Наддолотный амортизатор Советский патент 1984 года по МПК E21B17/07 

Описание патента на изобретение SU1125353A1

Изобретение относится к технике б рения скважин, а именно к устройствам по демпфированию колебаний бурильного инструмента. Известе.н наддолотный амортизатор состоящий из корпуса и перемещаемого внутри него шлицевого вала с установленными в кольцевом пространств Между ними упругими элементами Л . Недостатками этого амортизатора являются технологическая сложность при изготовлении и недолговечность упругих элементов. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является над долотный амортизатор, .включающий кон центрично расположенные корпус и полый вал, образукщие кольцевую полост размещенные в ней узлы передачи крутящего момента и демпфирования осевых и крутильных колебаний, содержащие кольцевые упругие элементы 2j . Недостатком известного амортизато ра является то, что он технологически сложен. Цель изобретения - упрощение кон струкции амортизатора. Указанная цель достигается тем, что в наддолотном амортизаторе, вклю чаняцем концентрично расположенные кор пус и полый вал, образуншще кольцевую полость, размещенные в ней узлы передачи крутящего момента и демпфирования осевых и крутильных колебаний, содержащие кольцевые упругие элементы, вал в месте расположения узла демпфирования крутильных колебаний и узла передачи крутящего момента выполнен эксцентричным относи тельно оси амортизатора с кольцевыми проточками на наружной поверхнос для размещения упругих кольцевых эл ментов, а корпус имеет ответный валу эксцентричный участок, причем кольцевые упругие элементы вьтолнены в вцде торов. На фиг. 1 показан наддолотный ам тизатор, продольный разрез; на фиг. разрез А-А на фиг. 1, на фиг, 3 узел I на фиг. 1. Наддолотный амортизатор содержит корпус 1, полый вал 2, образующие кольцевую полость, размещенный в Heii узел 3, служащий для передачи крутящего момента и демпфирования крутильных колебаний, узел демпфирования осевых колебаний включающи поршень 4, напрессованный по конусной поверхности на вал 2. Порщень 4 на валу 2 снизу зафиксирован стопорным резьбовым соединением, состоя- ;. щИм из гайки 5 и стопорной фигурной шабы 6, наружные выступы которой отогнуты на- грани гайки, а внутренний выступ 7 входит в шлицевую канавку 8 на валу 2. Вал 2 в месте расположения узла передачи крутящего момента и узла демпфирования крутильных колебаний выполнен эксцентричньм и входит в соответствукзцее эксцентричное отверстие корпуса 1 (фиг. 2). На эксцентричном участке вала по периметру проточены,кольцевые канавки 9, имеющие в сечении округлую форму и глубину, достаточную для расположения кольцевых упругих элементов.В канавки 9 установлены тороидальные упругие кольца 10, изготовленные из эластомера. Вал 2 с поршнем 4 имеет возможность продольного смещения относительно корпуса 1 на величину хода, определяемого скоростью буреВИЯ и частотой подачи инструмента с поверхности, а также поворота, определяемого величиной зазора в эксцентричном соединении и упругостью колец 10. Надпоршневая полость 11 через отверстие 12 соединена с кольцевым пространством скважины, а подпо.ршневая 13 через пшицевую канавку 8 на валу 2-е полостью внутри бу- . рильных труб. В отверстии 12 установлена скользящая разделительная пробка 14. В корпусе 1 установлена гильза 15, снизу ввинчен наддолотный ререводник16, а сверху на вал навинчен соединительный переводник 17. С целью герметизации, гильзы 15 в корпусе 1 и Щ1линдрических резьб переводника 17 с валом 2 и корпуса 1 с переводником 16 в Местах соединения этих деталей установлены уплотнительные резиновые кольца 18, а для предохранения полости между корпусом 1 и переводником 17 от показания шлама в проточке переводника 17 установлен войлочный сальник 19. При сборке амортизатора на вал 2 напрессовывают поршень 4, который фиксируют гайкой 5 и стопорной шайбой 6. Указанные детали в сборке устанавливают в корпус 1, на вал навинчивают переводник 17, а в корпус ввинчивают переводник 16, после чего надпоршневую полость 11 заполняют маелом и в отверстие 12 устанавливают пробку 14.

Наддолотный амортизатор работает следующим образом.

После сборки амортизатор включают в состав колонны бурильных труб, присоединяя снизу к нему долото, и спускают в скважину. При бурении крутящий момент передается от ротора буровой установки через колонну буркльных труб на долото через переводник 17, эксцентричное соединение вала 2 с корпусом 1 и наддолотный переводник 16.

