Устройство для резервной защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями Советский патент 1989 года по МПК H02H7/04 

Описание патента на изобретение SU1511797A1

СП

ч|

3-15

Изооратение относится к электро- ,технике, в частности к релейной за- 1ф-1Те, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связаниьпда взаимоиндукцией,,

Целью изобретения является повы- Щение селективности функционирования i На фиг.1 приведены схема защищае- 4ой сети и схема цодключения реле ащиты к измерительным трансформаторам тока и напряжения; на фиг.2 - цепи оперативного постоянного тока защиты; на фиг.З - различные режимы защищаемой сети

Устройство для резервной защиты автотрансформаторов 1 и 2, работающих в блоке с параллельными линиями 3 и 4, содержит для каяодого защищаемого автотрансформатора реле 5 и 6 тока нулевой последовательности и ле 7 и 8 направления мощности нулево последовательности, подключенные к имерительным трансформаторам тока 9 и 10 и напрялсения 11 и 12 с соответствующей стороны автотрансформаторов 1 и 2, блок 13 контроля соотношений токов, состоящий из схег-1ы 14 сравнения по абсолютному значению, BXOAFJI которой подключены к датчикам 9 и 10 ток и первого 15 и второго 16 дополнительных реле, подключенных к выходу схемы 14 сравнения,

Шины высшего напряжения, к которы подключены автотрансформаторы 1 и 2, могут быть соединены с помощью секционного (шшгасоединительного) выключателя 17 .

Цепи оперативного постоянного тока защиты состоят из замыкающих контактов 18 и 19 реле 5 и 6 тока, замыкающих контактов 20 и 21 реле 7 и 8 ршнравления мощности, замыкающих 22 и 23 и первых 24 и 25 и вторых 26 и 27 размыкающих контактов первого 15 и второго 16 дополнительных реле и обмоток реле 28 и 29 времени, замыкающие контакты 30 и 31 которых включены в цепи отключения автотрансформаторов 1 и 2„

При наличии на подстанции секдионкого (шиносоединительного) выключателя 17 в устройство защиты включаются разделительные диоды 32 и 33, к объединенным катодам которых подключается обмотка реле 34 BpeMeHKja его замьн ающий контакт 35 включается

7

Б отключе.чия секционного (шино- соединительного) выключателя 17о

Реле 7 и 8 мощности нулевой после- довательности ориентированы в сторону сети, т.е. замыкают свои контакты 20 и 21 при коротком замыкании (коЗ.) в сети высшего напряжения. Схема 14 сравнения по абсолютному значению может быть реализована на основе схем сравнения, включенных на равновесие напряжений или циркуляцию токов. Реле 15 срабатьшает, замыкая контакт 23 и размыкая контакты 24 и 26, при значении тока, подаваемого на первый вход блока 13 сравнения, превышающего значение тока, подаваемого на его второй вход. Реле 16 срабатывает при обратном соотношении токов При равенстве сигналов на обоих входах блока 13 сравнения реле 15 и 16 не срабатывают.

Устройство работает следующим об- разомо

На фиг.З показана упрощенная схема сети по фиг.1 при КсЗ. на землю в

5

0

5

0

точках К, К

К

3

0

При к„з, в точке К (фиг,За) срабатывание реле 5 и б тока и реле 7 и 8 направления мощности приводит к замыканию их контактов 18, 19, 20 и 21 и запуску реле 28 и 29 времени через контакты 24, 25 и 26, 27 дополнительных реле 15 и 16, которые не срабатывают из-за равенства токов нулевой последовательности, протекающих через автотрансформаторы 1 и 2„ Через выдержку времени, выбранную из условия согласования с защитами отходящих лин11Й, замыкаются контакты 30 и 31 и отключаются автотрансформаторы 1 и 2,

При к.з„ в точке Kg (фиг.Зб) и каскадном отключении линии 3 срабатывают реле 5 тока и реле 7 направления мощности и реле 5 вызывает запуск реле 28 време и, по истечении выдержки времени которого зa ФIкaeтcя контакт 30 и отключается автотрансформатор 1. Пепь отключения автотран- сформггтора 2 остается разомкнутой, так как контакты 23 и 26 разомкнунервого автотрансформатора больше тока в цепи второго автотрансформатора. Таким образом, независимо от поведения реле 8 направления мощности неселективного отключе шя второго автотрансформатора не будет

Аналогично описанному устройство работает при к.з,, в точке К и отключенном втором автотрансформаторе (фиг.Зв).

При наличии секционного (шйносое- цинительного) выключателя 17 срабатывание реле тока и направления мощности любого автотрансформатора приводит к отключению с первой выдержкой времени указанного выключателя. В дальнейшем устройство работает аналогично Описанному.

При КоЗ. на стороне среднего напряжения устройство не срабатьшает, так как реле 7 и 8 направления мощности не запускаются.

