/7
а
г
с зубчатыми ceктopa G 19 н 17 соответственно, зацепляющимися с вал-шестернями (ВШ) 20 и 18. ВШ 18 и 20 зацепляются между собой, а одна П них, например ВШ 18, одновременно зацепляется с зубчатым сектором зубчатого вениа 21. Оси ВШ 18 и 20 ша()шр- но установлены в водиле, сэстояпъ;;,-: из колец 2А и 25 соединенных осями. Водило МОЖЕТ свободно пов. -, эачиватьси в корпус- тормоза. Зубчагьй венец 21 может по10рачиваться от идропилш-Д ра с устройством возврат в ипходн(5е
ткхчожение. В режиме торможения гидро- циль-нпр поворачивает зубчатый венец 21, ксторьй вращает BUi 18 и НД 10.
При этом 1Д 9 поворачш яется в про- тиь положную сторону, а водило непод- ви Уг.о. Шарики 15 разд})1п ают НД 9 и 10 } осевом направлении. Фрикционные ДИС1 и 4 и 5 сцепляются собой
и с корпусом. При зтог а счет води- аа ..роворачивается вся гриводная сисчема. При контакте НД 10 с упором Kopsiyca возникает допо.пяительная сжимающая сила на НД 9. 7 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный тормоз | 1981 |
|
SU1109554A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
Многодисковая муфта поворота гусеничного транспортного средства | 1973 |
|
SU564464A1 |
ВОГСОЮЗНАЯ Iii;i.:?r-t,-;u^':E;iiAj<У;^',*' Л: ;.:кд i | 1972 |
|
SU328602A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU867706A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2659163C2 |
Трансмиссия транспортного средства | 1990 |
|
SU1766720A2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимного диска и количества фрикционных дисков. Для этого тормоз содержит два нажимных диска (НД) 9 и 10 с зубчатыми секторами 19 и 17 соответственно, зацепляющимися с вал-шестернями (ВШ) 20 и 18. ВШ 18 и 20 зацепляются между собой, а одна из них, например ВШ 18, одновременно зацепляется с зубчатым сектором зубчатого венца 21. Оси ВШ 18 и 20 шарнирно установлены в водиле, состоящем из колец 24, 25, соединенных осями. Водило может свободно поворачиваться в корпусе тормоза. Зубчатый венец 21 может поворачиваться от гидроцилиндра с устройством возврата в исходное положение. В режиме торможения гидроцилиндр поворачивает зубчатый венец 21, который вращает ВШ 18 и НД 10. При этом НД 9 поворачивается в противоположную сторону, а водило неподвижно. Шарики 15 раздвигают НД 9 и 10 в осевом направлении. Фрикционные диски 4 и 5 сцепляются между собой и с корпусом. При этом за счет водила проворачивается вся приводная система. При контакте НД 10 с упором корпуса возникает дополнительная сжимающая сила на НД 9. 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимного диска и количества фрикционных дисков.
На фиг. 1 изображен многодисковы тормоз в исходном (расторможенном) состоянии; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1 (упоры нажимных дисков в исходном положении); на фт5Г, 5 - разрез Г-Г на фиг. 1; ня фиг. 6 - схема работы привода многодискового тормоза при торможении вращающегося зала в одном из направлений; на фиг. 7 - гидравлическая схема привода зубчатого венца.
Многодисковый тормоз содержит неподвижный корпус, состоящий из соединяемых между собой частей 1-3 (фиг.1 в котором неподвижно установлены в пазах, корпуса тормозные ведущие диски 4
Ведомые фрикционные диски 5 установлены на шлицах на вращающемся валу 6 и так же, как и ведуш.ие тормозные диски 4, имеют возможность перемещения в осевом направлении. В центральной части корпуса между пакетам дисков 4 и 5 на специальных выступах 7 и 8, служащих одновременно упорами расположены нажимные диски 9 и 10 (фиг. 1 и 2).
Нажимные диски 9 и 10 имеют упоры И и 12, а также лунки 13 и 14 пере
0
j
0
:..