Колебаний нагрузки от крутящего момента вызывают повороты вала относительно корпуса и одностороннее сжатие колец 10. При этом сжатие колец 10 с одной стороны эксцентрика приводит к уменьщению степени сжатия их с противоположной стороны и перемещению материала колец без изменения объема, что существенно при упругих деформациях эластомеров. Одновременно происходит смещение оси вала относительно нейтрального положения на величину, несколько меньщую половины диаметрального зазора в эксцентричном соединении, что приводит к кратковременному увеличению крутящего момента. Нагрузка растяжения, приложенная к устройству, передается через переводник 17, вал 2, поршень 4, корпус 1 и переводник 16, а нагрузка сжатия - через переводник 17, вал 2, поршень 4 и переводник 16 За рабочее давление наддолотного амортизатора принято гидродинамическое давление в бурильных трубах ria глубине установки амортизатора с учетом потерь в колонне бурильных труб. Под действием этого давления корпус 1 с гильзой 15 стремится сместиться относительно вала 2 вниз на величину хода, определяемого величгг ной и частотой подачи инструмента с поверхности. При этом увеличивается объем подпоршневой полости 13 и уменьшается объем надпоршневой полости 11, из которой масло вытесняется через отверстие 12, смещая пробку 14.

Технико-экономический эффект заключается В том, что предлагаемое устройство ста:билизирует работу долота и бурильных труб и повышаетнадежность и долговечность работы буЬильного инструмента.

Похожие патенты SU1125353A1

название год авторы номер документа
Наддолотный амортизатор 1989
  • Минеев Борис Павлович
  • Ретровский Владимир Анатольевич
  • Спасков Михаил Спиридонович
SU1754877A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР 1994
  • Султанов Б.З.
  • Сафиуллин Р.Р.
  • Китуев Б.Н.
RU2065023C1
Наддолотный амортизатор 1975
  • Леонард Мейсон
  • Клиффорд Андерсон
SU917704A3
Наддолотный амортизатор 1986
  • Дзидзигури Арчил Амбросьевич
  • Перадзе Анзор Митрофанович
  • Шотадзе Руслан Григорьевич
  • Омиадзе Дазмир Иродионович
  • Гавашели Леван Шалвович
  • Суламанидзе Вахтанг Константинович
  • Кутателадзе Сергей Ноевич
  • Гелейшвили Тенгиз Павлович
  • Бочоришвили Элдар Варламович
  • Бетхошвили Бондо Петрович
SU1411425A1
БУРОВОЙ НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР 1989
  • Воинов О.В.
  • Жукова М.Г.
  • Задорожный С.И.
  • Кайданов Э.П.
  • Рубин Ф.Л.
RU2049905C1
СТРУЙНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ОЧИСТКИ СТВОЛА СКВАЖИНЫ 2011
  • Габбасов Тагир Мударисович
  • Катеев Рустем Ирекович
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Фаткуллин Рашад Хасанович
  • Газизов Вагиз Бустанович
RU2471958C1
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР 1995
  • Алексеев С.Е.
RU2100563C1
Наддолотный амортизатор 1980
  • Дранкер Григорий Исаакович
  • Левченко Анатолий Тимофеевич
  • Корабельников Михаил Иванович
  • Иванов Виктор Прокофьевич
SU912908A1
ГАСИТЕЛЬ ПРОДОЛЬНЫХ И КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 2000
  • Соломенников С.В.
  • Карпов В.М.
  • Акчурин Х.И.
  • Вяхирев В.И.
  • Ипполитов В.В.
  • Туровский Н.П.
  • Маркова Н.И.
RU2184834C1
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР 1992
  • Тихонов Анатолий Васильевич
  • Плетников Иван Алексеевич
RU2046925C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 125 353 A1

Реферат патента 1984 года Наддолотный амортизатор

НАДДШОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР, включающий концентрично расположенные корпус и полый вал, образуншще кольцевую полость, размещенные в ней узлы передачи крзггящего момента и демпфирования осевых и крутильных колебаний, содержащие кольцевые упругие элементы, отличающийс я тем, что, с целью упрощения его конструкции, вал в месте расположения узла демпфирования крутильных колебаний и узла передачи крутящего момента выполнен зксцентричным относительно оси амортизатора с кольцевыми проточками на наружной поверхности для размещения упругих копьцевьк элементов, а корпус имеет ответный валу эксцентричный участок, приг чем кольцевые упругие элементы выполнены в виде торов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1125353A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Буровой амортизатор 1974
  • Огородников Петр Иванович
  • Огородникова Галина Николаевна
  • Плисак Валерий Федорович
  • Сурнин Леонид Самуилович
SU571577A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США 4162619, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами 1911
  • Р.К. Каблиц
SU1978A1

SU 1 125 353 A1

Авторы

Литвишко Владимир Григорьевич

Литвинов Николай Павлович

Зюбин Виктор Иосифович

Даты

1984-11-23Публикация

1983-01-10Подача