Гидрообъемная трансмиссия колесного транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1491746A1

NU

QD

U

а

иг I

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств и может быть исполь- -unuiHo в строительно-дорожном ман1ино- строении.

Цель изобретения - повышение эффек- тивности путем улучшения эксплуатационных качеств KO. iecHoro транспортного средства.

На фиг. 1 и:юбражена принципиальная гидрокинематическая схема гидрообъемной трансмиссии колесного транспортного сред- ства; на фиг. 2 гидрокинематическая схема мотор-колеса; на фиг. 3 и 4 - варианты выполнения разде.штельного цилиндра с составным плунжером; на фиг. 5 - график зависимости дав.чения на выходе из блока дистанционного гидроуправления от величины хода его золотника.

Гидрообьемная трансмиссия колесного транспортного средства содержит реверсивный насос 1, соединенный си. ювыми гидромагистралями 2 и 3 с гидромоторо.м 4 при- вода колеса 5, когорое замкнуто пружинами 6 и 7 через фрикцион (дисковую муфту) 8 на неподвижный корпус 9. В корпусе 9 размешены гидроцилиндры 10 и 11 размыкания фрикциона с поршнями 12 и 13, опираюши- мися на неподвижную втулку 14. Подпиточ- ный насос 15 соединен с силовыми гидромагистралями.2 и 3 через обратные клапа)1Ы 16 и 17 напорной гидролинией 18, связанной со сливной гидролинией 19 посредством гидролиний 20 и 21 через клапан 22 давления. Двухпозиционный г;.1дрораспределитель 23 соединен гидро;1ннией 24 через с.чвную -ид- рс. Шнию 19 со сливным ба.ком 25, а напорной гидролинией 26 - с подпиточным nacf)ct)M 15 Выход гидрораспределителя 23 соединен гидролинией 27 с входом блока 28 диста){ нионно1( ги.1,роуправления, золотник 29 которого связан с тор.мчзной педалью .}(} и утон ,1ен ею в исходном положении посредством пружины 31. (;л:1вная линия 32 блока 28 дистанционно; о 1 идроуправлепия соединена с гидролинией 19.

Выход блока 28 дистанционного 1 идро- правления сое;1;.1нен гидролинией 33 с раз- .телите.мьным цилиндром 34. и.меюшим сту- пе.ччаты плунжер 35, бо.мьший торец кото- poi o унирастся в крайнем правом положении pei улировочныи винт 36. Объем раздели- 1е, 1Ьного цилиндра 3-) перед меньшим торцом плунжера 35 соединен гидролипиями 37 и 38 с гидроци. тиндрами 10 и 11 размыкания фрикциона. Трансмиссия снабжена .микропе- )ек. 1К)чателем 39, связанным с размешенным в разделительном цилиндре 34 концевым выключателем 40 с пружиной 41.

Предусмотрена вариантность выполнения плунжера 35 разделительного цилиндра 34: плунжер состоит из двух частей (фиг. 3) 42 и 43, выпо.чнснных с возмож- ностью взаимного перемещения, причем iipH- лежашие их торцы имеют различную п/ю- шадь, а по, 1ость между ними сое.оинена посредством гидролиний 44-46 через обратный кланан 47 и запорное устройство 48 с гидроцилиндром, имеюшим избыточное давление в полости от весовой нагрузки на штоке (условно не показан); плунжер состоит из двух частей (фиг. 4) 49 и 50, выполненных с возможностью взаимного перемещения, причем противолежащие торцы обеих частей имеют различные, а прилежащие - одинаковые плон1ади, полость между ними соединена посредством гидролиний 51-56 через обратные клапаны 57 и 58 и запорные устройства 59 и 60 с гидроцилиндром, имеюшим избыточное давление в полости от весовой нагрузки на щтоке.

Гидрообъемная трансмиссия колесного транспортного средства работает следующим образом.

На стоянке колесного транспортного средства как нри неработающем, так и при работающем двигателе двухпозиционный гидрораспределитель 23 соединяет объем низкого давления (рабочий объем) разделительного цилиндра 34 через блок 28 дистанционного гидроунравления посредством гидролиний 33 27, 24 и 19 со сливным баком 25 (фиг. 1). Усилием пружин 6 и 7 поршни 12 и 13 гидроцилиндров 10 и 11 размыкання фрикциона отжаты в крайнее левое положение, фрикцион 8 замкнут, плунжер 35 разделительного цилиндра 34 под действием давления гидротормозной жидкости в гидролиниях 38 и 37 и в полости разделительного цилиндра 34 отжат в крайнее правое положение, вплотную с регулировочным винтом 36.

Этот режим соответствует удерживанию мапшны на стоянке за счет тормозного момента на колесе 5, создавае.мого силами тре- ння в ; ,амкнутом фрикционе 8, кинематически связываюигнм колесо 5 с неподвижным корпусом 9.

Величина тормозного момента на колесе определяется по формуле

М . .f-R,,.Z,

где Л -- осевое усилие на диске;

RC,: радиус действия сила трения;

Z --- число нар новерхностей трения;

/ -- коэффициент трения.

