31
Изобретение относится к сейсмораз ведке, в частности к устройствам для возбуждения упругих колебаний с помощью энергии разряда конденсаторов через излучатель электродинамического типа.
Цель изобретения - повышение проходимости электродинамической установки за счет использования обечаек излучателя сейсмических волн в качестве движителя.
На фиг.1 схематично изображен излучатель с« редуктором, разрез; на фиг.2 - электродинамическая установка для возбуждения сейсмических волн в процессе движения с прицепом; на фиг.З - то же, без прицепа.
Электродинамическая установка включает в себя транспортную часть и размешенное на ней сейсмооборудова- ние.
Транспортная часть состоит из тя
гача 1, на раме 2 которого установлены двигатель 3, сцепления 4, коробки 5 передач, раздаточной коробки 6, главной передачи 7, колесные редукторы 8 с колесами 9 и прицепа 10, содержащего дополнительную главную передачу 11, аналогичную главной передаче 7 тягача 1 и два излучателя 12 с редукторами 13.
Сейсмооборудование установлено на тягаче 1 и на прицепе 10. На тягаче 1 размещены также трехфазный синхронный генератор 14, конденсаторные батареи 15 и воздушные искровые разрядники 16. На прицепе 10 смонтирован электродинамический преобразователь в виде двух излучателей 12, которые установлены на полуосях 17 по обе стороны рамы прицепа 10.Кроме того, на прицепе 1.0 предусмотрено место для размещения дополнительных конденсаторных батарей.
Излучатель 12 состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся ротор 18 со спицами 19, втулками 20 и подшипниками 21 , подвижная плита 22 с полыми валами (втулками) 23. К неподвижным частям относятся ось 24, статор 25 с индуктором 26.
Одноступенчатый редуктор 13 имеет цилиндрическую шестерню 27, установленную на хвостовике 28 привода редуктора 13 и эпициклическую шестерню 29, жестко связанную с обечайкой 30 излучателя 12. Хвостовик 28 привода
редуктора 13 через карданную передачу 31 соединен d полуосью 17 дополнительной главной передачи 1 1 прицепа 10.
Передаточное число редуктора 13 излучателя 12 соответствует передаточному числу колесного редуктора 8 тягача 1, что решает задачу устранения кинематического несоответствия линейного перемещения осей тягача 1 и излучателей 12. При разных динамических радиусах колес 9 тягача 1 и обечайки 30 излучателей 12 передаточное число редуктора 13 изменяется пропорционально отношению этих радиусов .
Следует отметить, что для упроще0
0
5
40
5
45
50
55
ния конструкции излучатели 12 с редукторами 13 размещают на самом тягаче 1 вместо колесного редуктора 8 (как показано на фиг.З).
Электродинамическая установка работает следующим образом.
В транспортном режиме прицеп 1 О буксируется тягачом 1 с одного геологического профиля на другой при неработающем генераторе 14. Разрядный ток не проходит по обмоткам индуктора 26 и излучатели 12 не являются в это время электродинамическими преобразователями. Обечайка 30 вращается относительно своей полуоси 17, копируя профиль рельефа и воспринимая нагрузки на раму прицепа 10.
Рабочий режим для возбуждения сейсмических волн можно разделить на два: излучение при неподвижном агрегате и излучение при движении агрегата .
В рабочем режиме излучения сейсмических колебаний при неподвижном агрегате прицеп 10 располагается на рабочей точке исследуемого профиля. После заряда конденсаторов батареи 15 генератора 14 по команде оператора происходит их разряд. При прохождении электрического тока по обмоткам индуктора 26 в роторе 18 резко возрастают токи. В результате этого между индуктором 26 и ротором 18 возникает силовое взаимодействие, стремящееся оттолкнуть ротор 18 и статор 25 друг от друга. При этом энергия силового импульса передается от ротора 18 через обечайку 30, которая направляет эту энергию в землю, возбуждая колебания грунта.