Таким образом, в результате введения блока контроля соотношений токоЕ автотрансформаторов повышается селективность функционирования усройства за счет отключения только одного (ближайшего к месту повреждения автотрансформатора при каскадном отключении КоЗо на параллельных линиях связанных взаимоиндукциейi

Формула изобретения

Устройство для резервной защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, содержащее для каждого защищаемого автотрансформатора реле тока нулевой

1511797

последовательности и ориентированное в сторону сети реле направления мощности нулевой последовательности, подключенные к датчикам тока и напряжения с соответствующей стороны автотрансформатора, замыкающие контакты реле тока и направления мощности нулевой последовательности

0 включены последовательно с обмоткой реле времени, замыкающий контакт которого включен-в цепь отключения соответствующего автотрансформатора, отличающееся тем, что,

5 с целью повышения селективности функционирования в него дополнительно введен блок контроля соотношений токов, состоящий из схемы сравнения по абсолютному значению, к выходу кото0 рой подключены первое и второе дополнительные реле, входы сх,емы сравнения по абсолютному значению, являющиеся входами блока контроля соотношений токов, подключены к упомянутым

5 датчикам тока автотрансформаторов, при этом замыкающие контакты первого и второго дополнительных реле, -щун- тированные их последовательно соединенными первыми и вторыми размыка- ,

0 ющими контактами, включены последовательно в цепь упомянутого реле времени соответственно первого и второго автотрансформаторов о

Похожие патенты SU1511797A1

название год авторы номер документа
Автотрансформатор с устройством резервной защиты 1987
  • Нагай Владимир Иванович
  • Пугачевский Эдуард Борисович
  • Шуляк Виктор Григорьевич
SU1615834A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРА, ПОДКЛЮЧЕННОГО К ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛИТЕЛЬ 1990
  • Милевский А.К.
  • Подзоров О.В.
RU2007006C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРА, ПОДКЛЮЧЕННОГО К ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛИТЕЛЬ 1990
  • Милевский А.К.
  • Подзоров О.В.
RU2007007C1
Устройство для защиты вводов параллельно работающих секций шин, нагруженных синхронными двигателями 1977
  • Гильбурд Леонид Хасикович
SU729722A1
Устройство для резервной защиты автотрансформаторов от внешних коротких замыканий 1980
  • Шуляк Виктор Григорьевич
  • Нагай Владимир Иванович
  • Фортуль Брисеньо Моралес
SU936174A1
Устройство для защиты от многофазных коротких замыканий системы сборных шин 1979
  • Берлянд Эрнест Григорьевич
  • Цеханский Леонид Михайлович
SU769674A1
Устройство для защиты автотрансформатора от неполнофазного режима работы 1980
  • Александров Виктор Федорович
SU951539A1
Устройство для релейной защиты от коротких замыканий линии электропередачи в неполнофазном режиме 1986
  • Калюжный Аркадий Александрович
  • Левинштейн Михаил Львович
  • Шибанов Алексей Петрович
  • Хорошев Марк Исаакович
SU1365220A1
УСТРОЙСТВО РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ БЛИЖНЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ЗАЩИТ АВТОТРАНСФОРМАТОРА 2017
  • Лопухов Валентин Михайлович
  • Меер Валерий Михайлович
RU2639314C1
Устройство для защиты автотрансформатора от внешних коротких замыканий 1984
  • Шуляк Виктор Григорьевич
  • Нагай Владимир Иванович
  • Галкин Анатолий Иванович
SU1377953A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 511 797 A1

Реферат патента 1989 года Устройство для резервной защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связанными взаимоиндукцией. Цель изобретения - повышение селективности функционирования. Цель достигается тем, что при каскадном отключении короткого замыкания на землю на одной из параллельных линий за счет введения блока 13 контроля соотношений токов обеспечивается отключение только одного автотрансформатора 1(2), значение тока нулевой последовательности в цепи которого больше. При этом независимо от поведения реле 8(7) направления мощности другого автотрансформатора последний не отключается из-за срабатывания только одного из дополнительных реле 15 или 16 блока 13 соотношений токов контроля. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 511 797 A1

фиг, 2

фи.З

Составитель ВдОнучин Редактор А.Лежнина Техред Л.Сердюкооа Корректор ОоЦнпле

Заказ 5908/54

Тираж 608

BHHHnii Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1511797A1

Федосеев АоМ
Релейная защита Iэлектрических систем М„: Энергия, 1976, с.452-455
Прибор, автоматически записывающий пройденный путь 1920
  • Зверков Е.В.
SU110A1
Руководящие указания по релейной защите, Выпо 12, М.: Энергия, 1980, с.-66-68о

SU 1 511 797 A1

Авторы

Нагай Владимир Иванович

Шуляк Виктор Григорьевич

Сережников Олег Дмитриевич

Даты

1989-09-30Публикация

1987-06-26Подача