Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля формы поверхности, в частности при вписывании элементов механизации в контур крыла.
Цель изобретения повышение точности и производительности при контроле вписываемости элементов механизации в контур крыла летательного аппарата путем обеспечения единства баз при контроле разных сечений объекта и одновременного контроля в двух или нескольких сечениях агрегатов.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства для контроля формы поверхности; на фиг. 2 оптическая схема устройства.
Устройство содержит два источника узконаправленного излучения, в качестве которых использованы лазеры 1 и 2, оптические оси которых параллельны. По ходу луча лазеров 1 и 2 установлены под углом 45о плоскопараллельные пластины 3 и 4, а перпендикулярно ходу луча видеоконтрольные блоки 5 и 6 (видеоконы) и отражающие зеркала 7 и 8. Лазеры 1 и 2 установлены в полых штоках 9 и 10 соосно с ними, к нижним частям которых на шарнирах 11 и 12 прикреплены качающиеся каретки 13 и 14 с отражающими зеркалами 15 и 16, причем оси каждого из шарниров 11 и 12 совмещены с отражающей плоскостью зеркал 15 и 16 и перпендикулярны оптическим осям лазеров 1 и 2.
Оба штока 9 и 10 закреплены в корпусе 17 с возможностью их осевого перемещения, который несет три опоры 18, узел 19 регулирования размера между осями лазеров 1 и 2 и два фиксатора 20 и 21 линии контроля. Результаты замеров обрабатываются дисплеями 22 и 23.
Элементами механизации крыла называют комплекс агрегатов, стыкуемых с крылом, позволяющих увеличить его подъемную силу или лобовое сопротивление на взлете или при посадке. Само крыло в отдельности и элементы механизации имеют термин "агрегаты" как конструктивно и технологически законченные части летательного аппарата, каждая из которых выполняет определенную функцию в составе планера. С помощью предлагаемого устройства контролируются агрегаты 24 и 25, которые затем более конкретно называются: позиция 24 предкрылком, а позиция 25 крылом.
Для обеспечения заданного техническими условиями аэродинамического качества крыла каждый агрегат механизации закрылки, предкрылки и другие, должны иметь строго фиксированное положение относительно основного агрегата крыла при обеспечении заданных зазоров между ними в убранном положении агрегатов. При этом в идеальном случае внешние обводы агрегатов механизации должны вписываться в обводы крыла. На практике же указанные обводы не совпадают, а по линии стыков между агрегатами образуются уступы, являющиеся погрешностями невписываемости в обводы крыла, которые и измеряются предлагаемым устройством.
Агрегаты механизации имеют возможность регулирования заданных зазоров относительно основного агрегата крыла путем их перемещения в каждом заданном поперечном сечении в двух координатах.
Устройство работает следующим образом. Перед началом работы производят предварительную настройку устройства на плоскости. Для этого включают лазеры 1 и 2, излучение каждого из которых, проходя через плоскопараллельные пластины 3 и 4, делится на два пучка. Один из них отражается под прямым углом, затем попадает на отражающие зеркала 7 и 8, отразившись от которых и проходя через плоскопараллельные пластины 3 и 4, попадает на видеоконы 5 и 6 с последующим отображением светящихся точек измерительного сигнала на телевизионных дисплеях 22 и 23, на которых нанесены координатные сетки с нулевым положением отсчета. Второй пучок, пройдя через плоскопараллельные пластины 3 и 4, падает на зеркала 15 и 16 качающихся кареток 13 и 14, отразившись от которых, возвращается на плоскопараллельные пластины 3 и 4. Отразившись от них, пучок падает на видеоконы 5 и 6, где преобразуется в электрические сигналы, которые поступают на дисплеи 22 и 23. На дисплеях 22 и 23 электрические сигналы отображаются на экранах в виде светящихся точек, являющихся точками опорного сигнала. При получении на экранах дисплеев 22 и 23 двух светящихся точек добиваются совмещения измерительного сигнала с опорным разворотом отражающих зеркал 7 и 8.
