Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к устройствам для амортизации динамических нагрузок.
Цель изобретения - повышение эффективности работы при установке амор тиэатора в любой части бурильной колонны и расширение диапазона воспринимаемых нагрузок.
На фиг. 1 изображен буровой амортизатор, общий вид; на фиг. 2 и 3 - разрезы А-А и Б-Б на фиг. 1 соответственно; на фиг. 4 и 5 - упругодемп- фирующий узел при размещении бурового амортизатора в сжатой и растянутой частях колонны соответственно.
Буровой амортизатор включает корпус 1 с верхним 2 и нижним 3 торцами, .размещенный в нем полый вал 4, упругий узел 5, расположенный между корпусом 1 и валом 4, выполненный в ви- де эластичных элементов 6, чередующихся с дисками на корпусе 7 и дисками на валу 8, на опорных поверхностях которых выполнены углубления 9 и 10, средство регулирования жесткое- ти упругих элементов, выполненное в виде регулировочного кольца 11, расположенного между верхним торцом 2 корпуса 1 и дисками на корпусе 7, и регулировочного кольца 12, располо- женного между нижним торцом 3 корпуса 1 и дисками на корпусе 7, гайку 13, расположенную на верхнем конце вала.4 со стопорным болтом 14, входящим в паз 15 вала 4, служащую для под жатия дисков на валу 8, узел 1C передачи крутящего момента, выполненный в виде чередующихся эластичных 17 и металлических 18 элементов, помещен
5
0
5
о
,Q Q
5
ных в совмещенные выемки 19 корпуса 1 и вала 4, упругое 20 и ограничительное 21 кольца, переводник 21, соединенный снизу с валом 4.
Буровой амортизатор работает следующим образом.
При установке амортизатора в нейтральном сечении (фиг. 1) бурильной колонны осевые вибрационные нагрузки, возникающие при бурении, воспринимаются эластичными элементами 6 (равномерно каждым элементом), установленными между дисками на корпусе 7 и дисками на валу 8, поджатыми верхним регулировочным кольцом 11, расположенным между верхним торцом 2 кор - пуса 1 и дисками на корпусе 7, и нижним регулировочным кольцом 12, расположенным между нижним торцом 3 корпуса 1 и дисками на корпусе 7. При сжатии эластичных элементов 6 часть энергии вибрации ими поглащается, а часть возвращается при их выпрямлении долоту. Кроме того, часть вибрации гасится с помощью сжатого воздуха, находящего в углублениях 9 и 10 опорных поверхностей дисков на корпусе 7 и на валу 8. Поперечная вибрация гасится также эластичными элементами 6 и эластичными элементами 17 узла 16 передачи крутящего момента.
Передача крутящего момента происходит через эластичные элементы 17 и узел 16 передачи крутящего момента при их срезании в результате увеличения крутящего момента металлическими элементами 18, помещенными с зазором в выемки 19 корпуса 1 и вала 4. Дополнительное вращение передается и через эластичные элементы 6, вдавленные
10
в углубления 9 и 10 опорных поверхностей дисков на корпусе 7 и валу 8.
Упругое кольцо 20 позволяет обеспечить при вибрации свободный ход вала 4 относительно корпуса 1, а ограничительное кольцо 21 предотвращает выпадание элементов 17 и 18 из выемок 19.
При размещении амортизатора в сжатой части колонны (фиг. 4) оба регулировочных кольца 11 и 12 устанавливаются между нижним торцом 3 корпуса 1. В результате этого соседние эластичные элементы 6 имеют разную тол- 15 щину. Поэтому при работе более нагруженными будут эластичные элементы, имеющие большую толщину.
При размещении амортизатора в рас тянутой части колонны (фиг. 5) оба ре-20 новленными между торцовыми поверхнос- гулировочных кольца 11 и 12 устанавли- тями корпуса и опорными поверхностя- ваются между верхним торцом 2 корпудолговечность эластичных элементов и,
следовательно, амортизатора.
