4
со
СП
г «
гЛ
Изоб1)етение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах совместного управления фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач и передаточным отношением объемного гидропривода (ОГП).
Целью изобретения является повышение до.чговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач.
На фиг. 1 представлена кинематичес- кая схема системы управления; на фиг. 2 - график, характеризующий зависимость между передаточными отношениями трансмиссии (trp) и объемного гидропривода (k.m) на раз. шчных диапазонах.
Система управления состоит из насоса I управления, соединенного через переливной клапан 2 при помоши гидролиний 3 с насосом-;юзатором 4 (типа ТГЛ-21534) и двухпоясовым золотником 5, нлунжер 6 которого кинематически связан с педалями 7 и 8 управления передаточным отношением обьемнок) гидропривода (ОГП) 9. а корпус К) соединен при помощи рычага 1 1 обратной связи со штоко.м цилиндра 12 управления,причем между штоком и орга- ном 13 управления передаточным OTHonje- нием ОГП 9 существует кинематическая связь. Вход ОГП 9 соединен с двигателем, а выход -- с первичным валом 14 коробки передач, крутяший момент с которого через вторичный вал 15 передается на ведупи1е ко.чеса. Переключение диапа.ю- нов коробки 1ередач осуществ.чяется при гкпклци силовых цилиндров 16- 19, соединенных (.яролиниями с распределителем 20. Правая и левая полости цилиндра 12 управления соединены гидролиниями 21 и 22 с двухпс ясковым зо. ютником 5 и 1Л1дро- ;1иниями 23 и 24 - с насосом-дозатором 4.
Система работает следующим образом.
ОГ П 9 передает крутяший момент от двигателя на первичный вал 14 коробки передач, а затем через пару шестерен одного из диапазонов - на вторичный вал 15 и да.пее на ведчдцие колеса. Крутяший момент от двигате.:1Я передается на насос 1 управления, который подает рабочую жид- кость по гидролиниям 3 к двухпоясковому золотнику 5.
При нажатии водителем на одну из иедалей 7 и 8 управления п:1унжер 6 смешается и открывает одно из выпускны.ч окон двухпояскового золотника 5, в зависи- мости от направления неремешения плунжера.
Рабочая жидкость по гидролинии 21 или 22 (в зависимости от того, какое выпускиое окно открыто) подается в одно из полостей цилиндра 12 управления. Шток ци,1индра начинает перемешаться вместе с органом 13 управления ОГП 9, в результате чег о п,1авно изменяется передаточное
5
0 , О
0
5
5
0
отношение ОГП 9 и всей трансмиссии. Рычаг 11 обратной связи вместе со штоком цилиндра 12 управления и корпусом 10 двухпояскового золотника 5 образуют сле- дяшую систему, которая позволяет изменять передаточное отношение ОГП 9 пропорционально перемешению педалей 7 и 8.
Работа системы при переключении диапазонов коробки передач рассматривается на примере переключения с низшей передачи на высшую,
В случае, когда включен первый диапазон, рабочая жидкость от насоса 1 через распределитель 20 поступает к силовому цилиндру 16 фрикционной муфты первого диапазона, таким образом, в коробке вк:1ючается первый диапазон. Рабочая жидкость от насоса 1 также поступает к насосу-дозатору 4 и двухпоясковому золотнику 5.
В ОГП 9 водитель, при помоши сле- дяп1ей системы:цилиндр 12 управления - рычаг 1 1 обратной связи - двухпояско- вый золотник 5 задает передаточное отно- njeHHe, обеспечиваюшее движение самоходной машины с требуемой скоростью. При переключении на второй диапазон распределитель 20, управляемый водителем, переключает поток рабочей жидкости на силовой цилиндр 17 фрикционной муфты второго диапазона, рабочая жидкость из силового цилиндра 16 поступает на слив.
Одновременно вал насоса-дозатора 4, кинематически связанного с распредели- те,тем 20, проворачивается, рабочая жидкость подается по гидро,1инии 24 в левую полость цилиндра 12 управления, шток смешается вправо (рабочая жидкость во внутреннюю полость двухпояскового золотника по гидролиниям 21 и 22, не поступает, так как плунжер 6 перекрывает выпускные окна).
Вместе со штоком перемешается орган 13 управления передаточным OTHonjeHneM ОГП 9 и тем самым увеличивается передаточное отношение ОГП 9, а обшее передаточное OTHOUjeHHe трансмиссии поддерживается примерно постоянным, что позволяет плавно перейти с одного диапазона на другой, тем самым, уменьшить динамические нагрузки в трансмиссии.
