Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к устройствам для гашения вибрации бурильного инструмента, а также к э сплуатсщии нефтяных скважин, добывакяцих нефть с помощью штанговых глубинных насосов, и устройствам, снимающим упругие деформации в штангах и трубах от действия динамических нагрузок. ..
Известен буровой амортизатор, содержащий корпус, вал, демпфирующее устройство, выполненное в виде эластичных элементов З
Недостатком такого амортизатора является то, что он недостаточно эффективен в работе, так как воспринимает и гасит внешние нагрузки только в одном направлении.
Наиболее близок к изобретению наддолотный амортизатор, содержащий корпус, вал с осевым каналом и упруго-демпфирующий узел, выполненный в виде набора металлических дисков, попарно закрепленных на валу и корпусе амортизатора с размещенными между ними ho торцам с двух сторон упругими элементами в виде колец и наборов шаров f2.
Недостатком этого амортизатора является то, что возможность гашения вибраций при больших нагрузках у него незначительная.
Цель изобретения - повышение эф- . фективности гашения вибрации при бурении глубоких скважин с большой осевой нагрузкой и крутящим моментом на долоте.
10
Указанная цель достигается тем, что в буровом амортизаторе, включайщем корпус,, вал с осевым каналом и упруго-деформирующий узел, выполненный в виде.-йабора металлических
15 дисков, попарно закрепленных на валу и корпусе/ и кольцевых упругих элементов, расположенных между дисками, на наружной поверхности вала выполнен продольный паз, связанный с его осе20вым каналом, а каждый из жестко связанных с- валом металлических дисков имеет на торцах кольцевые пазы для размещения упругих элементов и замк нутые полости, расположенные под
25 одним из упругих элементов дисков, для гидравлической связи с продольным пазом вала.
На чертеже изображен буровой аморп
30 тизатор.
Буровой амортизатор состоит из вала 1 с осевым центральным каналом, корпуса 2, металлических дисков 3 с упругими элементами 4, например, из эластичного материала, установленных в кольцевом пазу первого торца дисков 3, подпятников 5 и металличе ского кольца б. Для равномерного распределения нагрузки на подпятники 5 на второмторце каждого демпфирующего диска 3 установлены в кольцевой проточке упругие элементы -7, например из эластичного материала. На валу выполнены радиаль Ные отверстия А, а вал 1 имеет продольный паз Б для,прохода бурового раствора в замкнутые полости С, расположенные под одним из упругих элегдентов дисков 3 и.з осевого канала вала.
Буровой амортизатор работает следующим образом.
Промывочная жидкость из централь ного осевого канала вала 1 через отверстия А поступает в продольный паз Б и устремляется через отверстия С. в дисках 1 в кольцевой паз С. Жидкость давит на торцовые поверхности эластичных элементов 4, которые, передвигаясь в кольцевых пазах, упираются в металлические кольца 6 и через них передают усилие подпятникам 5.Давление жидкости в кольцевых пазах С в металлических демпфирующих дисках 3 создает осевое усилие, с которым вал 1 действует через упругие элементы 7 на жестко связанные с корпусом 2 подпятники 5.
Под действием, например, реакции забоя, передающейся от домета к валу 1 , подпятники 5 разгружаются полностью или частично.
Величина действующих вдоль оси амортизатора сил определяется торцовой площадью кольцевых эластичных
элементов, перепадом давления промывочной жидкости внутри вала 1 и снаружи амортизатора, а также количеством установленных металлических дисков 3 и подпятников 5.
Крутящий момент на вал 1 от корпуса 2 передается через шлйцевое соединение.
Технико-экономическая эффективность бурового амортизатора заключается в возможности ггиления больших динамических нагрузок, возникающих при работе, например, долота на забое.
Формула изобретения
Буровой амортизатор, включающий корпус, вал с осевым каналом и упру
го-деформирующий узел, выполненный в виде набора металлических дисков, попарно закрепленных на валу и корпусе, и кольцевых упругих элементов, расположенных между дисками, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с Делью эовышения эффективности гашения вибраций при бурении глубоких скважин с большой осевой нагрузкой и крутящим моментом, на наружной поверхности вала выполнен продольный паз, связанный с его осевым каналом, а каждый из жестко связанных с валом металлических дисков имеет на торцах кольцевые пазы для размещения упругих элементов и замкнутые полости, расположенные под одним из упругих элементов дисков, для гидравлической связи с продольным пазом вала. ,-.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
±. Авторское свидетельство СССР №571574, кл. Е 21 В 17/06, 1972.
2. Отчет ВНИИБТ по теме 8, М., 1973, с. 22.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гаситель продольных колебаний бурильной колонны | 1988 |
|
SU1819974A1 |
ГАСИТЕЛЬ ПРОДОЛЬНЫХ И КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2000 |
|
RU2184834C1 |
Буровой амортизатор | 1988 |
|
SU1555462A1 |
Наддолотный амортизатор | 1989 |
|
SU1754877A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 1994 |
|
RU2065023C1 |
Наддолотный амортизатор | 1980 |
|
SU912908A1 |
Наддолотный виброгаситель | 2021 |
|
RU2781978C1 |
Виброгаситель | 1979 |
|
SU881290A1 |
Наддолотный амортизатор | 1986 |
|
SU1411425A1 |
Винтовой забойный двигатель | 2002 |
|
RU2224078C2 |
Авторы
Даты
1982-10-15—Публикация
1981-03-17—Подача