Формула изобретения
Буровой амортизатор, содержащий корпус с размещенным в нем полым валом, между которыми расположен упругий узел в виде эластичных элементов, чередующихся с дисками, установленными пооочередно на корпусе и на валу, узел передачи крутящего момента, о тличающиися тем, что, с целью повышения эффективности работы при установке амортизатора в любой части бурильной колонны и расширения диапазона воспринимаемых нагрузок, амортизатор снабжен средствами регулирования жесткости упругих элементов, уста
ми дисков корпуса, опорные поверхности дисков корпуса и вала выполнены с углублениями, а узел передачи крутяса 1. В результате этого большую толщину имеют те эластичные элементы,
долговечность эластичных элементов и,
следовательно, амортизатора.
Формула изобретения
Буровой амортизатор, содержащий корпус с размещенным в нем полым валом, между которыми расположен упругий узел в виде эластичных элементов, чередующихся с дисками, установленными пооочередно на корпусе и на валу, узел передачи крутящего момента, о тновленными между торцовыми поверхнос- тями корпуса и опорными поверхностя-
личающиися тем, что, с целью повышения эффективности работы при установке амортизатора в любой части бурильной колонны и расширения диапазона воспринимаемых нагрузок, амортизатор снабжен средствами регулирования жесткости упругих элементов, установленными между торцовыми поверхнос- тями корпуса и опорными поверхностя-
ми дисков корпуса, опорные поверхности дисков корпуса и вала выполнены с углублениями, а узел передачи крутя
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2046925C1 |
АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2039197C1 |
Буровой амортизатор | 1974 |
|
SU842188A1 |
Буровой амортизатор | 1981 |
|
SU966225A1 |
Забойный амортизатор | 1981 |
|
SU1030532A1 |
ГАСИТЕЛЬ ПРОДОЛЬНЫХ И КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2000 |
|
RU2184834C1 |
Буровой амортизатор | 1981 |
|
SU977683A1 |
Наддолотный амортизатор | 1975 |
|
SU917704A3 |
Наддолотный амортизатор | 1983 |
|
SU1125353A1 |
АМОРТИЗАТОР ДЛЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2011 |
|
RU2467150C2 |
Изобретение относится к бурению. Цель изобретения - повышение эффективности работы амортизатора за счет гашения осевых крутильных и поперечных колебаний и за счет возможности установки его в любой части бурильной колонны. Для этого амортизатор имеет корпус 1 с верхним 2 и нижним 3 торцами, вал 4, между которыми установлен упругий узел 5, состоящий из эластичных элементов 6, чередующихся с дисками на корпусе 7 и валу 8, на опорных поверхностях которых выполнены углубления 9 и 10, средство регулирования жесткости упругих элементов, выполненное в виде регулировочного кольца 11, расположенного между верхним торцом 2 корпуса и дисками на корпусе 7, и регулировочного кольца 12, расположенного между нижним торцом 3 корпуса 1 и дисками на корпусе 7, гайку 13, расположенную на верхнем конце вала 4 для стягивания дисков вала 8, узел 15 передачи крутящего момента, выполненный в виде чередующихся эластичных и металлических элементов, помещенных в выемки 19 на валу и корпусе, ограничительное кольцо 21, переводник 22. В зависимости от места установки амортизатора в колонне регулировочные кольца 11 и 12 можно устанавливать либо только между нижним торцом 3 корпуса 1 и дисками на корпусе 7 либо между верхним торцом 2 корпуса и дисками корпуса 7. При этом последние имеют возможность осевого перемещения. 5 ил.
которые в предыдущем случае были ежа- 25 Щего момента в виде чередующихся элаты и они в данном случае будут наиболее нагруженными. Различная толщина эластичных элементов 6 в зависимости от места размещения амортизатора в колонне позволяет улучшить его амортизирующую способность и повысить
18
17
Ри&.2
стичных и металлических элементов, расположенных в полостях, образованных совмещенными выемками корпуса и вала, причем металлические элементы об- разуют со стенками корпуса и вала зазор.
5-5
fe.3
Фиг.
3
Фиг.5
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1988-05-10—Подача