10
Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в приводах, где с изменением момента на ведомом валу соответственно изменяется его частота вращения и является усовершенствованием изоб- ретения по авт. св. № 1460476.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей за счет использования волновой фрикционной клиновой передачи в качестве муфты.
На фиг. 1 изображена волновая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 2.
Волновая фрикционная клиновая передача содержит корпус 1, жесткое колесо 2 с расточкой 3 и отверстием 4, установленное в корпусе 1 на подшипнике 5, крышку 6, на которой через обгонную муфту 7 установлено упругое колесо 8, и ведущий вал 9 с цилиндром 10, осевым отверстием 11 и конусной расточкой 12, которая выполнена на торце со стороны ведомого вала. На под- 20 шипниках 13 в крышке 6 установлен генератор волн, содержащий подпружиненные в радиальном направлении пружиной 14 поршни 15, имеющие подшипники 16, установленные на осях 17. Ведомый вал 18 имеет кольцевую канавку 19, торцовые клиновые кулачки 20 и шлицевую расточку 21, расположенную на торце со стороны ведущего вала 9. При этом ведомый вал 18 зафиксирован в осевом направлении и соединен с жестким колесом 2 с возможностью относительного поворота посредством винтов 22, располагающихся в кольцевой канавке 19. В расточке 3 жесткого колеса 2 расположена подпружиненная в осевом направлении пружиной 23 кольцевая муфта 24, имеющая на торце клиновые пазы, с которыми взаимодействуют клиновые кулачки 20 ведомого вала 18. На корпусе 1 со стороны ведомого вала 18 установлена крышка 25 с кольцевой проточкой 26, в которую открывается отверстие 4 жесткого колеса 2.
25
30
действует с клиновой расточкой в жестком колесе 2. Штифты 33 одним концом закреплены в жестком колесе 2, а другим свободно установлены в кольцевой муфте 24. К отверстию 34 на крышке 25 подсоединен гидравлический механизм подачи несжимаемой жидкости под давлением (не показан).
Расточка 3 в жестком колесе 2 с пружиной 23, кольцевой муфтой 24, штифтами 33, кулачками 20 на ведомом валу 18, осевое отверстие 11 и несжимаемая жидкость, заполняющая полости Б и В, образуют устройство гидравлической обратной связи по моменту на ведомом валу 18.
Волновая фрикционная клиновая передача работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 9 получает вращение порщень 15 с подшипниками 16, которые, катаясь по внутренней поверхности упругого колеса 8 и деформируя его в пределах упругой деформации, раскатывают клиновой обод 32 в клиновой расточке жесткого колеса 2. Поскольку длина клинового обода 32, взаимодействующего с клиновой расточкой жесткого колеса 2 мень ше, чем длина клиновой расточки жестко го колеса 2, то при повороте ведущего вала 9 на один оборот жесткое колесо 2 поворачивается на длину дуги, равную разности указанных длин в направлении вращения ведущего вала 9.
Упругое колесо 8, воспринимающее реактивный момент от жесткого колеса 2, должно вращаться в обратную сторону вращению жесткого колеса 2, однако этому препятствует обгонная муфта 7.
Вращение жесткого колеса 2 через штифты 33 передается на кольцевую муфту 24, которая посредством своих клиновых пазов и кулачков 20 передает вращение на ведомый вал 18. В начале вращения момент на ведомом валу 18 наибольший. От этого момента кольцевая муфта 24 отжимается посредОТКПЫВаеТСЯ ОТВеисшс t п.л;. .- . 1
в ш лицевой расточке 21 ведомого вала уста- 40 ством кулачков 20 от ведомого вала 18,
«v.,Ti oi:v T пг 7Ч1ЛЛ1 Г 9Ч U OU П ЯП ПМПЯРТ НРГЖИ45
но $лена подпружиненная в осевом направлении пружиной 27 полумуфта 28, имеющая шлицевой участок. Кроме того, полумуфта 28 имеет конусный участок для взаимодействия с конусной расточкой 12 ведущего вала 9 и систему отверстий, сое- няющую полость Б расточки 3 жесткого колеса 2 с осевым отверстием 11 ведущего вала 9.
Полость В между торцами поршней 15, отверстие 11, полость Б между торцами расточки 3 и кольцевой муфтой 24, отверстие 4 и кольцевая проточка 26 заполнены несжимаемой жидкостью.
50
сжимает пружину 23 и выдавливает несжимаемую жидкость в полость В, увеличивая тем самым прижатие подшипников 16 к клиновому ободу 32. Раскатывание обода 32 при наибольшем усилии прижатия подшипников 16 увеличивает длину клинового обода 32, контактирующего с жестким колесом 2. По мере раскручивания момент на ведомом валу 18 уменьшается, а кольцевая муфта 24 под действием пружины 23 и избыточного давления в полости В перемещается к ведомому валу 18, а полумуфта 28 под действием пружины 27 прижимается к конической расточке 12, от которой она отжата в первоначальный момент.
