, которая составляла при экспериментах следующий с (в порядке нарастания сложности) ряд: прямая длиной 200-400 мм, полуокружность с радиусом 80-160 мм, окружность с радиусом 50-80 мм, восьмер- ка - две соприкасающиеся окружности |0 с радиусом 50 мм.
Совокупность указанных параметров может быть и другой, например другой ряд -по ширине дорожки, или включать и другие траектории, например, синусоиду и т.п.
Ошибкой считали отклонение от траектории стыка (выход за пределы шири- ны дорожки на время, превышающее определенный интервал - в эксперимен- тах 0,5г2 с).
При воспроизведении определенной траектории тренированность оператора оценивали по длине воспроизведенной без ошибки траектории.
. По предлагаемому способу было ведено обучение групп-/ начинаю- , щих сварщиков. С каждой группой бьшо проведено по 15 практических занятий. На первоначальной стадии тренировки 30 обучаемым для воспроизведения предлагали образ траектории в виде отрезка прямой длиной 200 мм -и шириной 3,5 мм. После запоминания в течении нескольких (2-10) секунд, обучаемый ус 35 танавливал модель электрода над нача-.
t
лом траектории стыка и с. помощью светонепроницаемого экрана 6 С в маске электросварщика светофиль тр был заменен металлической пластиной) девизуа-40 лизировал образ траектории стыка. При этом в поле зрения обучаемого не попадали также модели свариваемого . объекта и электрода, это существенно для -предлагаемого способа, так как ,45 позволяет осуществлять воспроизведение траектории вслепую (только по мы25
5
0
с 0
0 5
0 5
шечным ощущениям). После девизуализа- ции образа стыка о бучаемый перемещал модель электрода вдоль запомненной траектории вслепую. При уходе модели электрода от стыка на время больше, чем 2 с .(по мере тренированности этот и нтервал лостепенно снижали до 0,5 с) выполнение упражнения прекращали. Затем образ траектории вновь визуализировали (путем поднятия маски электросварщика), модель электрода устанавливали в начало траектории и упражнения повторяли и т.д. Начиная со
II
второго занятия т ренировка программных движений с помощью тренажера сочеталась с обучением на реальном процессе.. В связи с разной обучаемостью операторов программным движениям переход к отслеживанию более сложных траекторий осуществляли в индивидуальном порядке. В результате у обучаемых были сформированы профессиональные двигательные навыки на
5 уровне 3-го разряда.
По сравнению с базовым объектомпрототипом время на формирование навыков было снижено в несколько раз (2-4), а затраты на электродные и вспомогательные материалы были меньше примерно в 5 раз.
Формула изобретения
Способ тренировки сварщиков, заключающийся в предъявлении оператору , образа траектории стыка, девизуализа- ции .образа траектории и воспроизведении предъявленной траектории оператором, отличающий ся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа за счет формирования программных двигательных навыков, воспроизведение траектории осуш.ествляют вслепую, причем оценку тренированности оператора проводят по сложности воспроизведенной траектории.
;
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕРЖАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОДА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СВАРЩИКА РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ | 2015 |
|
RU2624561C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКЕ | 2011 |
|
RU2447515C1 |
Тренажер оператора | 1985 |
|
SU1297093A1 |
Устройство тренировки сварщиков | 1988 |
|
SU1638145A1 |
Устройство тренировки сварщиков | 1987 |
|
SU1506465A1 |
Тренажер для обучения электросварке | 1982 |
|
SU1024965A1 |
Способ тренировки радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU767818A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ ПИЛОТИРОВАНИЮ УДАРНОГО ВЕРТОЛЕТА И ПРИМЕНЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2367026C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1990 |
|
RU2010340C1 |
Изобретение относится к выполнению трудовых операций, в частности к тренировке сварщиков. Цель изобретения - повышение эффективности тренажа сварщиков за счет формирования программных двигательных навыков. Обучаемому сварщику предъявляют для запоминания образ траектории стыка. Затем образ траектории девизуализируют и обучаемый воспроизводит траекторию стыка вслепую. При этом тренированность оператора оценивается по сложности воспроизведенной без ошибки траектории. Ошибку формирует схема обработки сигнала при уходе модели электрода в сторону от траектории стыка на время, превышающее заданный интервал. 1 ил.
4
г
Вопросы психологии, 1973, № 3, р | |||
Канатное устройство для подъема и перемещения сыпучих и раздробленных тел | 1923 |
|
SU155A1 |
Авторы
Даты
1989-06-30—Публикация
1987-10-23—Подача