Вариатор Н.П.Ефимова Советский патент 1989 года по МПК F16H29/00 B60K17/06 

Описание патента на изобретение SU1514995A2

U1

4:: :0 Ю :л

14)

1514995-

10, взаимодействующих с направляющей чатого колеса 2. При поломке пружины 5, вьтолнены выемки. На зубчатом ко- клиновый элемент 10 отойдет от своего нормального положения и поверх- г ностью .коснется упора. Это искяючалесе 2 закреплены упоры, предназначенные для ограничения перемещения клиновых элементов 10 в сторону зубет разрушение вариатора. 8 ил.

ет разрушение вариатора. 8 ил.

Похожие патенты SU1514995A2

название год авторы номер документа
Вариатор Н.П.Ефимова 1983
  • Ефимов Николай Прокопьевич
SU1368550A2
Вариатор Н.П.Ефимова 1981
  • Ефимов Николай Прокопьевич
SU1199674A1
Вариатор Н.П.Ефимова 1989
  • Ефимов Николай Прокопьевич
  • Голощапов Николай Иванович
  • Голицын Николай Константинович
SU1698549A2
Вариатор Н.П.Ефимова 1981
  • Ефимов Николай Прокопьевич
SU1326824A1
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
Вариатор Н.П.Ефимова 1987
  • Ефимов Николай Прокопьевич
SU1430646A1
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 1972
SU432310A1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ВЕЛОТРАНСМИССИЯ 2011
  • Хмельницкий Анатолий Исаакович
  • Ходов Борис Николаевич
RU2492097C2
МУФТА 2006
  • Салдаев Александр Макарович
  • Салдаев Никита Дмитриевич
  • Салдаева Юлия Геннадьевна
  • Салдаев Дмитрий Александрович
  • Салдаев Геннадий Александрович
  • Кривельская Наталья Владимировна
  • Сысоев Александр Николаевич
RU2299367C1
Вариатор Н.П.Ефимова 1978
  • Ефимов Николай Прокопьевич
SU990552A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 514 995 A2

Реферат патента 1989 года Вариатор Н.П.Ефимова

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в машинах для плавного бесступенчатого регулирования скорости и является усовершенствованием вариатора по авт.св. N1163081. Целью изобретения является повышение надежности вариатора путем исключения разрушения его при поломке пружин. На поверхностях всех клиновых элементов 10, взаимодействующих с направляющей 5, выполнены выемки. На зубчатом колесе 2 закреплены упоры, предназначенные для ограничения перемещения клиновых элементов 10 в сторону зубчатого колеса 2. При поломке пружины клиновой элемент 10 отойдет от своего нормального положения и поверхностью коснется упора. Это исключает разрушение вариатора. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 514 995 A2

Изобретение относится к мащино- строению и может быть использовано в машинах для плавного бесступенча- foro регулирования скорости и является дополнительным к авт, ев, № 1163081,

Целью изобретения яв.ляется повышение надежности вариатора путем исключения разрушения вариатора при поломке пружин,

На фиг, 1 изображен вариатор., общий вид, разрез; на фиг, 2 - 5 - разрез А-А на фиг, 1,, варианты; на фиг, 6 - сечение Б-Б на фиг, 3; на фиг, 7 - сечение В-В на фиг, 1; на фиг, 8 - схема работы вариатора при сломанной пружине или при ее перегрузке.

Вариатор состоит из ведущего вала 15 на котором неподвижно закреплено зубчатое колесо 2 с зубьями, образованными радиальными пазами 3, Ведомая обойма 4, содержащая кольцевузо направляющую 5, неподвижно посажена на ведомый вал 6, который жестко соединен со звездочкой 7, являющейся выходным звеном вариатора, С ведоой обоймой 4 жестко соединена крышка В. В направляющей 5 обоймы подвижно установлены полки 9 клиновых элеентов 10, в которых запресованы оси 11 с шарнирно установленными на них роликами 12 и бронзовыми втулками 13, Ролики 12 с зазором размещены в пазах 3 зубчатого колеса 2,

Ведомый вал 6 выполнен полым и установлен через подшипники 14 качения на регулирующей втулке 15, в которой выполнено отверстие 16, эксцентричное наружной поверхности 17, Втулка 15 жестко связана с зубчатым колесом 18 и подвижно с эксцентриковой втулкой 19, отверстие 20 которой эксцентрично относительно поверхности отверстия 16 втулки 15, Через отверстие 20 проходит ведущий вал 1 вариатора. Эксцентриковая втулка 19 неподвижно связана с корпусом 21,

5

0

Клиновые элементы 10 установлены с возможност ью взаимодействия с зубьями зубчатого колеса 2 и подпружинены относительно него.

