Изобретение относится к машиностроению, может применяться в механизмах с изменением скорости вращения и является усовершенствованием изобретения по авт.св. (Р 998788.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей волновой фрикционной клиновой передачи за счет автоматического измене- ния передаточного отношения в зависимости от передаваемого момента.
На фиг.1 изображена волновая передача, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Волновая фрикционная клиновая передача состоит из корпуса 1 с пазами 2, составной крышки 3, ведущего вала 4 с цилиндром 5, -установленного в составной крышке 3 на подшипниках 6, роликового генератора волн, содержащего подпружиненные пружиной 7 поршни 8 с роликами 9 на осях 10, ведомого вала 11 с гибким колесом 12, установленного на подшипниках 13 в корпусе 1, жесткого колеса, состоящего из двух частей 14, взаимодействующих с гибким колесом 12 и установленных на парных пружинах 15, являющихся механизмами управления осевого перемещения соответственно каждой части 14 жесткого колеса. Шайбы 16 с пружинами 15 установлены с помощью винтов 17 в корпусе 1 с возможностью .осевого перемещения. Гайки 18 с рыча- гами 19 установлены на резьбе в корпусе 1, причем рычаги 19 с гайками 20 расположены в пазах 2. Пружины 15 механизмов управления выполнены (фиг.2) в виде V-образных пластин, спаренные концы которых закреплены в шайбах 16, а разведенные (под углом у- ) в прорезях 21 соответствующей части 14 жесткого колеса а Прорези выполнены со стороны, противоположной клиновой поверх ности части 14 жесткого колеса, которая взаимодействует с клиновым ободом 22 гибкого колеса 12.
Передача работатет следующим образом.
При вращении ведущего вала 4 вращаются поршни 8 с роликами 9, которые, катаясь по внутренней полости гибкого колеса 12, деформируя его в пределах упругой деформации, раскатывают между частями 14 жесткого колеса клиновой обод 22. Поскольку длина клинового обода 22 меньше, чем длина клинового
.
Q
5
0 5 0 5 О 45
0
5
кольцевого паза между частями 14 жесткого колеса, то при повороте ведущего вала на один оборот гибкое колесо 12 с ведомым валом 11 поворачивается в обратную сторону вращения ведущего вала 4 на длину дуги, равной разности указанных длин клинового обода 22 и клинового кольцевого паза, образованного частями 14 жесткого колеса. Участки клинового обода 22 под роликами 9 удлинены и после выхода из-под роликов 9 и контакта с кольцами 14 принимают первоначальную длину.- Сила Р/2 (фиг.2) от передаваемого момента Мц при вращении гибкого колеса 12 воспринимается частями 14 жесткого колеса и передается одной пружине из каждой пары пружин 15. У этих пружин изгиб направлен навстречу моменту Мк.
Создаваемая пружиной 7 суммарная сила QЈ, задавливающая клиновой обод 22 между частями 14 жесткого колеса, создает расклинивающие нормальные.составляющие N, действующие на каждую часть 14 жесткого колеса. Равнодействующая сила R0 равна сумме нормальной составляющей силы Р/2. Угол наклона fi должен быть больше угла f , чтобы под действием силы Р/2 пружинаН 15 стремилась выпрямиться, уменьшая тем самым угол ft-. От увеличения передаваемого момента Р/2 увеличивается и становится больше, чем обратное усилие РПР , создаваемое пружиной 15., Пружины 15 выпрямляются, пока Р/2 РПр . Уменьшение угла р наклона пружины 15 приводит к сближению колец 12, что приводит к уменьшению среднего диаметра клинового паза между частями 14 жесткого колеса в зоне взаимодействия с клиновым ободом 22 - Dср. С уменьшением Dtp уменьшается разность длин Й1о между раскатанной длиной обода 22 и длиной Dcp, а ролики 9 с поршнями 8 из-за уменьшения DC| залавливаются в цилиндр 5, отче- iro увеличивается сила прижатия QЈ (роликов к клиновому ободу 22, кото- |рьй в зоне действия роликов 9 еще больше раскатывается (удлиняется) и, тем самым, еще больше уменьшая Д1.
Уменьшение разности Д.1в приводит к уменьшению числа оборотов п ведомого вала 11. Таким образом, части 14 жесткого колеса с пружинами 15 создают автоматическую обратную связь изменяя передаточное отношение устА-А
16
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновая фрикционная клиновая передача | 1987 |
|
SU1460476A1 |
Волновая фрикционная клиновая передача | 1988 |
|
SU1587275A2 |
Волновая фрикционная клиновая передача | 1977 |
|
SU746147A1 |
Мотор-колесо | 1985 |
|
SU1243967A1 |
Привод кругловязальной машины | 1979 |
|
SU821575A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1776580A1 |
Передаточный механизм | 1936 |
|
SU53739A1 |
Волновой вариатор скорости | 1979 |
|
SU870804A1 |
ГЕНЕРАТОР ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1995 |
|
RU2115853C1 |
СЕСОЮЗНАЯ i (;:л]ТнТг'П-,Т: v.:;!!'''-"V,^g- -t.-..-i..! .:..,-,;.,- JiKlf! | 1971 |
|
SU316884A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, может применяться в механизмах с изменением скорости вращения. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей волновой фрикционной клиновой передачи за счет автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от передаваемого момента. Указанная цель обеспечивается тем, что при изменении момента на ведущем валу 4 за счет сил упругости пружины 7 генератора волн и пружин 15, выполненных в виде V-образных пластин, происходит изменение размеров клинового паза, образованного частями 14 жесткого колеса, которые взаимодействуют с клиновым ободом 22 гибкого колеса 12. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Волновая фрикционная клиновая передача | 1981 |
|
SU998788A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-05-07—Публикация
1988-07-18—Подача