эо м
Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся сегментным подшипникам.
Известен опорный подшипник скольжения, содержащий корпус, самоустанавливающиеся сегменты, опирающиеся на упругие элементы. Упругие элементы выполнены в виде сильфонов l .
Однако известный подшипник ненадeжjieн в работе и не обеспечивает дос1аточной устойчивости вращения вала, так как демпфирование сегментов осуществляется только в радиальном направлении, в то время как на сегменты действуют силы в разных направлениях. Кроме того, такой подшипник сложен в изготовлении, имеет значительные радиальные габариты, затруднен его монтаж и демонтаж.
Известен также опорный подшипник скольжения, содержащий корпус, уплонительные кольца и самоустанавливающиеся сегменты, опирающиеся на упругие элементы. Упругие элементы выполнены Е виде пластин и связаны с сегментами через шарниры, обеспечивающими самоустановку сегментов в фиксацию последних от смещения 2 .
Недостатком является то, что указанный подшипник также ненадежен в работе, так как и здесь демпфирование сегментов осуществляется только в радиальном направлении, что недостаточно для обеспечения устойчивости вращения вала. Неустойчивое положение вала ведет, в частности к пульсациям давления масла в смазочном слое между валом и сегментами. Разность между минимальным и максимальным значениями величин давлений масла за один оборот вала может достигать 200 кгс/см . Результатом этого является усталостное выкрашивание баббита с рабочих поверхносте сегментов и выход последних из стро Кроме того, от действующих в окружном направлении сил происходит интенсивный износ (наклеп) контактирующих поверхностей сегментов и шарниров, особенно при ударных нагрузках в режимах пуска и останова. Это подшипник также сложен в изготовлении.
Цель изобретения - повышение надежности работы и долговечности подшипника скольжения путем обеспечения демпфирующей способности в разных направлениях.
Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленной в нем на упругих элементах самоустанавливающиеся сегменты, на опорной стороне сегментов выполнены П-образные пазы, стенки которых выполнены цилиндрическими с осями, расположенными в плоскостях, перпендикулярных продольной оси подшипника, и с выпуклостями внутрь 5 пазов, а упругие элементы выполнены в виде цилиндрических стержней, установленных параллельно продольной оси подшипника в пазах сегментов и опираквдихся на кромки кольцевой выtO точки корпуса.
На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник, поперечный разреэ; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид на опорную сторону
15 сегмента; на фиг. 4 - сегмент, аксонометрия.
Подшипник скольжения содержит корпус 1 и самоустанавливающиеся сегменты 2, опирающиеся на упругие
0 элементы 3, а также уплотнительные кольца 4, которые крепятся к корпусу 1 винтами 5. Упругие элементы выполнены в виде цилиндрических стержней 3, установленных параллельно 25 продольной оси подшипника на кромках 6 кольцевой выточки 7 корпуса 1. Средние части стержней 3 расположены в П-образных пазах 8, выполненных на опорной стороне сегментов 2. Для
0 обеспечения возможности прогиба стержней 3 их концы расположены в пазах 8 уплотнительных колец с некоторыми зазорами в радиальном и окружном направлениях, а на внутренней по/
5 вёрхности корпуса 1 выполнена кольцевая выточка 7. Опорная 9 и боковые 10 и 11 поверхности П-образного паза 8 сегмента 2 выполнены цилиндрическими с выпуклостью, направлен„ ной внутрь паза, при этом оси цилиндрических поверхностей 9, 10 и 11 расположены в плоскости, перпендикулярной оси стержня 3. Жесткость стержня 3 в радиальном и окружном направлениях может быть одинакова
или различна, что достигается при
проектировании выбором ширины L кольцевой выточки 7, расстояния , между пазами 8 уплотнительных колец 4, а также выбором радиусов опорной 9 и
боковых 10 и 11 цилиндрических поверхностей П-образного паза 8 сегмента 2. Ширина L кольцевой выточки 7 может (быть равна, меньше или больше расстояния Lf между пазами 8.уплотнитель5 ных колец 4, при этом жесткость стержня 3 в радиальном и окружном направлениях будет при прочих рав ных условиях соответственно одинакова, больше в радиальном направлении,
0 больше в окружном направлении. Радиус опорной 9 цилиндрической поверхности П-образного паза 8 может быть равен, больше или меньше радиусов его боковых 10 и 11 цилиндрических
5 поверхностей, при этом жесткость
стержня 3 в радиальном и окружном направлениях будет при прочих равных условиях соответственно одинакова, больше в радиальном направлении, больше в окружном направлении. Для предотвращения выпадания во внутреннюю полость сегменты 2 имеют заплечики 12, а в уплотнительных кольцах 4 выполнены буртики 13. В осевом направлении сегменты 2 удерживаются уплотнительными кольцами 4. В корпусе 1 имеются отверстия 14 для подвода смазки к рабочим поверхностям сегментов 2,
Подшипник работает следующим образом,
В процессе работы подшипника цилиндрические стержни 3 воспринимают нагрузки, действующие на сегменты 2 и демпфируют их в радиальном, окружном и промежуточных направлениях за счет своего прогиба. При этом стержни 3 фиксируют сегменты 2 от смещения. Упругие элементы, выполненные в виде цилиндрических стержней, демпфируют сегменты в радиальном, окружном и промежуточных направлениях. Благодаря этому уменьшается воздействие на цапфу возмущающих сил, что повышает устойчивость вращения вала. Уменьшаются пульсации давления в масляных клиньях, а следовательно, и вероятность усталостного выкрашивания баббита с рабочих поверхностей сегментов. Уменьшается износ (наклеп) контактирующих поверхностей сегментов.
Так как жесткость упругих элементов в рсщиальном и окружном направлениях может быть одинакова или различна, то в зависимости от действующих на сегменты сил осуществляется оптимальное демпфирование сегментов в радиальном и окружном направлениях. При этом для каждого сегмента используется только один упругий элемент. Цилиндрические поверхности П-обраэног паза сегментов одновременно с возможностью получения необходимой жесткости упругих элементов, обеспечивают полную самоустановку сегментов.
Кроме того, выполнение упругих элементов в виде цилиндрических стержней и использование их для фиксации сегментов от смещения упрощает конструкцию и изготовление предлагаемого подшипника.
Использование предлагаемых подшипников позволит увеличить ресурс их работыОзва раза.
/7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
Опорный подшипник скольжения | 2018 |
|
RU2688550C1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ | 2013 |
|
RU2538494C1 |
Упорный подшипник скольжения | 1984 |
|
SU1177566A1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2162171C1 |
Опорный подшипник скольжения | 1985 |
|
SU1291744A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2406890C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
СЕГМЕНТНЫЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2474737C2 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОАГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2237199C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленные в нем на упругих элементах сумоустанавливающиеся сегменты. отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения демпфиругацей способности в разных направлениях, на опорной стороне сегментов выполнены П-образные пазы, стенки которых выполнены цилиндрическими с осями,расположенными в плоскостях, перпендикулярных продольной оои подшипника, и с выпуклостями внутрь пазов, а упругие элементы выполнен в виде цилиндрических стержней, установленных параллельно продольной оси подшипника в пазах сегментов и опирающихся на кромки кольцевой выточки корпуса. (Л С
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК | 0 |
|
SU312086A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
1971 |
|
SU418642A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-03-30—Публикация
1982-04-01—Подача