технологии наплавки и величины перемычек между канавками поршней. После наплавки канавки еще раз протачиваются таким образом, что толщины матрич- ного слоя находятся в пределах 1,5- 3,0 мм. После расточки с припуском наплавленных поршней проводится их магнитно-электрическое упрочнение (МЭУ) ферропорошками (ферробором, ферротитаном и др.) с активацией процесса путем введения дисперсных порошков оксидов алюминия и др. Упрочнение обеих сторон и дна канавки производится путем нанесения упроч- няющего покрытия в виде островков, что позволяет резко снизить охрупчи- вание и появление микротрещин в упрочняющем слое. Процесв упрочнения ведется в псевдокипящем слое, создавае- мом осциллирующим электродом и магнитным полем индуктора (намагничивающей катушки) с использованием активирующих немагнитных добавок, подаваемых в слое порошка. При упрочнении в псевдокипящем слое нанесение покрытия в виде островков происходит всего за несколько оборотов поршня, процесс электрических разрядовидет избирательно (слой на слой при МЭУ не ложится) и покрытие при ограничении по времени и соответствующем подборе режимов получается в виде несвязанных островков. При увеличении времени процесса слой получается традиционным, что приводит-к сильному охрупчиванию и возможности появления микротрещин при последующем калибровании. Процесс при котором происходит оплавление микроэлектродов (гранул О,А-1,2 мм) ферропорошка, выражен в виде кратковременных разрядов (10 - ). Оплавление порошка происходит при температуре более 6000°С, при этом происходит качественное сплавление с подложкой с образованием износостойкой, мелкодисперсной структуры высокой твердости. Последующая калибровка поверхности покрытия в номинальный размер производится с чередова- нием направления вращения, что способствует повышению износостойкости поршней в условиях ударно-абразивного износа. При такой способе калибровки с чередованием вращения поршня вектор восприятия нагрузки твердофазной составляющей наплавленного островка направлен по нормали к центру в процессе эксплуатации, что приводит к повы-
Q 5 0 5 0 о Д5 сп ,$
5
шению износостойкости алюминиевых поршней в условиях ударно-абразивного износа.
На фиг. 1 изображена поверхность канавки поршня, полученная с использованием предлагаемого способа; на фиг. 2 - влияние калибровки на образование износостойкого покрытия.
На фиг. 1 и 2 обозначены основной материал 1 поршня, матричный слой 2, участок 3 зоны диффузионного упрочнения и участок 4 оплавленной упрочняющей гранулы поршня.
Схематично процесс калибровки при упрочнении в виде островков можно представить как вдавливание гвоздей, где роль шляпок выполняет оплавленная гранула порбшка (особотвердые включения до НВ 18000 МПа), стержнень гвоздя - зоны термического влияния (деформируемый материал матричного слоя с твердостью НВ до 860 МПа). При этом гвозди частично выступают, и только поочередное вдавливание с обих сторон, что обеспечивается чередованием направления вращения поршня, может их привести в правильное устойчивяе положение .
Пример. По способу проведено . восстановление и упрочнение партии алюминиевых поршней в количестве 17 шт. Диаметр поршней 180 мм, ширина канавки равнялась 6,0 мм. Материал поршней, сплав термоупрочняемый,. ке- деформируемый АЛ-25 с твердостью после термообработки в пределах 1000 МПа. Наплавка аргонно-дуговым способом- производилась проволокой диаметром 1,2 мм (по химическому составу приравненной к алюминиевому сплаву АМг-5) на установке Ютроник- ГАП. После наплавки поршни протачивались с припуском 0,1-0,12 мм на последующее упрочнение методом магнитно-электрического упрочнения и калибровку. Упрочнение проводилось на специальном экспериментальном устройстве с поперечной осцилляцией электрода порошком ферробора, размером гранул порошка 100-300 мкм, технологический ток составлял до 50 А, средний ток 30 А-, ток индуктора (катушки намагничивания) 3,0-4,0 А Упрочнение производилось от генератора импульсов с частотой импульсов 150 Гц при обратной полярности. После получения покрытия в виде островков процесс упрочнения прекращали и прово515
дили калибровку канавок поршней в номинальный размер.
Калибровку производили калибровочным роликом, выполненным в виде вра- вдающегося ролика на игольчатом подшипнике. Для предохранения от осевого смещения на его оси устанавливались также два упорных подшипника.
