Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, и может быть испопьзова- но в высокоскоростных центробежных компрессорах, насосах, турбинах.
Целью изобретения является повышение надежности подшипника путем обеспечения равномерного зазора в демпфирующей полости.
На фиг.1 изображен подшипник, поперечный разрез; на Фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Подшипник содержит корпус 1 , выполненный из двух половин, обойму 2 с расположенными в ней самоустанавливающимися сегментами 3, закрепленными от перемещения штифтами 4 и уплотни- тельньми кольцами 5 и 6. В пазах 7 обоймы установлены пластинчатые пружины 8 с выступами 9 и 10, обращенными соответственно к обойме 2 и внутренней поверхности корпуса 1. Обойма 2 установлена в корпусе 1 с гаранти- рованным радиальным кольцевым зазором F (демпфированная часть) . В этот зазор смазка подается через каналы И и 12 и далее по каналам 13 к ротору 14 и рабочим поверхностям сегментов 3. Часть смазки вытекает по имеющимся торцовым зазорам J5 и 16 между корпусом и обоймой.
Подшипник работает следующим образом.
Смазочная жидкость под давлением подается через каналы 11 и 12 в радиальный кольцевой зазор f . Под действием инерционных сил цапфа ротора 14, благодаря упругой податливости
сл
4 ОС
СЛ
Ј
4
пружин 8, перемещается вместе с сегментами 3 и обоймой 2, вытесняя тем самым жидкость из зоны повыпенного давления канала в зону с меньшим давлением, а часть жидкости вытекает через небольшие торцовые зазоры 15 и 16 Таким образом осуществляется демпАи- рование.
Изотропность демпЛирующих свойств подшипника достигается концентричностью внутренней поверхнбсти корпуса 1 и наружной поверхности обоймы 2, т.е. постоянством кольцевого зазора tf в статическом положении. В этом случае коэффициент демпфирования определяется зависимостью
К ,
где f - динамическая вязкость смазки; R - радиус наружной поверхности
обоймы;
L - длина обоймы; F - радиальный кольцевой зазор. Для обеспечения постоянства зазо- ра в подшипнике с горизонтальным ротором необходимо учесть часть веса ротора, приложенную к подшипнику в статическом состоянии смещающего ось обоймы 2 относительно оси корпуса
подшипника 1 на величину статического прогиба м. Для этого необходимо выполнить все канавки 7 неодинаковой глубины, на верхней части обоймы сделать глубже чем h0 на величину a cos if, а на нижней - мельче. Таким образом глубина канавок определяется зависимостью
h . h0 + ., где h0 - глубина канавки под пружину,
расположенную в горизонтальной плоскости подшипника, на которую не действует вертикальная составляющая веса частей подшипника в направ- ленЬи сжатия пружины;
5
0
5 0
5
0
45
а - величина статического прогиба пружины от веса подшипника;if.- угол отклонения оси паза от
вертикали.
Количество устанавливаемых пластинчатых пружин может регулироваться в зависимости от требуемой упругости. Пружины могут быть выполнены с различным сечением, например круглым, квадратным, легко поддающимся расчету на упругость и прочность.
Изобретение упрощает конструкцию подшипника, позволяет легко управлять упругостью подшипника при его проектировании в зависимости от требований, предъявляемых к нему, изменяя конструктивные парамртры, что в конечном счете повышает надежность под- шипника. Формула изобретения
УпругодемпАерный сегментньй подшипник скольжения, содержащий корпус с установленной в нем с зазором для смазки обоймой, упругие элементы, размещенные между корпусом и обоймой, и самоустанавливающиеся сегменты, смонтированные в обойме, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения равномерного зазора, обойма ос-, нащена пазами для упругих элементов, выполненных в виде пластинчатых пружин, причем глубина каждого паза выбирается из соотношения
h e h 0 + a ,
h - глубина паза;
ho - улубина паза под пружину,
расположенную на горизонтальной оси подшипника; а - величина статического прогиба пружины от веса подшипника;
/4f- угол между осью паза и вертикальной осью подшипника.
1548544
12
8
1ii
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2406890C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ В ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКАХ | 2005 |
|
RU2399803C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА | 2001 |
|
RU2225954C2 |
Опорный подшипник скольжения | 2018 |
|
RU2688550C1 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1083001A1 |
Сегментный подшипник | 1990 |
|
SU1800165A1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ | 2013 |
|
RU2538494C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
Изобретение относится к деталям машин, в частности к упругодемпферному сегментному подшипнику скольжения, и может быть использовано в высокоскоростных центробежных компрессорах, насосах, турбинах. Цель изобретения - повышение надежности подшипника путем обеспечения равномерного зазора в демпфирующей полости. Упругодемпферный сегментный подшипник скольжения содержит самоустанавливающиеся сегменты, корпус и обойму, между которыми установлены упругие элементы с зазором, заполненным смазкой. В подшипнике установлены пластинчатые пружины в пазах обоймы между корпусом и обоймой. Глубина паза под каждую пластинчатую пружину рассчитывается по приведенной математической зависимости. 2 ил.
Сергеев С.И | |||
Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения | |||
-М.: Машиностроение, 197.3, с | |||
Складная решетчатая мачта | 1919 |
|
SU198A1 |
Авторы
Даты
1990-03-07—Публикация
1988-05-10—Подача