515
В рабочем режиме излучения сейсмических во™: при движении тягача I крутящий момент от раздаточной коробки 6 через дополнительную главную передачу II прицепа 10 и карданные передачи 31 передается на хвостовики 28 привода редукторов 13 и от них через цилиндрические шестерни 27 на эпициклические шестерни 29, жестко связан- ные с обечайками 30 излучателей 12. Таким образом, крутящий момент подводится к обечайкам 30 излучателей
12, превращая их в ведущие и, тем саТак, как процесс сейсмонзлучения очень кратковременный н занимает по времени несколько миллисекунд, то на сейсмоизлучение скорость движения ai- регата практически не влияет.
Формула изобретения
Электродинамическая установка для возбуждения сейсмических колебаний в процессе движения по авт. св. № 1404999, отличающаяся тем, что, с целью Повышения проходи
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электродинамическая установка для возбуждения сейсмических колебаний в процессе движения | 1986 |
|
SU1404999A1 |
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2010 |
|
RU2423281C1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД КОЛЕС ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 2015 |
|
RU2588412C1 |
Управляемый ведущий мост транспортного средства | 1981 |
|
SU1063649A1 |
Привод ведущего моста прицепа | 1986 |
|
SU1369977A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ МОСТ СДВОЕННЫХ КОЛЕС | 2015 |
|
RU2582001C1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
Автопоезд | 1989 |
|
SU1733314A1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС | 2023 |
|
RU2803226C1 |
ТРАНСМИССИЯ СОЧЛЕНЁННОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2524205C1 |
Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения упругих колебаний с помощью энергии разряда конденсаторов через излучатель электродинамического типа. Цель изобретения - повышение проходимости электродинамической установки за счет использования обечаек излучателя сейсмических волн в качестве движителя. Изобретение позволяет обеспечить повышение производительности установки за счет повышения ее проходимости. Цель достигается за счет введения редуктора 13, состоящего из цилиндрической шестрени 27, установленной на хвостовике 28 привода редуктора 13, и эпициклической шестерни 29, жестко связанной с обечайкой 30 излучателя 12. Хвостовик 28 привода редуктора 13 через карданную передачу 31 соединен с полуосью 17 дополнительной главной передачи 11 прицепа. Излучатели 12 с редукторами 13 можно использовать непосредственно на самом транспортном средстве, установив их вместо ведущих колес, обеспечивая тем самым повышение маневренности. 3 ил.
мым, обеспечивая повышение проходимое-j5 мости за счет использования обечаек
ти всей установки.
Электрическая часть установки при этом работает в процессе движения так. Генератор 14 включен и работает на зарядку батарей 15 конденсаторов. Статор 25 вместе с индуктором 26 движется по траектории, копируя профиль пути. Ротор 18, перекатываясь по грунту, движется относительно статора 25. При разряде батареи 15 и возникновении импульса силы между статором 25 и ротором 18 последний осуществляет два движения: первое воздействует на грунт, передавая энергию взаимодействия вглубь профиля, создавая сейсмосигнал, а второе продолжает вращаться относительно своей оси 24, перемещаясь по геологическому профилю.
www
излучателя сейсмических волн в качестве движителя, в установку дополнительно введен редуктор, кинематически связанный с валом отбора мощности, с передаточным числом, соответствующим передаточному числу колесного редуктора транспортного средства, состоящий из ведущей цилиндрической шестерни с хвостовиком, эпициклической шестерни и карданной передачи, при этом вхостовик ведущей цилиндрической шестерни связан с карданной передачей, а сама цилиндрическая шестерня установлена с возможностью вращения на подвижной плите и с возможностью взаимодействия с эпициклической шестерней, которая, в свою очередь, жестко скреплена с обечайкой излучателя.
sW/fyWJy фиг 2
/ГЗРдУ/1Г4Г
8
7 6 Jr/tr tr/,
фигЗ
2 12 15 14.
I I I I
Тракторный одноосный прицеп | 1960 |
|
SU142889A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Электродинамическая установка для возбуждения сейсмических колебаний в процессе движения | 1986 |
|
SU1404999A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-03-15—Публикация
1987-12-28—Подача