При переключении с высшей передачи на низшую насос-дозатор подает рабочую жидкость по гидролинии 23 в правую полость цилиндра 12 управления. Шток вместе с органом 13 управления передаточным отношением ОГП 9 смешается влево. Передаточное отклонение ОГП 9 уменьшается и происходит плавное переключение с высшей передачи на низшую. В остальном работа системы аналогична вышеприведен- но.му случаю.
Для поддержания обшего передаточного отношения трансмиссии при переключении с одного диапазона на другой примерно
постоянным рабочая зона передаточных отношений ОГП 9 ограничена.
На фнг. 2 приведены графики изменения передаточных отношений трансмиссии в зависимости от передаточного отношения ОГП. Линия разгона ограничена точками I -II -III-IV, торможения IV- V-VI -I.
Как видно из фиг. 2 длины «участков переключения II - III и V-VI различны, поэтому параметры кинематической цепи; распределитель 20 - насос-дозатор 4, насоса-дозатора 4, рабочие площади поршня в левой и правой полостях выбраны таким образом, чтобы при переключении с высшей передачи на низшую шток цилиндра 12 ., управления перемешался, обеспечивая изменение передаточного отношения ОГП на величину, ограниченную точками V и VI, а с низшей на высшую - II и III.
Переливной клапан 2 служит для ограционными муфтами переключения передач, нерегулируемый насос, гидравлически связанный через распределитель с гидроцилиндрами управления фрикционными муфтами переключения передач, гидрообъемную
передачу, состоящую из кинематически связанного с двигателем гидронасоса с органом управления и гидромотора, соединенного с входным валом ступенчатой коробки, выходной вал которой связан с дви10 жителями, педали управления передаточным отношением гидрообъемной передачи,огли- чающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач, она снабжена гидроцилиндром с полостями управления, один конец штока которого соединен с органом управления гидронасосом, насосом-дозатором, двух- поясковым золотником с плунжером, расположенным в корпусе, гидравлически соеничения максимального давления в гидро- 20 диненным с нерегулируемым насосом с
полостями управления гидроцилиндра и с насосом-дозатором, кинематически связанным с распределителем, при этом корпус двухпояскового золотника шарнирно соединен при помощи рычага с другим конлиниях системы управления.
Формула изобретения
Система управления гидрообъемно-механической трансмиссией самоходной машины, содержащая ступенчатую коробку с фрик25
цом штока гидроцилиндра, педалями управления.
а плунжер - с
,
ционными муфтами переключения передач, нерегулируемый насос, гидравлически связанный через распределитель с гидроцилиндрами управления фрикционными муфтами переключения передач, гидрообъемную
передачу, состоящую из кинематически связанного с двигателем гидронасоса с органом управления и гидромотора, соединенного с входным валом ступенчатой коробки, выходной вал которой связан с движителями, педали управления передаточным отношением гидрообъемной передачи,огли- чающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач, она снабжена гидроцилиндром с полостями управления, один конец штока которого соединен с органом управления гидронасосом, насосом-дозатором, двух- поясковым золотником с плунжером, расположенным в корпусе, гидравлически соеполостями управления гидроцилиндра и с насосом-дозатором, кинематически связанным с распределителем, при этом корпус двухпояскового золотника шарнирно соединен при помощи рычага с другим кон
цом штока гидроцилиндра, педалями управления.
а плунжер - с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Гидрообъемная трансмиссия колесного транспортного средства | 1987 |
|
SU1491746A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах совместного управления фрикционными муфтами коробок передач и передаточным отношением объемного гидропривода. Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач. Система управления состоит из насоса 1, соединенного гидролиниями 3 с насосом-дозатором 4 и золотником 5, плунжер 6 которого кинематически связан с педалями 7 и 8 управления передаточным отношением объемного гидропривода (ОГП) 9, а корпус 10 соединен рычагом 11 обратной связи со штоком цилиндра 12 управления. При разгоне машины водитель при помощи педалей 7 и 8 управления через золотник 5 и цилиндр 12 управления плавно перемещает орган 13 управления, уменьшая передаточное отношение ОГП до некоторого минимального значения, после чего включает в коробке следующий диапазон с меньшим передаточным отношением. Распределитель 20 переключает поток рабочей жидкости на силовой цилиндр 16, 17, 18 или 19 требуемого диапазона. Вал насоса-дозатора 4, связанный с распределителем 20, проворачивается, и жидкость по гидролинии 24 поступает в левую полость цилиндра 12 управления, при этом шток вместе с органом 13 управления смещается вправо, увеличивая передаточное отношение ОГП. 2 ил.
соиг
Бабаев О | |||
М., Игнатов Л | |||
Н., Кис- точкин Е | |||
С | |||
и др | |||
Объемные гидроме.ха- нические .передачи | |||
Л.: Машиностроение, 1987, с | |||
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ | 1924 |
|
SU204A1 |
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
Авторы
Даты
1989-07-07—Публикация
1987-07-28—Подача