Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в машинах для главного бесступенчатого регулирования скорости.
Цель изобретения - повышение надежности и нагрузочной способности за счет снижения контактных напряжений в месте взаимодействия элементов ведущего и ведомого валов.
На фиг, 1 - изображен вариатор, осевой разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Вариатор содержит вал 1, на котором неподвижно установлен зубчатый элемент 2 в виде диска с радиальными пазами 3. Ведомая обойма 4 содержит кольцевую направляющую 5 и неподвижно соединена со звездочкой 6, являющейся ведомым валом. В направляющей 5 подвижно установлены полки 7 заклинивающих элементов 8, взаимодействующих с зубчатым элементом 2. Заклинивающие элементы 8 содержат запрессованные в них оси 9 и свободно посаженные на них ролики 10. Последние с зазором размещены в пазах 3 зубчатого элемента 2. В заклинивающих элементах 8 шарнирно установлены вкладыши 11 и 12 двойной кривизны, взаимодействующие с направляющей 5 обоймы поверхностями с большим радиусом, причем окружное расстояние между осями вкладышей 11 и 12 определено по зависимости
а (Ra+ Rb)f(R8 - r)/r, где а - окружное расстояние между осями вкладышей 11 и 12;
Ra и Rb - соответственно радиусы внутренней и внешней поверхностей направляющей 5;
f - коэффициент трения;
г- расстояние между осями направляющей 5 и осями 9. В общем случае это радиус точки захвата, взаимодействующей с зубчатым элементом 2 относительно оси направляющей. Поверхность вкладышей 11, охватываемая поверхностью 13 направляющей 5, выполнена с радиусом, равным или меньшим радиуса радиуса поверхности 13 направляющей 5. Поверхность вкладышей
«
(Л
С
сь о оо
§
ю
12, охватывающая поверхность 14 направляющей 5, выполнена с радиусом, равным или большим радиуса направляющей 5. Вкладыши 11 и 12 подвижно установлены в отверстиях элементов 8. Последние соеди- нены с зубчатым элементом 2 также через пружины 15 сжатия, шток 16 и упоры 17, неподвижно соединенные с зубчатым элементом 2.
Вариатор содержит регулирующее уст- ройство в виде двух эксцентриковых втулок. Обойма 4 установлена посредством подшипников качения на регуляторной эксцен- триковой втулке 18с зубчатым колесом 19. Регуляторная втулка 18 шарнирно посаже- на на эксцентриковой втулке 20, выполненной в виде крышки подшипника и неподвижно соединенной с корпусом машины. Втулка 20 является корпусом вариатора.
Зубчатый элемент 2 может быть цевочным, эвольвентным или иным. Элементы 8 могут иметь с ним лрямолинейно-эвольвен- тное или иное зацепление. Вариатор может быть многоступенчатым и планетарным. Число пазов 3 зубчатого элемента 2 и элементов 8 может быть от двух до десяти и более.
Вариатор работает следующим образом.
При вращении вала 1 с зубчатым элементом 2 против часовой стрелки вращение передается на обойму 4 и звездочку 6. Один из элементов 8, далее всех расположенный от оси Oi зубчатого колеса, сам по себе
заклинивается в направляющей 5 обоймы и передает нагрузку и вращение с вала 1 на обойму 4. Остальные элементы 8 при этом свободно скользят по направляющей 5, свободный ход им сообщают пружины 15, поддерживая постоянную готовность к заклиниванию. После поворота зубчатого элемента 2 на некоторый угол (на 45° заклиненный элемент 8 автоматически расклинивается в направляющей 5, а заклинивается другой, сзади идущий по ходу вращения захват. Далее такое пересопряжение элементов происходит после каждого поворота зубчатого элемента 2 на 90°.
Для регулирования частоты вращения обоймы 4 и звездочки 6 поворачивают зубчатое колесо 19 вместе с регуляторной втулкой 18. При этом изменяется величина несоосности I ОЮ2 обоймы 4 и зубчатого элемента 2. Чем больше несоосность, тем больше частота вращения обоймы и звездочки. Благодаря снабжению захватов 8 вкладышами 11 и 12 в предлагаемом вариаторе исключается кромочное взаимодействие элементов 8 с направляющей 5, Формула изобретения Вариатор по авт. св. № 1514995, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и нагрузочной способности, он снабжен вкладышами с цилиндрической поверхностью двойной кривизны, установлен- ными с возможностью вращения в заклинивающих элементах и опирающихся на направляющую обойму поверхностями большего радиуса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1199674A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1986 |
|
SU1514995A2 |
Механизм свободного хода Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1208361A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1326824A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1983 |
|
SU1368550A2 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1153154A2 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1987 |
|
SU1430646A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1986 |
|
SU1435872A2 |
ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2151934C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ВЕЛОТРАНСМИССИЯ | 2011 |
|
RU2492097C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах для плавного бесступенчатого регулирования скорости, Целью изобретения является повышение надежности и нагрузочной способности за счет снижения контактных напряжений в месте взаимодействия элементов ведущего и ведомого валов. Для этого вариатор снабжен вкладышами с цилиндрической поверхностью двойной кривизны, шарнирно установленными в заклинивающих элементах 8, опирающихся на направляющую 5 обоймы 4 поверхностями большего радиуса. 2 ил.
11
12 15 16 11 14 15
Вариатор Н.П.Ефимова | 1986 |
|
SU1514995A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1989-02-03—Подача