мениого сечении, в ксаорых находятся шарики 15, причем направления лунок 13 и 14 у нажимных дисков 9 и 10 про- гнвоп(Х 1ох;нь е,
Между собой нажимные диски 9 и 10 стягиваются с помощью пружин 16, причем последние стремятся удерживать нажи№1ые диски 9 и 10 в положении, где шарики 15 находятся в самом глубоком месте iTiyiiob. 13 и 14, т.е. когда :fn-3 ;p дискам11 9 и 10 минималь- |1ый. С наружных торцов нажимные диски 9 и 10 граничат с вращающимися фрикционными дисками 5. Крайние из вращающихся фрикционных (ведомых) дискета 5 граничат с торцамн неподвижного корпуса тормоза. Зубчатый сектор 17 одного из нажимных дисков 10 находите.} в зацеплении с вггл-шестерней 18 фиг. (фиг. 1 и 3), а зубчатьй сектор 19 другого - с Baji-шестерпей 20, причем обе вал--шестерн11 18 и 20 зацепляются между собой на некоторой ширине венца. Сдна из вал-шестерен 18 одновременно зацепляется с зубчатым сектором зубчатого венца 21, имеющего возможность поворачиваться в корпусе тормоза.
Ширина венца вал-шестерен 18 и 20 такова, что при осевом чере.мещении нажимных дисков 9 и 10 их зубчатые сектора не выходят из зацепления с вал-шестернями 18 и 20.
Оси вал-шестерен 18 л 20 посредством втулок 22 и 23 шарнир о установлены в о5щем водиле, -остоящем из двух колец 24 и 25, соединенных для большей жесткост - осями 26, и имеющем возможность свободно поворачиваться в расточках корпуса тормоза.
Зубчатый венец 21 поворачивается с помощью гидроцилиндра 27, имеющего устройство 28 возврата в исходное положение (т.е. в положение, когда диски 4 и 5 расторможены). Направление поворота зубчатого венца 21 определяется положением включенного распределителя 29, через который в гидроцилиндр поступает рабочая жидкость от насоса 30 тормозной гидросистемы (фиг. 7).
Многодисковый тормоз с самоусилением работает следующим образом.
В исходном (расторможенном) положении (фиг. 1) нажимные диски 9 и 10 находятся на минимальном расстоянии друг от друга, а шарики 15 - в самом глубоком месте лунок 13 и 14. Проушина зубчатого венца 21 (фиг. 2) находится в среднем относительно выреза части 3 корпуса положении, а упры II и 12 нажимных дисков 9 и 10 также занимают определенное положение (фиг. 4).
Ведомые фрикщонные диски 5 свободно вращаются вместе с валом б, так как между ними и ведущими неподвижными тормозными дисками 4, связанными с корпусом тормоза, имеется достаточный зазор.
Когда необходимо затормозить вал 6, вращающийся против часовой стрелки (фиг. 2), зубчатый венец 21 вращают в ту же сторону, что и обеспечивается соответствующим включением распределителя 29 (фиг. 7).Гидроци- лиидр 27 поворачивает зубчатый венец 21 в нужную сторону, что возможно из-за шарнирного закрепления второго его конца на корпусе механизма или машины, на которой установлен тормоз. Поворачиваясь, бутчатый венец 21 вращает вал-шестерню 18 и находящийся с нею в зацеплении посредством зубчатого сектора 17 нажимной диск 10 в сторону, указанную стрелкой (фиг. 2 и 66).
Поскольку вал-шестерни 18 и 20 также зацепляются между собой, то и зацепляемый с вал-шестерней 20 нажимной диск 9 поворачивается, но в противоположную относительно диска 10 сторону (фиг. 6а). При этом водило (24 и 25), на котором закреплены ос вал-шестерен 18 и 20, неподвижно, поскольку действующие на него усилия от вал-шестерен 18 и 20 противоположны по направлению и равны по величи
не. Таким образом, вращаются связанные с вал-шестернями 18 и 20 нажимные диски 9 и 10. Вращаясь в разные
стороны, нажимные диски 9 и 10 выка- тыьают шарики 15, которые, перемещаясь по лункам 13 и 14 переменного сечения, заставляют диски 9 и 10 расходиться в осевом направлении, сжимая
между собой ведомые фрикционные 5 и ведущие тормозные диски 4. При этом упоры II и 12 нажимных дисков 9 и IО отходят от упоров 7 и 8 корпуса тормоза (фиг. 6в и г).
Как только зазоры между фрикционными 5 и тормозными 4 дисками выбраны, происходит схватывание дисков 4 и 5 между собой, причем граничащие с нажимными дисками 9 и Ю вращаюциеся фрикционные диски 5 увлекают их во вращение в ту же сторону, что и сами. При этом тормозной момент М (фиг. 6в и г) воздействует на оба нажимных диска 9 и 10, но поскольку диски 9 и 10 находятся в зацеплении между собой через вал-шестерни 18 и 20, то иажимные диски 9 и 10 друг относительно друга от действия момента My не вращаются, а продолжают
вращаться от действия зубчатого венца 21 (направления вращения показаны черными стрелками). Однако, поскольку момент MI- воздействует на водило (24 и 25) в одном направлении с обеих сторон, а вал-шестерни 18 и 20 не могут при этом вращаться, то проворачивается вся приводная система, включающая в себя нажимные диски 9 и 10, вал-шестерни 18 и 20 и связанное с ними водило (24 и 25) в сторону действия KT, т.е. в сторону вращения зубчатого венца 21. Таким образом, зубчатый венец 21 дополнительно проворачивается в ту же сторону до тех
пор, пока нажимной диск 10 своим упором 12 не упирается в упор 8 корпуса тормоза (в это время упор диска 9 еще больше отходит от упора 7 корпуса).
