Изобретение относится к топографегеодезическим работам и может быть использовано для высотного обеспечения аэрогеофизических и других видов съемок.
Цель изобретения - повышение точности путем корректировки значения барометрической ступени высоты.
На чертеже приведена структурная схема аэропрофилографа.
Аэропрофилограф содержит внешнюю подвеску к летательному аппарату
(ЛА) 1, электролебедку 2 для выпуска и подъема внешней подвески 1, барометр 3, расположенный на борту летательного аппарата, дополнительные барометры 4 и 5, несущий трос 6 внешней подвески 1, пневмопроводящий шланг 7 с приемником статического воздушного давления 8, гидронивелир 9 с гидроприводящим шлангом 10, радиовысотомер 11 и регистратор с таймером 12.
Внешняя подвеска к летательному аппарату 1 служит для крепления на ней барометров, пневмо- и гидропрово- дящего шлангов. Электролебедка 2 предназначена для выпуска и подъема внешней подвески 1 со спецаппаратурой и электрического соединения ее с бортовой аппаратурой. Барометрами 3,,5 измеряют атмосферное давление и определяют натуральную барометрическую ступень-. Пневмопроводящий шланг 7 с приемником статического воздушного давления 8 служат для забора атмосферного давления вне возмущенной зоны, узел измерения длины подвески в виде гидронивелира 9 с гидропроводящим шлангом 10 предназначены для определения поправок в расстоянии между барометрами при отклонениях внешней подвески от вертикали в процессе полета и измерения высоты зависания вертолета над определяемым пунктом. Радиовысотомер 11 служит для измерения высоты летательного аппарата над подстилающей поверхностью а регистратор 12 - для регистрации результатов измерений и текущего времени .
Внешняя подвеска к летательного аппарату представляет собой трос 6 длиной АО-бО м, к которому крепятся барометры k и 5 и прибортовываются пневмошланг 7, а также кабели электрического соединения барометров с источником оортового электропитания, и
-,
10
t5
20
25
регистратором 12, расположенными на борту летательного аппарата. Электролебедка 2 предназначена для выпуска и подъема на кабель-тросе 6 спецаппаратуры (барометров и 5) и приборто- ванных к нему шланга 7, а также кабелей электрического соединения. Входы всех барометров 3,,5, расположенных на известном фиксированном расстоянии один от другого, герметически подсоединены к пневмопроводящему шлангу 7. Приемник статического воздушного давления 8 подсоединен к пневмопроводящему шлангу 7 в зоне невозмущенного атмосферного давления. Зона невозмущенного атмосферного давления при аэропрофилировании с использованием вертолета расположена ниже плоскости несущего винта вертолета на
20-25 м, при зависаниях вертолета над определенными пунктами она определяется опытным путем и зависит от высоты зависа, характера подстилающей поверхности и типа вертолета. При аэропрофилировании с борта самолета может использоваться штатный приемник воздушного давления, расположенный на фюзеляже самолета. Информационные выходы всех барометрических датчиков 3,,5 и радиовысотомера 11 подключены к соответствующим входам регистратора 12.
Устройство работает следующим образом.
Перед выполнением аэропрофилирования и по его завершению осуществляется определение абсолютной величины полета летательного аппарата радиолокационным или барометрическим спосо- Ьом. При радиолокационном определении абсолютной высоты полета выполняется пролет над исходной площадкой местности или над водной поверхностью с известной высотой.
С целью повышения точности определения высоты показания радиовысотомера осредняют в течение времени полета над исходной площадкой и определяют среднее значение высоты по показаниям радиовысотомера.
Одновременно в этом же интервале времени определяют среднее значение атмосферного давления, соответствующее абсолютной высоте полета летательного аппарата.
При отсутствии возможности измерения исходной абсолютной высоты полета радиолокационным способом, на30
35
40
45
50
55
пример из-за густого растительного покрова, используют барометрический способ.
В процессе аэропрофилирования определяется абсолютная высота полета летательного аппарата и высота профиля местности по маршруту полета с выбранным интервалом осреднения и требуемым интервалом выдачи информации,
С целью повышени точности определения Hagc и исключения ошибочных отсчетов абсолютная высота полета определяется дополнительно по данным барометра А.
По завершению аэропрофилирования вновь определяется абсолютная высота полета летательного аппарата. Полученная невязка распределяется в виде поправки определения высот пропорционально времени или длине маршрута.
При определении высот отдельных пунктов в труднодоступных покрытых растительным покровом районах в качестве летательного аппарата используют вертолет. Для реализации поставленной цели осуществляется зависание вертолета над исходными и определяемыми пунктами. Высота зависания определяется длиной гидропроводящего шланга. В процессе зависания накапли0
5
0
5
0
вается информация о высоте, получаемая по гидронивелиру, и об атмосферном давлении по барометрам. Накопление информации в достаточно протяженном интервале времени позволяет существенно повысить точность измерения высоты зависания вертолета над пунктом и атмосферного давления. В процессе перелета с пункта над пункт осуществляется непрерывное измерение атмосферного давления по всем барометрам с целью определения среднего значения натуральной барометрической ступени в заданном интервале времени.
Формула изобретения
Аэропрофилограф, содержащий барометр, радиовысотомер и регистратор, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем корректировки значения барометрической ступени высоты, он снабжен внешней подвеской с узлом измерения ее длины и закрепленным на ней не менее чем одним дополнительным барометром, вход которого соединен с входом барометра введенным пневмопроводя- щим шлангом с приемником статического воздушного давления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Баровысотомер | 1979 |
|
SU879304A1 |
Способ измерения высоты полета летатель-НыХ АппАРАТОВ и/или ВыСОТы РЕльЕфА MECT-НОСТи | 1979 |
|
SU823864A1 |
УСТРОЙСТВО для ИМПУЛЬСНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 1972 |
|
SU338624A1 |
Сейсмическая коса | 1973 |
|
SU496520A1 |
АЭРОГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2090911C1 |
Способ определения высот пунктов рельефа местности | 1982 |
|
SU1163145A1 |
ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ ОПТИКО-ВИЗУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА | 2006 |
|
RU2320519C1 |
Приемное сейсмическое устройство непрерывной структуры | 1981 |
|
SU1010581A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2201603C1 |
Электроразведочная станция | 1988 |
|
SU1631483A1 |
Изобретение относится к аэрогеофизическим измерениям. С целью повышения точности путем корректировки значения барометрической ступени высоты на борту летательного аппарата установлены регистратор 12, барометр 3, радиовысотомер 11 и электролебедка 2 с тросом 6. Внешняя подвеска 1 соединяется с летательным аппаратом посредством троса 6. На ней закреплены не менее чем один дополнительный барометр 4, пневмопроводящий шланг 7 с единым приемником 8 статического воздушного давления и гидропроводящий шланг 10. В процессе работы по показаниям барометров 3, 4, 5 и узла измерения длины подвески в виде гидронивелира 9 непрерывно корректируется значение барометрической ступени высоты. Комплексное использование барометров и радиовысотомера позволяет определять профиль местности вдоль трассы полета летательного аппарата. 1 ил.
Мозгов А.К | |||
и др | |||
Определение координат и высот геофизических пунктов с помощью подвижных визирных целей | |||
- Изв | |||
вузов, Геодезия и аэрофотосъемка, , № 1, с | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Лобанов А.Н | |||
Фотограмметрия | |||
М.:Не- дра, 1984, с | |||
Способ фотографической записи звуковых колебаний | 1922 |
|
SU400A1 |
Авторы
Даты
1990-02-15—Публикация
1987-06-25—Подача