Носле запуска двигателя приводимый им во вращение подгшточный насос 15 засасывает рабочую жидкость из бака 25 по гидролинии 19 и под давлением, величина которого настраивается клапаном 22 давления, нагнетает ее через напорную гидролинию 18 и обратные клапаны 16 и 17 в силовые гид- ромаг истрали 2 и 3, при этом напорная гидролиния 26 заперта двухпозиционным гидрораспределителем 23, фрикцион 8 замкнут и колесо 5 неподвижно.

Неред началом движения необходимо переустановить двухпозиц юнный гидрораспределитель 23 в положение, при котором разделительный цилиндр 34 сообщается через блок 28 дистанционного гидроуправления и гидролииии 33 и 27 с гид- ролинией 26 подпиточного насоса 15. Под давлением рабочей жидкости плунжер 3л смещается, создавая давление у своего иро- тивоположиого торца и вытесняя тормозную жидкость из полости высокого давления разделительного цилиндра 34 через идроли- нии 37 и 38 в гидроцилиндры 10 и 11 размыкания фрикциона, перемещает их 12 и 13, преодолевая усилия пружин 6 и 7, и раз мыкает фрикцион 8, растормаживая колесо 5.

Конструкцией блока 28 дисганционного гидроуправления предусмотрено пропорциональное увеличение давления на выходе ич него при ходе золотника 29 от Н до //2 в соответствии с графиком зависимости давления на выходе блока 28 дистанционного гид- роуправ. 1ения от величины перемещения золотника 29 (фиг. 5), при этом величине хода //члкс соответствует дав.чение Ркак, т. е. при подведении к блоку 28 дистанционного гидроуправ тения потока рабочей жидкости от подпиточного насоса 15 давлением Рмак,, что соответствует давлению настройки клапана 22 давления, и при нормальном положении педали 30 (/У //мако) имеется на выходе из блока 28 дистанционнО|-о управления давление Я«аь,.

В целях повышения эффективности торможения соотноц;ение сечений плунжера

35у выбирается возможно болыпи л.

Необходимость установки разделительного цилиндра 34 вызвана не только потребностью редуцировать подводимое давление, но и необходимостью разделения применяемой в тупиковых тормозных системах специальной тормозной жидкости от рабочей применяемой в об ьемных гид)оприводах.

Для передвижения транспортного средства с ра: личными скоростями выводят на сое 1 из положения ну.певой производкте.чь- ности с помощью механизма изменения ра- боче|-о объема насоса (условно не показан). При 5ТОМ одна из силовых гидромагистралей 2 или 3 становится нагнетательной. Обычно у с гидрообъемной трансмиссией функцию главной тормозной системы выполняет сам гидропривод при уменьшении )абочего насоса за счет тормозных свойств гидропривода и двигателя мащины. При недостаточном тормозном моменте на колесе 5 (например, при езде под уклон или при необходимости аварийной остановки) необходимо нажимать на тормозную педаль 30 в направлении стрелки F. Тор.мозной момент при этом будет шлвно нарастать в соответствии с пропорционально уменьшающимся давлением в отводящей гидролипип 33 блока 28 дистанционного гидроупрап- ления.

Для аварийно-экстр(: нного торможения транспортного средства при движе п- И маН1ИНЫ достаточно переключить двухпози- ционный гидрораспределитель 23.

В случае внезапного разрушения силовой гидромагиструли 2 или 3, а также напорной гидролинии 18 давление в гидролинии 26 упадет, что повлечет за собой понижение давления в гидролиниях 27 и 33 и в результате - замыкание фрикциона 8 и экстренную остановку транспортного средства.

Движение транспортного средства на

0 буксире при неработающем двигателе возможно в случае наличия по крайней мере одного гидроцилиндра, имеющего избыточное давление в полости от весовой нагрузки на щтоке. В целях осуществления буксиров.; ки предусмотрена вариантность исполнения плунжера разделительного цилиндра (фиг. 3 и 4). При открытии запорного устройства 48 или 59 и 60 гидравлическая жидкость через обратные клапаны 47 или 57 и 58 поступает в полость разделительного цилиндра 34 меж0 ду составными частями 42 и 43 или 49 и 50 плунжера, создавая давление в гидроцилиндрах 10 и II размыкания фрикциона, гидравлически соединенных с полостью высокого давления разделительного цилиндра 34, что

приводит к размыканию фрикциона 8 и рас- тормаживанию колеса 5.

