Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано для контроля степени приработки агрегатов автомобилей после их капитального ремонта.
Целью изобретения является сокра- . щение времени и повьшение точности контроля степени приработки механизмов во время их обкатки.
На фиг.1 приведены зависимости отремонтированных двигателей ЗИЛ-130 (кривая 1 - для необкатанного двигателя, кривая 2 - для обкатанного), полученных при их холодной обкатке на обкаточно-тормозном стенде; на фиг.2 - зависимость изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя во времени (Т. - период собственных колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм); на фиг.З - зависимость изменения угла закручивания гибкого вала от изменения скорости вращения вала прирабатываемого механизма (изменение скорости вращения вала механизма дано в относительных единицах, где частота собственных колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм), причем кривая 3 характеризует изменения угла закрутки для неприрабо танного механизма, а кривая 4 - для приработанного.
Способ осуществляют следующим образом.
10
Обкатываемый механизм устанавливают на стенд, оснащенный приводом и контрольно-регистрирующей аппаратурой, К обкатываемому механизму присоединяют гибкий вал с датчиком угла закрутки, причем другой конец гибкого вала жестко соединен с маховиком, к которому присоединяют привод стенда. Далее включают привод и приводят во вращение систему маховик - гибкий вал - прирабатываемый механизм, причем частоту ш изменения скорости вращения прирабатываемого механизма изменяют от частоты меньшей. Чем собственная частота колебаний Wf системы маховик - гибкий вал - механиз м, до большей частоты (фиг. 2), а степень приработки контролируют контрольно-измерительной аппаратурой 20 стенда по наличию или отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм (фиг.З). Наличие скач-25 кообразных изменений угла закрутки гибкого вала (фиг.З, кривая 3) свидетельствует о том, что механизм не приработан, а их отсутствие (фиг.З, кривая 4) - о полной его приработке.
Система маховик - гибкий вал - прирабатываемый механизм представляет собой колебательную систему с вязким демпфированием, причем эта система может быть как нелинейной, так и линейной. Неприработанный механизм в совокупности с гибким валом и маховиком представляет собой нелинейную систему (фиг.1, кривая 1), а
30
35
щей силой и вынужденными колебания (угол закрутки гибкого вала) измен ется непрерывно и при совпадении ч тоты вынуткденных колебаний с собст венной частотой линейной системы (
резонансе) этот угол равен 90
нелинейных колебательньк системах зовый угол при изменении частоты в нужденных колебаний также изменяет непрерывно, однако при резонансе о изменяется скачком от величины мен щей, чем 90, до больщей, и наобор
t5 Формула изобретени
Способ контроля приработки меха низма, заключающийся в том, что ва прирабатываемого механизма вращают от постороннего источника с измене нием скорости вращения по колебате ному закону, регистрируют параметр приработки, по которому судят о ее завершении, отличающийс тем, что, с целью сокращения време ни и повышения точности, вращение ла прирабатьшаемого механизма веду через последовательно соединенные маховик и гибкий вал, причем часто изменения скорости вращения изменяют от частоты, меньшей, чем собственная частота колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм, до частоты, большей ее и обратно, в качестве регистрируемого парамет ра принимают угол закрутки гибкого вала, а о завершении приработки су дят по отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого ва
приработанный - линейную (, кри-до па на частоте собственных колебавая 2). В линейных колебательных системах фазовьш угол между возмущаюний системы маховик - гибкий вал - механизм.
щей силой и вынужденными колебаниями (угол закрутки гибкого вала) изменяется непрерывно и при совпадении час- тоты вынуткденных колебаний с собственной частотой линейной системы (при
резонансе) этот угол равен 90
В
нелинейных колебательньк системах фазовый угол при изменении частоты вынужденных колебаний также изменяется непрерывно, однако при резонансе он изменяется скачком от величины мень- щей, чем 90, до больщей, и наоборот.
20 25
t5 Формула изобретения
0 5
0
5
Способ контроля приработки механизма, заключающийся в том, что вал прирабатываемого механизма вращают от постороннего источника с изменением скорости вращения по колебательному закону, регистрируют параметр приработки, по которому судят о ее завершении, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и повышения точности, вращение вала прирабатьшаемого механизма ведут через последовательно соединенные маховик и гибкий вал, причем частоту изменения скорости вращения изменяют от частоты, меньшей, чем собственная частота колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм, до частоты, большей ее и обратно, в качестве регистрируемого параметра принимают угол закрутки гибкого вала, а о завершении приработки судят по отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого ваний системы маховик - гибкий вал - механизм.
в. к8т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический стенд для обкатки двигателей внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1550197A1 |
Автоматический стенд | 1988 |
|
SU1622790A1 |
Стенд для приработки и испытания двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1257429A1 |
Стенд для приработки двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1778604A1 |
Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления | 1989 |
|
SU1735734A1 |
Способ приработки и испытания двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1732218A1 |
Способ приработки зубчатых колёс конической передачи внутреннего зацепления | 2018 |
|
RU2694942C1 |
Стенд для адаптивной приработки карбюраторного двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1539570A1 |
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ | 2011 |
|
RU2465475C1 |
Стенд для резонансных испытаний двух торсионных валов | 1982 |
|
SU1100501A1 |
Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано для контроля степени приработки агрегатов автомобиля после их капитального ремонта. Цель изобретения - сокращение времени и повышение точности контроля степени приработки механизмов во время их послеремонтной обкатки. Способ заключается в том, что вал прирабатываемого механизма раскручивают на стенде с изменением скорости вращения по колебательному закону. Новым в способе является передача нагрузки на механизм через последовательно соединенные маховик и гибкий вал. Частоту изменения скорости вращения вала механизма изменяют от частоты меньшей, чем собственная частота колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм, до большей частоты и наоборот. Степень приработки при этом контролируют по наличию или отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы. 3 ил.
(риг. 2
Фие. J
Составитель И.Патрахальцев Редактор Н.Рогулич Техред Л.ОлийныкКорректор Т.Палий
Заказ 5078/53
Тираж 789
ВНИИПИ Государственнога комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписное
Способ получения изображений в растровом электронном микроскопе | 1980 |
|
SU911651A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-08-23—Публикация
1987-12-23—Подача