Клиновые элементы 10 могут быть соединены с зубчатым колесом 2 при помощи прулсины 22 растяжения через пластину 23 (фиг, 2), В варианте, изображенном на фиг, 3, в упоре 24, закрепленном на промежуточном валу преобразующего механизма, установлена подвижно гильза, 25, в которой размещены шток 26 и пружина 27 сжатия, прижимающая шток 26 к боковой 5 поверхности 28 клинового элемента 10.

В варианте по фиг. 4 с клиновым элементом жестко соединена гильза 29. В отверстиях клинового элемента и гильзы подвижно установлен ползун 30, Q поджатый пружиной 31 сжатия к упору 24,

В варианте по фиг, 5 с упором 24 неподвижно соединена пластинчатая плоская пружина 32, свободным концом поджатая к поверхности 28 клинового элемента.

На полках 9 клиновых элементов 10 выполнены выемки 33 и 34 по меньщей мере на половине окружной ширины полок i Поверхности 28 клиновых элементов 10 выполнены плоскими и параллельными прямой 35, проходящей через центр обоймы 4 и ось 11,

Клиновые элементы 10 вместе с зубчатым колесом 2 образуют криво- шипно-кулисные механизмы с вращающейся кулисой. Кулисами являются радиальные пазы 3. Количество клиновых

элементов 10 должно быть не менее двух.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении зубчатого колеса 2 против часовой стрелки (фиг,2-5) вращение на обойму 4 и звездочку 7 не передается, вариатор является муфтой свободного хода.

При вращении зубчатого колеса 2 по часовой стрелке (фиг, 2-5) вращение передается на обойму, звездочку , 7 и ведомый кал 6,

5

0

5

0

5

.

Один из клиновых элементов 10, расположенный дальше других от оси 0)( зубчатого колеса 2 и имеющий наибольшую по сравнению с другими клиновыми элементами угловую скорость, автоматически заклинивается в направляющей 5 обоймы и передает вращение на нее, ведомый вал 6 и звездочку 7. Остальные клиновые элементы в это время свободно скользят относительно обоймы. Свободный ход им сообщают пружины, постоянно вы- бираюш 1е зазоры между полками 9 и направляющей 5, между роликами 12 и втулками 13. Пружины постоянно поддерживают клиновые элементы вготовности к заклиниванию. Усилия пружин определяются из условия преодоления сил тяжести и сил трения между клиновыми элементами и направляющей. ,

Для регулирования частоты вращен звездочки необходимо повернуть зубчатое колесо 18 вместе с регулирующей втулкой 15. При этбм изменяется величина несоосности 0 0 обоймы и

J7

49956

зубчатого колеса 2 и соответственно передаточное отношение вариатора.

При поломке пружины клиновый элемент 10 отстает от своего нормального положения (показано штриховыми линиями на фиг. 8) и поверхностью 28 касается упора 24. Точки 36 и 37 не достигают поверхностей 38 и 39 направляющей 5 и клиновьш элемент не заклинивается на ней. Это. исключает разрушение вариатора и существенно повышает его надежность.

0

Формула изобретения

Вариатор по авт. св. № 1163081, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности, на поверхностях каждого клинового элемента выполнены выемки, а вариатор снабжен упорами, закрепленными на промежуточном валу преобразующего механизма и предназначенными для ограничения перемещения клиновых элементов в сторону свободного хода зубчатого колеса.

А-А

2

ZJ

Фив. 2,

±А.. 5

- IIV

0US. i

Фиг. 5

Фие.7

Фиг.8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1514995A2

Вариатор Н.П.Ефимова 1980
  • Косенков Юрий Александрович
  • Вышинский Александр Павлович
  • Ефимов Николай Прокопьевич
  • Голощапов Николай Иванович
  • Шадрин Валерий Михайлович
SU1163081A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 514 995 A2

Авторы

Ефимов Николай Прокопьевич

Даты

1989-10-15Публикация

1986-11-17Подача