Формула изобретения

. ГидрО б111,мная тра1к; иссин колесного

0 гранспортно1Ч) средства, содержащая по крайне мере оди1 реверсиш Ь й насос, кинематически связанный с вспомогательны насосом и гидравлически с магистралями - с I и.1ромотором, двухпозиционный трех.ти- мейпый распределитель, клапан давления,

5 со(;бщающий нагнета гельпую магистраль вспомогате.1ьно1ч.) насоса с гидробаком, под- 1|ружинеппые гпд.;|О цилиндры фрик;1ис нов. тормозную педаль, кинема гически свячан- пую с б локом дистанционного гидроуправ- .|1ения, обратные клапаны, отличающаяся тем, чтс с целью повьпнения эффективности путем улучии ния эксплуатационных качеств, она снаб.чсена р. здслительным ци.пнндром с плунжером, торцы KOTOfioro выполнены различными п: площади, а также регулирос вочным винтом и микропереключателем, причем со сторииы горца болыпей площади установлен pei л.тировочный винт и с противоположной стороны - микропереключатель, блок ди ганционного ги.троунравления пы- гихтнен в виде двухпозищюнного подпружиQ пенного клапана с двумя входами и одним выходо.м, при этом нагнетательная магист- пп.мь вспомогате.пьно|-о насоса соединена через обратные клапаны с магистралями. со(;бщающими реверсивный насос с гидромотором, и первой линией двухпозпционного

5 грехлинейного распределителя, вторая .ти- пия которого соединена с гидробаком, а третья - с одпи.м из входов дв} хпозицион- ного п(;1дпружиненного клапана, второй вход которого соединен с гид1)обаком. а выход

0

соединен с входом разделнтельного цнли.нд- ра, выход которого соединен с подпружиненными гидроцнлиндрами фрикционов, при этом в первой позиции двухпозиционного трехлинейного распределителя вторая линия соединена с третьей, а во второй позиции первая линия соединена с третьей.

2. Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена запорным устройством, плунжер разделительного цилиндра выполнен составным, при этом полость между составными частями сообщена через обратный клапан и запорное устройство с одной из полостей гидроцилиндра.

Похожие патенты SU1491746A1

название год авторы номер документа
Гидрообъемная трансмиссия транспортного средства 1987
  • Шалимов Юрий Петрович
  • Петрищев Леонид Георгиевич
  • Попов Анатолий Михайлович
  • Ильюшин Владимир Федорович
SU1463528A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Чирихин Юрий Иванович
  • Довжик Валерий Львович
SU1458256A1
Гидрообъемная трансмиссия автогрейдера 1987
  • Шалимов Юрий Петрович
  • Петрищев Леонид Георгиевич
  • Попов Анатолий Михайлович
  • Жураховский Георгий Николаевич
  • Халаджиев Владимир Арменакович
SU1466964A1
Гидрообъемная трансмиссия транспортного средства 1988
  • Шалимов Юрий Петрович
  • Ильюшин Владимир Федорович
  • Попов Анатолий Михайлович
  • Петрищев Леонид Георгиевич
SU1588578A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ И КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2017
  • Николаев Сергей Андреевич
  • Николаев Максим Андреевич
  • Грачёв Александр Сергеевич
RU2656809C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2019
  • Николаев Сергей Андреевич
  • Николаев Максим Андреевич
RU2706557C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2017
  • Николаев Сергей Андреевич
  • Николаев Максим Андреевич
  • Грачёв Александр Сергеевич
RU2664618C1
Система рулевого управления автопоезда 1987
  • Гладов Геннадий Иванович
  • Кувшинов Виктор Владимирович
  • Павлов Владимир Викторович
  • Титов Александр Васильевич
SU1474016A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 491 746 A1

Реферат патента 1989 года Гидрообъемная трансмиссия колесного транспортного средства

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств ,в частности, к гидрообъемным трансмиссиям. Цель изобретения - повышение эффективности путем улучшения эксплуатационных качеств. Трансмиссия снабжена разделительным цилиндром 34 с плунжером 35, торцы которого различны по площади, и блоком 28 дистанционного гидроуправления, вход которого соединен с выходом двухпозиционного гидрораспределителя 23, второй выход которого соединен со сливным баком 25, а вход - с напорной гидролинией, причем выход блока 28 дистанционного гидроуправления гидравлически соединен с торцом плунжера 35, имеющим большую площадь, а противоположный торец гидравлически соединен с гидроцилиндрами 10 и 11 размыкания фрикциона, при этом золотник 29 блока 28 дистанционного гидроуправления связан с тормозной педалью 30. Трансмиссия также снабжена микропереключателем 39, связанным с размещенным в разделительном цилиндре 34 подпружиненным концевым выключателем 40. С целью осуществления буксировки транспортного средства, содержащего по крайней мере один гидроцилиндр, имеющий избыточное давление в полости от весовой нагрузки на штоке, плунжер 35 разделительного цилиндра 34 выполнен составным, причем полость между составными частями последовательно гидравлически сообщается с запорным устройством и полостью гидроцилиндра с избыточным давлением. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 491 746 A1

Оигг

5

itQ

сриг

ijB iii S

3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1491746A1

Гидропривод для колесных транспортных машин 1982
  • Фихтнер Оскар Яковлевич
  • Кауц Альфред Генрихович
  • Кабиев Сериккали Куаталиевич
  • Багдасарян Рафик Арменакович
  • Коптелов Анатолий Андреевич
  • Кошеленко Геннадий Петрович
  • Невров Владимир Федорович
SU1096135A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 491 746 A1

Авторы

Шалимов Юрий Петрович

Петрищев Леонид Григорьевич

Попов Анатолий Михайлович

Даты

1989-07-07Публикация

1987-03-27Подача