Для непосредственного контроля корпус 17 устанавливают на контролируемые агрегаты 24 и 25, выстраивают его по двум фиксаторам 20 и 21 по линии контроля и регулируют длину корпуса 17 на заданный размер между нервюрами в сечениях I и II с помощью узла 19 регулирования размера, например, с помощью реечного механизма перемещения. При этом качающиеся каретки 13 и 14 своими точечными наконечниками контактируют с контролируемыми поверхностями агрегатов 24 и 25. Путем регулировки добиваются заданной вписываемости предкрылка 24 одновременно в контуры двух контролируемых сечений I и II крыла 25. При этом в процессе перемещения предкрылка 24 относительно крыла 25 качающиеся каретки 13 и 14 с отражающими зеркалами 15 и 16 наклоняются, вращаясь вокруг шарниров 11 и 12, отраженный от них луч образует на экранах дисплеев 22 и 23 измерительные сигналы в виде светящихся точек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВПИСЫВАНИЯ ОБВОДОВ АГРЕГАТОВ ТИПА МЕХАНИЗАЦИИ В ОБВОДЫ НЕСУЩЕГО АГРЕГАТА | 1988 |
|
RU1718525C |
СПОСОБ СБОРКИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2657816C1 |
Устройство для определения положения изображения объекта | 1974 |
|
SU515934A1 |
БЛОК ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ ПРИВОДОВ РЕЗЕРВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДКРЫЛКОВ | 2012 |
|
RU2507116C2 |
ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫЛКАМИ И ПРЕДКРЫЛКАМИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2507114C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА | 1991 |
|
RU2009084C1 |
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛАЗЕРНОГО ДОПЛЕРОВСКОГО ИЗМЕРИТЕЛЯ СКОРОСТИ | 2000 |
|
RU2243568C2 |
Мобильный лидарный газоанализатор | 2023 |
|
RU2804263C1 |
Устройство для задания опорной световой плоскости | 1987 |
|
SU1508094A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ОТРАЖЕНИЯ И ПРОПУСКАНИЯ | 1991 |
|
RU2018112C1 |
Изобретение относится к измерительной технике. Цель изобретения - повышение точности и производительности при контроле вписываемости элементов механизации в контур крыла летательного аппарата путем обеспечения единства баз при контроле разных сечений объекта и одновременного контроля в двух или нескольких сечениях агрегатов. Лазеры 1 и 2, оптические оси которых параллельны, устанавливают соосно в полых штоках 9 и 10, закрепленных с осевым перемещением в корпусе 17 устройства, несущем три опоры 18, два фиксатора 20 и 21 линии контроля и узел 19 регулирования размера между осями лазеров 1 и 2. Ось каждого шарнира 11 и 12 совмещена с отражающей плоскостью зеркал 15 и 16 на качающихся каретках 13 и 14 и перпендикулярна оптическим осям лазеров 1 и 2. 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ, содержащее лазер, шарнирно установленную каретку с двумя точечными наконечниками, зеркало, закрепленное на шарнире каретки, и регистрирующий блок, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности при контроле вписываемости элементов механизации в контур крыла летательного аппарата, оно снабжено корпусом с тремя опорами, двумя полыми штоками, установленными в корпусе с возможностью осевого перемещения, двумя фиксаторами и узлом регулирования, установленными на корпусе, вторыми лазером, кареткой и зеркалом, закрепленным на шарнире второй каретки, лазеры установлены в штоках соосно с их осями и оптические оси лазеров параллельны, а каретки установлены так, что оси их шарниров совмещены с отражающей поверхностью зеркал и перпендикулярны оптическим осям лазеров.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРИВИЗНЫ ПОВЕРХНОСТИ | 0 |
|
SU241024A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1987-12-22—Подача