Корпус калибровочного устройства выполнен повышенной жесткости и закрепляется в резцедержателе токарного станка. Калибровку вели с чередованием вращения после каждого 1 мм продольного ввода упрочняющего ролика вглубь канавки. Упрочнение производилось роликом черновым и чистовым (финишным). Механические испытания проводились на одном поршне выполняющем роль образца. Испытания велись на машине трения и специальной установке, имитирующей работу поршня с нагревом упрочненного образца до
рабочей температуры поршня (250-300 С) в условиях ударно-абразивного износа. 25
Проведенные испытания показали ысокие результаты предлагаемого способа. В микроструктуре слоя при увеичении в 300 раз микротрещины не обнаружены. Износостойкость по отноению к новому поршню увеличились более, чем в 3,0 раза, причем при упрочнении способом сплошного покрытия износостойкость поршней снизилась более, чем на 30%, что объясняется охрупчиванием покрытий при калибровке и образованием микротрещин. Износостойкость покрытия при калибровке с чередованием вращения поршня в 1,3-1,5 раз больше, чем без чередования, при этом износ также зависит от направления проведения испытаний. Так при испытаниях по направлению калибровки износ на 10-20% меньше, чем при встречном вращении порпшд. В качестве контртела при испытаниях на трение и ударно-абразивный износ при повышенной температуре использовался образец из чугуна (материал поршневого кольца). Износ чугунных образцов,
6
работающих в паре с упрочненными алюминиевыми образцами, значительно выше (более, чем в три раза), т..е. поверхности алюминиевых сппавов, упрочненных предлагаемым способом, более износостойкие, чем чугунные, что позволяет заменить детали типа валы, оси, выполненные из стали, на алюминиевые сплавы, упрочненные предлагаемым способом.
В результате перехода на алюминий снизится вег машин, расход топлива, повысятся технологические возможности применения способа. Способ может найти также широкое внедрение в автомобилестроении, авиационной и военной промышленности, на деталях из алюминиевых сплавов. Предлагаемый способ с нанесением покрытий, обладающих высокими физико-механическими свойствами, можно успешно использовать также для других деталей (изготавливать облегченные валы и оси).
Таким образом, использование изобретения позволяет повысить износостойкость поршней в условиях ударно- абразивного износа и расширить технологические возможности способа.
30
Формула изобретения
Способ восстановления и упрочнения канавок алюминиевых поршней, при котором произ-водят расточку изношенных канавок поршней под наплавку с последующим их заплавлением и расточкой, . отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости поршней в условиях ударно-абразивного износа и расширения технологических возможностей способа, канавки поршней наплавляют деформируемым термо- неупрочняемым алюминиевым сплавом, расточку осуществляют с припуском под упрочнение, наносят упрочняющее покрытие в виде несвязанных островков, после чего осуществляют калибровку в номинальный размер, периодически меняя направления вращения поршня на противоположное.
з г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КАНАВОК ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2356707C2 |
ПРУТКИ ИЗ АЛЮМОМАТРИЧНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАПЛАВКИ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2361710C1 |
Способ получения канавок в заготовках поршневых колец | 1977 |
|
SU897459A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКОЙ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2138377C1 |
КОМПОЗИЦИИ ИЗНОСОСТОЙКИХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ НИКЕЛЬ | 2019 |
|
RU2759923C1 |
КОМПОЗИЦИИ ИЗНОСОСТОЙКИХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ХРОМ | 2019 |
|
RU2759943C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКОЙ ДЕТАЛЕЙ | 2002 |
|
RU2228242C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ КАНАВОК ПОРШНЕЙ | 1996 |
|
RU2121415C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ РЕЖУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА | 2015 |
|
RU2601520C2 |
ОТРЕЗНОЙ КРУГ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2072296C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу восстановления и упрочнения канавок алюминиевых поршней двигателей внутреннего сгорания, а также других деталей из термоупрочняемых алюминиевых сплавов. Цель изобретения - повышение износостойкости канавок алюминиевых поршней в условиях ударно-абразивного износа и расширение технологических возможностей восстановления и упрочнения алюминиевых сплавов. Изношенные канавки протачиваются под наплавку, после чего наплавляется матричный слой деформируемого термонеупрочняемого алюминиевого сплава аргоно-дуговым способом. Далее наплавленный слой растачивается под упрочнение и упрочняется, преимущественно магнитно-электрическим способом, ферропорошками в виде несвязанных островков повышенной твердости, которые затем вдавливаются в матричный слой при периодическом чередовании направления действия усилия, ориентируя твердофазные включения в устойчивое положение. Вдавливание твердофазных включений применительно к канавкам поршней производится калиброванием в номинальный размер, периодически меняя направление поршня на противоположное. 2 ил.
Фие.1
Фиг. 2
Шалай Н., Никитин М.Д | |||
Износостойкая наплавка канавок алюминиевых поршней двигателей внутреннего сгорания | |||
- Двигателестроение, 1980, V 6, с | |||
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" | 1923 |
|
SU40A1 |
Авторы
Даты
1990-04-23—Публикация
1987-11-23—Подача