Изобретение относится к морской сейсморазведке с невзрывными источниками.
Целью изобретения является повышение надежности.
На чертеже представлено устройство, общий вид.
Базовым элементом источника является корпус 1 с окнами 2, в который установлены труба 3. Корпус 1 охвачен подвижным ступенчатым цилиндром 4 с фланцем 5. С торца к корпусу 1 присоединен электропневмоклапан 6. В трубе 3 размещена гильза 7 с дном 8.
Канал 9 сообщает источник сжатого воздуха (не показан) с полостью 10 электропневмоклапана 6 и далее через перепускной канал 11, основной канал 12 и боковой канал 13 с управляющей полостью 14, а через дополнительный 15 и соединительный 16 каналы с рабочей полостью 17, сообщенной каналом 18 выравнивания давления со стартовой полостью 19, закрепленной в гильзе 7, перекрывающей герметично посредством уплотнения 20 стартовый канал 21 и разгонную полость 22. Канал 23 выброса периодически связывает полость устройства с атмосферой. Гильза 7 дном 8 обращена к электропневмоклапану 6.
Устройство работает следующим образом.
Сжатый воздух из расходной емкости (не показана) поступает в канал 9, полость 10 электропневмоклапана, перепускается по каналу 11 в основной канал 12 внутри трубы 3. Действуя на дно 8 гильзы 7, воздух прижимает ее к уплотнению 20, изолируя стартовую полость 19 от стартовых каналов 21. Далее воздух по соединительному 16 и дополнительному 15 каналам попадает в рабочую полость 17 и начинает ее заполнять. Одновременно по боковому каналу 13 воздух подается в управляющую 14 полость. Действуя на внутреннюю полость подвижного цилиндра 4, воздух перемещает его вниз до упора в уплотнение. Под фланцем 5 образуется кольцевая разгонная полость 22. Повышение давления воздуха в рабочей полости 17 ведет к перебросу его части в стартовую полость 19 по каналу 18 выравнивания давления. После выравнивания давлений в полостях 10, 17, 14, 19 источник готов к срабатыванию.
С бортового пульта управления на катушку электропневмоклапана подают импульс тока напряжением 300 В . Якорь пневмоклапана притягивается к катушке, и каналы 23 выброса сжатого воздуха соединяют с окружающей средой полость 10 электропневмоклапана. Давление в полости 10 и основном канале 12, соединенном с полостью 10 перепускным каналом 11, падает. Перепад давления в стартовой полости 19 и над дном 8 ведет к смещению гильзы 7 вверх. При этом одновременно перекрываются боковой 13 и дополнительный 15 каналы, но открывается стартовый канал 21.
Сжатый воздух из стартовой полости 19 по стартовому каналу 21 подается в разгонную полость 22 и, действуя снизу на фланец 5, резко отбрасывает ступенчатый цилиндр 4 вверх. Накопленный в рабочей полости 17 воздух через окна 2 выбрасывается в окружающую среду, возбуждая в ней сейсмический сигнал. При движении цилиндра 4 вверх давление в управляющей полости 14 повышается, но воздух из нее не выходит по боковым каналам 13, так как они перекрыты дном 8 гильзы 7 и, прежде чем весь сжатый воздух выброшен из рабочей полости 17, ступенчатый цилиндр 4 возвращается в исходное положение. К этому времени якорь электромагнита перекрывает каналы 23 выброса сжатого воздуха.
Размещение в корпусе источника трубы 3 с гильзой 7 приводит к значительному повышению надежности всего устройства, так как на трубу не действуют растягивающие усилия, что и исключает ее разрушение. В результате повышается срок службы устройства, уменьшаются простои, связанные с ремонтом и обслуживанием устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 1987 |
|
SU1503536A1 |
МОРСКОЙ ПНЕВМОИСТОЧНИК | 1989 |
|
SU1702787A1 |
ПНЕВМОИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 1989 |
|
SU1596945A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 1988 |
|
SU1538718A1 |
ПНЕВМОИСТОЧНИК ДЛЯ СЕЙСМОАКУСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ | 1989 |
|
SU1688687A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 1988 |
|
SU1626930A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 1989 |
|
SU1632216A1 |
МОРСКОЙ ПНЕВМОИСТОЧНИК | 1991 |
|
RU2017173C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ В ЖИДКОСТИ | 1989 |
|
SU1697523A1 |
Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий | 1983 |
|
SU1136090A1 |
Изобретение относится к морской сейсморазведке с невзрывными источниками. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство включает корпус 1 с окнами 2, перекрытыми подвижным цилиндром 4 с фланцем 5. К торцу корпуса 1 присоединен электропневмоклапан 6, а внутри размещена труба 3 с гильзой 7. При заполнении источника сжатый воздух через канал подачи 9, полость 18 электропневмоканала, перепускается по каналу 10 в основной канал 12, прижимает гильзу 7 к уплотнению 23, изолируя стартовую полость 21 от стартовых каналов 17. В рабочую полость 19 воздух попадает по соединительному 14 и дополнительному 15 каналам, а затем в стартовую полость 21 по каналу выравнивания давления 16. В управляющую полость 20 воздух подается по боковому каналу 13 для закрытия цилиндром 4 окон 2. При срабатывании клапана 6 воздух из полости 18 выбрасывается через каналы 11, давление над дном 8 гильзы 7 в основном канале 12 падает. Гильза 7 смещается вверх и стартовая полость 21 по стартовым каналам 17 соединяется с разгонной полостью 22. Давление, действуя на фланец 5 снизу, отбрасывает цидиндр 4 вверх, вскрывая окна. Возврат цилиндра 4 демпфируется разгонной полостью 22. На трубу 3 не действует осевые нагрузки, чем достигается повышенная надежность устройства. 1 ил.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий корпус со штоком и подвижный ступенчатый цилиндр с фланцем, образующие управляющую и рабочую полости, соединенные с источником сжатого воздуха, между собой и с полостью электропневмоклапана каналами подвода сжатого воздуха, подвижную гильзу, обращенную дном к электропневмоклапану и размещенную в штоке с возможностью перекрытия каналов подвода сжатого воздуха в управляющую и рабочую полости и разгонную полость, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, шток выполнен в виде трубы с отверстиями, жестко скрепленной с корпусом, в которой помещена подвижная гильза с дном, прижатая открытым торцом к корпусу и образующая с ним стартовую полость, герметично отделенную от разгонной полости стенкой гильзы и сообщенную с рабочей полостью каналом, выполненным в корпусе, при этом в дне подвижной гильзы выполнен канал подвода сжатого газа в рабочую полость.
Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий | 1983 |
|
SU1136090A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1994-08-15—Публикация
1987-10-30—Подача