Изобретение относится к строительству опор линий электропередачи, а именно к загцнте птиц от поражения электрическим током на линиях электропередачи напряжением 6-10 кВ, а также защите линий электропередачи от аварийных отключений.
Целью изобретения является повышение эффективности защиты птиц от поражения током.
На фиг. 1 изображен оголовок опор ЛЭП, общий вид} на фиг. 2 - оголовок опоры ЛЗП, продольный разрез} на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Оголовок опоры линий электропередачи высокого напряжения содержит металлическую траверсу 1, закрепленную на теле опоры 2 при помощи скобы 3. Оголовок снабжен электроизолирующим кожухом 4 в виде стакана, надетого на вершину опоры, размещенным между телом опоры 2 и траверсой 1 со скобой 3, причем кожух 4 по боковой поверхности установлен с зазором 5 относительно опоры 2 и с внутренней стороны снабжен продольными ребрами 6, а между траверсой 1 и опорой 2 установлен искровой промежуток, состоящий из верхнего 7 и нижнего 8 электродов, размещенных по оси с зазором один относительно друга. Нижняя грань ребер 6 выполнена скошенной внутрь кожуха для облегчения установки его на опору 2, причем по длине кожуха ребра 6 могут быть установлены как в один ряд, так и в несколько рядов. Верхний 7 электрод установлен с возможностью перемещения по высоте, для чего он по длине заведен в болтовой зажим 9, выполненный на конце планки 10, прикрепленной к траверсе 1. Нижний электрод 8 жестко прикреплен к телу опоры 2 при помощи хомута 11, установленного на опоре 2 ниже кожуха 4.
Скоба 3, фиксирующая траверсу 1 с установленными на ней изоляторами 12, выполнена из электроизолирующего материала, например стекловолокна
Нижняя концевая часть 13 кожуха 4 выполнена отогнутой наружу по всему контуру кожуха; а верхняя часть 14 кожуха 4 выполнена остроконечной. Кожух 4 по периметру выполнен с приливом 15 для опирания на него скобы траверсы 1, причем со стороны прилегания траверсы 1 прилив 15 выполнен несколько ниже.
Толпсина стенки электроизолирующего кожуха определяется из известного соотношения
d К
U,
Е,
0
0
UH Ert/
к
где dj - толщина кожуха;
номинальное напряжение линии;
пробивной градиент изолирующего материала , коэффициент запаса, учитывающий максимально возможное перенапряжение; например, при однофазных дуговых замыканиях на линиях 6 - 10 кВ - 3,24-3,4.
Аналогичным образом определяется величина воздушного зазора между стенкой кожуха и телом опоры
25
UH
Е,
Т
0
5
0
5
0
5
где d VH
Е
Р
К величина воздушного зазора; номинальное напряжение линии;
пробивной градиент воздушного промежутка, равный для однородного электрического поля 30 кВ/см; коэффициент запаса, учитывающий максимально возможное перенапряжение при однофазных дуговых замыканиях, равный 3,24-3,4 на линиях 6-10 кВ.
Например, на линиях электропередачи 10 кВ толщина воздушного зазора устанавливается равной примерно 10 мм, Для обеспечения такого зазора 5 соответствующую толщину должны иметь ребра 6.
Чтобы исключить ток утечки по поверхности кожуха 4 через нижние грани ребер 6 на тело опоры 2, длину пути утечки можно увеличить, выполняя ребра 6 так, чтобы расстояние по сухой поверхности кожуха 4 от места касания его траверсой 1 через нижнюю концевую часть 13 кожуха 4 до нижней грани ребра 6 удовлетяоряло условию
Ч
U
0,9Е
ГР
31
где by - необходимая длина пути утечки от края кожуха 4 по его внутренней поверхности до тела опоры 2; Uw - номальное напряжение линии,
кtp сухоразрялный градиент на поверхности кожуха в воздушном зазоре, кВ/см; 0,9 - коэффициент выдерживаемого напряжения по отношению к сухоразрядному.
Например, при UH 10 кВ, К 3,2 ЕСр 2 кВ/см необходимая длина пути утечки по сухой внутренней поверхности кожуха от края до нижней гра-- ни ребра равна 18 см. Расстояние по наружной поверхности кожуха не учитывается, так как наружная поверхность кожуха подвержена увла-кненню атмосферными осадками,
Выполнение нижней концевой части 13 кожуха 4 плавно отогнутой наружу исключает возможность перетока поверхностного заряда с кромки концевой части 12 кожуха 4 на тело опоры 2 через воздушный зазор 5.
