Изобретение относится к мотор колесным движителям транспортных М npeHMyifecTBeHHo легко1зых и грузевых автомобилей. Известно мотор-колесо транспортнего средства, содержащее неподвше но установленный, приводной двигат дь многопоточный планетарный редуктор, солнечная шестерня которого связана с валом упомянутого двигателя,коронная шестерня - со ступицей колеса трарспортного средства, а первая и вторая сатегшитныа шестерни связаны соответственно с солнечной и коронной шестернями планетарного редуктор причем вторая сателлитная шестерня закреплена на сателлитной оси TlJ. Недостатком этого изобретения является то, что в такой зубчатой пере даче с несколькими промежуточными шестернями не обеспечивается равномерное распределение нагрузки между потоками, ввиду неизбежных ошибок (отклонений)изготовления и наличия статической неопределимости системы. Статическая неопределимость системы объясняется тем, что каждая из промежуточных шестерен одним зубчатым венцом соединена с общей солнечной шестерней с наружными зубьями,другим зубчатым венцом - с обшей коронной шестерней с внутренними зубьями, кроме того, каждая из промежуточных шестерен закреплена на подшипниках в общем корпусе-носителе. В результате этого возникает столько замкнутых систем, сколько имеется промежуточных шестерен, а ввиду того,что размерные цепи этих замкнутых систем даже при изготовлении деталей на высокоточных станках имеют немзбежные отклонения от номинальных размеров (такие, как неравномерное расположении промежуточных шестерен в корпусе по окружности,взаимное смещение по окружности зубьев одного венца промежуточных шестерен по отношению к зубьям другого венца, биения 3 зубчатых венцов промежуточных шестерен, (разношагость зубьев , происходит неравномерное распределение нагрузки между промежуточными шестер нями и в передаче усилий (контакте) участвует только одна или часть промежуточных шестерен, . В связи с этим уменьшается нагрузочная способность передачи и надежность повьш1аются требования к точности изготоеления и, как следствие, увеличиваетсятрудоемкость и стоимость. Цель изобретения - повышение дол говечности. Поставленная цель достигается те что мотор-колесо снабжено установле ной на сателлитной оса втулкой с фланцем с одной стороны и упор9М с другой, между которыми установлена посредством шлицев вторая сателлитная шестерня, а первая сателлитн шестерня расположена между второй сателлитной шестерней и фланцем вту ки и выполнена в виде двух зубчатых дисков, свободно установленных на упомянутой втулке и подпружиненных относительно друг друга для прижати их торцовых поверхностей соответственно к торцовым поверхностям вто рой сателлитной шестерни и фланца втулк. На фиг,1 показано мотор-колесо транспортного средства, например электромобиля, продольный разрез; на фиг,2 - разерз А-А на фиг,1; на фиг,3 - блок промежуточных цестерён многопоточной зубчатой передачи редуктора, продольный разрез. Мотор-колесо содержит приводной электродвигатель 1, колесо 2, вал 3 со ступицей 4 колеса, корпус-носите 5 с крь1шкой-кронштейном 6, зубчатую много оточную передачу 7 и защитный кожух 8, Приводной электродвигатель I сое тоит из статора 9, закрепленного в корпусе-носителе 5, и торцового ротора 10, соединенного с солнечной пустотелой шестерней 11 с наружными зубьями. Зубчатая многопоточНая передача 7 содержит блоки сателлитных шестер 12, установленные через оси 13 На подшипниках 14 в корпусе-носителе 5 и коронную шестерню 15 с внутренним зубьями.Количество блоков сатеплитны шестерен 12 (потоков передачи мощност расположенных по окружности, может быть 2 и более, в зависи1«5сти от передаточного отношения и условий соседства блоков сателлитных шестерен в корпусе-носителе, а также в зависимости от передаваемой мощности. Каждый блок сателлитных шестерён 12 состоит из ведущего и ведомого зубчатых венцов 16 и 17 соответственно зацепляющихся с шестерняьш И и 15, и соединительной втулки 18, Каждый из ведущих зубчатых венцов 16 свободно установлен на втулке 18и состоит из двух зубчатых дисков 19с круговым пространством,в котором установлены пружины 20 сжатия,распиракяще зубчатые диски 19 наружными торцами через прокладки 21 скольжения контактирующие соответственно с торцом ведомого зубчатого венца 17 и торцом соединительной втулки 18, По конструкции пружины 20 сжатия в блоках промежуточных шестерен I2 могут быть тарельчатыми, цштиндрическами, винтовыми и другиют, могут располагаться концентрично осн блока или по окружности вокруг о,си блока. Ведомый зуичатый венец 17 установлен на соединительной втулке 18 через шлицы и фиксируется в осевом направлении в одну сторойу с помощью двух полуколец 22, входящих внутренней цилиндрической,поверхностью в кольцевой паз втулки 18 и ограничивающихся от выпадения в радиальном направлении внутренней поверхностью торцовой проточки ведомого зубчатого венца 17, Каждый из блоков сателлитных шестерен 12 собирают отдельно, вне передачи. Сборка осуществляется в следукяцей последовательное. На наружную поверхность втулют 18 устанавливают набор деталей, состоящий из ведущих.