Как только нажимной диск 10 становится на упор 8, момент трения М, вращает уже только нажимной диск 9, причем направление, в котором он вращает нажимной диск 9, совпадает с на:- правлением в котором он вращается под действием зубчатого венца 21 (фиг. 6в).Так как нажимной диск 10 неподвижен, а оси вал-шестерен 18 и
20 сидят на воднле (24 и 25), имеющем возможность поворачиваться, то нажимной диск 9 дополнительно проворачивается относительно нажиьшого диска 10 за счет поворота водила (24 и 25) в сторону действия М. При этом возникает дополнительная сжима- кжцая осевая сила, создающая эффект самоусиления.
Для растормаживания распределитель 29 (фиг. 7) устанавливается в нейтральное положение, после чего привод многодискового тормоза возврашается в исходное положение под действием механизма 28 возврата и стягивающих пружин 16. Все элементы привода проворачиваются в обратную сторону и шарики 15 снова скатываются в самое глубокое место лунок 13 и 1А, т.е. расстояние между нажимными дисками 9 и 10 становится минимальным, а между дисками А и 5 снова появляется номинальный зазор. Для торможения моФор
мула изобретения
Многодисковый тормоз, содержащий
с неподвижный корпус, ведущие и ведомые диски, а также нажимные диски с расположенными в выполненных в них лунках переменного сечения шариками, при этом нажимные диски связаны пру)Q жинами и установлены с возможностью обеспечения промежуточного положения шариков относительно лунок при нулевом рабочем зазоре в дисках тормоза, отличающий ся тем, что,
(5 с целью расширения функциональных
возможностей путем увеличения торкюз- ного момента за счет увеличения осе- В 5го хода нажимных дисков и количества фрикционных дисков, привод вы2Q полнен в виде зубчатого венца, водила и двух установленных с зацеплением между собой, вал-шестерен, зубча- тьй венец установлен с зацеплением с одной из вал-шестерен, нажимные
меита М-, направленного в другую сто- 25 диски выполнены зубчатыми и установЧрону, зубчатый венец 21 необходимо
поворачивать в обратную сторону.Привод тормоза при этом работает аналогично, но на упор 7 становится другой диск 9 и меняются все направления вращений.
30
лены каждый с зацеплением с одной из вал-шестерен, причём зубчатое зацепление выполнено прямозубым, вал шестерни установлены шарнирно в води- ле, а водило размещено в корпусе с возможностью поворота.
25
1530870
Фор
мула изобретения
Многодисковый тормоз, содержащий
неподвижный корпус, ведущие и ведомые диски, а также нажимные диски с расположенными в выполненных в них лунках переменного сечения шариками, при этом нажимные диски связаны пружинами и установлены с возможностью обеспечения промежуточного положения шариков относительно лунок при нулевом рабочем зазоре в дисках тормоза, отличающий ся тем, что,
с целью расширения функциональных
возможностей путем увеличения торкюз- ного момента за счет увеличения осе- В 5го хода нажимных дисков и количества фрикционных дисков, привод выполнен в виде зубчатого венца, водила и двух установленных с зацеплением между собой, вал-шестерен, зубча- тьй венец установлен с зацеплением с одной из вал-шестерен, нажимные
лены каждый с зацеплением с одной из вал-шестерен, причём зубчатое зацепление выполнено прямозубым, вал шестерни установлены шарнирно в води- ле, а водило размещено в корпусе с возможностью поворота.
2/
6
К
2
6-5
Itt
HI
/2
Фиг.1
(Оиг.З
8
Редактор И.Дербак
СоставительИ.Лукина Техред М.Дидык
Заказ 7927/39
Тираж 721
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
ff
to
Фие.7
Корректор С. Черни
Подписное
Тормозные устройства | |||
Справочник | |||
/Под ред | |||
М.П.Александрова | |||
- М.: Машиностроение, 1985, с | |||
Подъемник для выгрузки и нагрузки барж сплавными бревнами, дровами и т.п. | 1919 |
|
SU149A1 |
Авторы
Даты
1989-12-23—Публикация
1987-07-06—Подача