Таким образом, при выполнении перечисленных условий, касакнцихся материала и толщины кожуха, обеспечение воздушного зазора и требуемой длины пути утечки, определяемой расположением ребер, достигается надежная электроизоляция траверсы 1 от заземленной опоры 2.
При этом, нахождение птиц на траверсе и касание клювом или крылом провода (вязки) не приведен к ее поражению электрическим током, так как исключается возможность однофазного замыкания на землю.
Также исключено поражение птиц от касания провода и лучей траверсы крыльями при взлете и посадке.
Для предупреждения загрязнения кожуха птичьим пометом путем исключения возможности посадки птиц на верхнюю часть кожуха, последняя выполняется остроконечной формы с углом у острия 45-90°. При этом расстояние от острия кожуха до токоведу щих верхних частей опоры ЛЭП (воздушный изолирующий зазор) должно быть достаточным, исключающим возможность пробоя, возникновения дуги.
Изготовление кожуха может быть осуществлено любыми известными способами, например штамповкой цельно7R66
го кожуха ичи г варкой между гобой отдельно изготовленных члемен г;;н . Ребра на внутренней стороне кожуха также могут быть выполнены совместно со стенками штамповкой или последующим креплением, например склеиванием.
Монтаж кожуха 4 на действующих
ЛЭП может быть осуществлен следующим образом. С помощью телескопической вышки либо гидроподъемника, установленного у опоры, траверсу временно фиксируют. После открепления травер5 сы 1 от опоры 2 ее в зафиксированном положении ча подъемнике отводят от тела опоры на 10-20 см. После чего напитывают на верхнюю часть опоры кожух 4. fin а г ода ря отогнутой концевой
0 части 13 кожуха 4, а также ребрам 6, нипние грани которых выполнены скошенными, и за счет того, что опора имеет несколько сужающуюся кверху форму, кожух беспрепятственно наса5 живается на опору до прилегания его заглушенной части к торцу опоры. После этого траверсу подводят вплотную к опоре, обхватывают кожух 4 по верхней кромке 15 прилива ско0 бой 3 и фш сируют на опоре через изолирующий кожух 4.
Ниже кожуха 4 крепят при помощи xoMVTa 11 нижний электрод 8 искрового промежутка. Посредством болтового зажима Ч регулируют положение по высоте верхнего электрода 7, устанавливая требуемую величину искрового промежутка. Открепляют траверсу 1 от подъемного механизма и убирают
5
40
его от опоры 2.
Формула изобретения
1. Оголовок опоры линии электро- передачи, включающий траверсу, прикрепленную к вершине стойки, и кожух из электроизоляшюнного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности защиты птиц от поражения током, кожух выполнен в виде стакана, надетого на вершину стойки, с наконечником пирамидальной формы и ребрами на его внутренней поверхности, причем кожух установлен с зазором относительно стойки, а траверса прикреплена к боковой поверхности кожуха, при этом между траверсой и опорой установлены с зазором электроды, нижний
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2001 |
|
RU2215859C2 |
Оголовок опоры линии электропередачи | 1981 |
|
SU1008835A1 |
ТРАВЕРСА ОПОРЫ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1992 |
|
RU2012756C1 |
ИЗОЛЯТОР-РАЗРЯДНИК | 2017 |
|
RU2661932C1 |
Устройство защиты изолятора,провода и зажима воздушных линий электропередачи | 1982 |
|
SU1241344A1 |
ОПОРА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1999 |
|
RU2166044C1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ИЗОЛЯТОР ДЛЯ ЭТОЙ ЛИНИИ | 2008 |
|
RU2378725C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОВОДОВ НА ОПОРЕ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 6÷35 кВ | 2007 |
|
RU2356149C1 |
Траверса опоры линии электропередачи | 1982 |
|
SU1081328A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ИЗОЛЯТОР И ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ДАННЫЙ ИЗОЛЯТОР | 2008 |
|
RU2377678C1 |
Изобретение относится к строительству опор линий электропередачи, а именно - к защите птиц от поражения электрическим током. Цель изобретения - повышение эффективности защиты птиц от поражения током. Оголовок содержит металлическую траверсу 1, закрепленную на теле опоры 2 при помощи скобы 3, а также электроизолирующий кожух 4 в форме стакана с наконечником пирамидальной формы, установленного с воздушным зазором между кожухом по его боковой поверхности и телом опоры и снабженного ребрами 6 на его внутренней поверхности. Оголовок снабжен электродами 7, 8 искрового промежутка между траверсой и опорой, установленными с возможностью регулирования их положения по высоте. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Траверса опоры линии электропередачи | 1982 |
|
SU1081328A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1990-01-23—Публикация
1988-01-12—Подача