зубчатых дисков 19 с пружинами 20 и прокладками 21 скольжения и ведомого зубчатого венца 17, Этот набор деталей за счет деформации пружин 20 сжимают в осевом направлении настолько, чтобы кольцевой паз наВтулке 18 был по всей ширине открыт для своб одной установки в него полуколец 22, После установки полуколец 22 в паз втулки 18, набор деталей освобождают от сжатия и ведомый зубчатый венец 17 под действием пружин 20 своей внутренней торцовой проточкой надвигают на наружный диаметр полуколец 22, тем самым предотвращахуг выпадение полуколец 22 из паза втулки 18 и осуществляют фиксацию и осевом направлении всего набора 5 деталей блока сателлитных шестерен. Собранный блок сателлитных шестерен 12 устанавлива1от на оси 13 и подшип никах 14 в корпусе-носителе 5. Вал 3 колеса с закрепленной на нем коро ной шестерней 15 проходит внутри солнечной шестерни 11 и установлен на пбдшипниках 23 и 24, из которых подшипник 23 закреплен на консольно диске корпуса-носителя 5, а подшипник 25 - в крышке-кронштейне б.Сблнечная пустотелая шестерия 11с ротором 10 двигателя установлены на двух подшипниках 25 в кЬрпусе-носите ле 5, Зубчатая многопоточкая передача 7 закрыта (изолирована от внешней среды) защитным кожухом 8. Все внутреннее пространство мотор-колеса разделено на две изолированные уплотнениями 26 полости-сухую и масляную. В сухой полости расположен ротор и рабочие поверхности электродвигателя г тормоз 27,в масляной - все зубчатые зацепления и все подшипники. Тормоз может быть барабанным или дисковым. Тормозной диск или барабан может быть соединен с одной из центральных шестерен зубчатой передачи или со стугшцей колеса. ., . Работа мотор-колеса транспортного средства осуществляется следуюв м образом. Вращение и крутящий момент 6т ротора 10 двигателя через солнечную шесте ю М передаются ведущим зубчатым венцам 16, .дзлее - зубчатым венцам 17 блоков сателлитных шестерен 12 и зацеплякяцейся с ними коронной шестерне 15, с которой соединешл вал 3 со ступицей 4 и колесо 2. Крутящий момент в блоках сателлитных шестерен I2 передается от двух ведущих зубчатых дисков 19 через их торцовые поверхности, прокладки 21 скольжения, с одной стороны на ведомый зубчатый венец 17,а с другой - на торцовые , поверхности соединительной.втулки 18 и далее . через шпицы на ведойЬй зубчатый ве-, нец 17. Таким образом, передача мощности от одной солнечной шестерки 1 Г передается шестью потоками (шесты ведущими зубчатыми дисками 19) , которые, попарно объединяясь с двух ведущих зубчатых дисков 19 на один в доьый зубчатый венец 17, образуют три потока (три ведомых зубчатых венц 1.7) , объединяющихся снова в один пото на коронной шестерне 15. 6 Ввиду того, что н ведомые .зубчатые венцы 16 и 17 блоков сателлитных шестерен соединены между собой через поверхности скольжения {прокладки 2|)скольжения, осуществляется самоустановка этих зубчатых венцов по окружности, компенсация ошибок изготовления и одновременно обеспечивается равномериое распределение нагрузки между блоками промежуточных шестерен 12 и их зубчатыми венцами 16 и 17. Если крутящий момент превышает крутящий момент между поверхностями скольжения зубчатых венцов 16 и 17 блоков сателлитных шестерен 12,осуществляется последовательный поворот зубчатых венцов 16 и 17 и блоков сатлеллитных шестерен 12,пока все они одновременно не вступят В работу, только при достижении .допустимого .-крутящего момента произойдет проскальзывание (по прокладкам 21) передачи в целом, благодаря чему каждый зубчатый венец 16 и 17, каждай блок сателлитных шестерен 12, вся многопоточкая передача 7, приврдной двигатель 1 и все другие силовые детали мотор-колеса предохраняются от перегрузок и поломок. . Вв1бДУ наличия эффективных компенсаторов погрешностей в зубчатой многопоточной передаче мотор-колеса и в виде поверхностей скольжения между зубчаты№1 венцами сателлитных шестерен, обеспечивается равномерное р.ас пределение нагрузки между потоками, повышается нагрузочная способность и надежность при эксплуатации, уменьшаются требова1шя к точности изготовления и упрощается производство, а также обеспечивается предохранение всех деталей и узлов мотор-колеса от перегрузок и поломок. Формула изобретения Мотор-колесо транспортного средства содержащее неподвижно установленный приводной двигатель, многопоточный планетарньй редуктор, солнечная шес-. терня которого связана с валам упомянутого двигателя, коронная шестерня (.Q ступнцей -колеса транспортного средства, а. первая и вторая сателлитные шестерни связаны соответственно с солнечной и коронной шестернями планетарного редуктора, .причем вторая сателлитная шестерня закреплена на сателлитной оси, отличающе с я тем, что, с целью повьвиения долговечности, оно снабжено установ ленной на сателлитной оси втулкой с фланцем с одной стороны и упором с другой, между которыми установлена посредством шлицее вторая сателлитная шестерня, а первая сателлитная 0е :терна расположена между второй сателлитной шестерней и фланцем втулки и выполнена в шке зубчатых 8 дисков, свободно установленных нд упомянутой втулке и подпружиненныз относительно друг друга для прижатия их торцовых поверхностей соответственно к торцовым поверхностям второй сателлитной шестерни и фланца втулки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе , Патент Великобритании № 1498980, кл. В 7 Н, 1978 (прототип),
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС В СТЕНКУ ШЕСТЕРНИ КОРОБКИ ПРИВОДОВ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2679747C2 |
Трансмиссия автомобиля | 1980 |
|
SU961551A3 |
Редуктор для соосных винтов | 1949 |
|
SU87574A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
Мотор-колесо автомобиля | 1983 |
|
SU1303021A3 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU850416A1 |
Мотор-редуктор привода колеса транспортного средства | 1984 |
|
SU1207823A1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2169867C2 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
f у ySSsS SS
8
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1980-01-14—Подача