Упругое колесо 8 содержит каркас 29 с закрепленными рессорами 30, которые об- резинены резиной 31. На конце упругого колеса 8 расположен неармированный упругий клиновой обод 32, который взаимо0
0
5
30
действует с клиновой расточкой в жестком колесе 2. Штифты 33 одним концом закреплены в жестком колесе 2, а другим свободно установлены в кольцевой муфте 24. К отверстию 34 на крышке 25 подсоединен гидравлический механизм подачи несжимаемой жидкости под давлением (не показан).
Расточка 3 в жестком колесе 2 с пружиной 23, кольцевой муфтой 24, штифтами 33, кулачками 20 на ведомом валу 18, осевое отверстие 11 и несжимаемая жидкость, заполняющая полости Б и В, образуют устройство гидравлической обратной связи по моменту на ведомом валу 18.
Волновая фрикционная клиновая передача работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 9 получает вращение порщень 15 с подшипниками 16, которые, катаясь по внутренней поверхности упругого колеса 8 и деформируя его в пределах упругой деформации, раскатывают клиновой обод 32 в клиновой расточке жесткого колеса 2. Поскольку длина клинового обода 32, взаимодействующего с клиновой расточкой жесткого колеса 2 мень ше, чем длина клиновой расточки жестко го колеса 2, то при повороте ведущего вала 9 на один оборот жесткое колесо 2 поворачивается на длину дуги, равную разности указанных длин в направлении вращения ведущего вала 9.
Упругое колесо 8, воспринимающее реактивный момент от жесткого колеса 2, должно вращаться в обратную сторону вращению жесткого колеса 2, однако этому препятствует обгонная муфта 7.
Вращение жесткого колеса 2 через штифты 33 передается на кольцевую муфту 24, которая посредством своих клиновых пазов и кулачков 20 передает вращение на ведомый вал 18. В начале вращения момент на ведомом валу 18 наибольший. От этого момента кольцевая муфта 24 отжимается посред- . 1
40 ством кулачков 20 от ведомого вала 18,
0 ством кулачков 20 от ведомого вала 18,
«v.,Ti oi:v T пг 7Ч1ЛЛ1 Г 9Ч U OU П ЯП ПМПЯРТ НРГЖИ5
0
сжимает пружину 23 и выдавливает несжимаемую жидкость в полость В, увеличивая тем самым прижатие подшипников 16 к клиновому ободу 32. Раскатывание обода 32 при наибольшем усилии прижатия подшипников 16 увеличивает длину клинового обода 32, контактирующего с жестким колесом 2. По мере раскручивания момент на ведомом валу 18 уменьшается, а кольцевая муфта 24 под действием пружины 23 и избыточного давления в полости В перемещается к ведомому валу 18, а полумуфта 28 под действием пружины 27 прижимается к конической расточке 12, от которой она отжата в первоначальный момент.
Когда момент на ведомом валу 18 снизится до момента на ведущем валу 9, вращающий момент с ведущего вала 9 за счет трения между конусной расточкой 12 и полумуфтой 28, прижатой пружиной 27
к расточке 12, передается через шлицевое соединение на ведомый вал 18. Когда клиновым ободом 32 не передается момент на жесткое колесо 2, упругое колесо 8 благодаря наличню обгонной муфты 7 вращается совместно с жестким колесом 2, преобразуя волновую передачу в муфту.
Применение обгонной муфты на упругом колесе и наличие полумуфты между ведущим и ведомым валами доводит передаточное отношение предлагаемой передачи до единицы, расширяя ее кинематические возможности.
Формула изобретения Волновая фрикционная клиновая передача по авт. св. № 1460476, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет использования передачи в качестве муфты, ведущий вал выполнен с конусной расточкой на торце со стороны ведомого вала, последний имеет шлицевую расточку на торце со стороны ведущего вала, а передача снабжена имеющей систему отверстий для соединения полости расточки жесткого колеса с осевым отверстием ведущего вала и подпружиненной в осевом направлении полумуфтой, имеющей конусный и шлицевой участки для взанмодействия с соответствующими расточками ведущего и ведомого валов, и обгонной муфтой для соединения упру- того колеса с корпусом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновая фрикционная клиновая передача | 1987 |
|
SU1460476A1 |
Гайковерт А.И.Полетучего | 1985 |
|
SU1273241A1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Устройство для защиты от перегрузок привода конусной дробилки | 1982 |
|
SU1069854A1 |
Упругая муфта | 1979 |
|
SU838135A1 |
Механическая передача | 1983 |
|
SU1146499A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2347965C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1059308A1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ОБГОННАЯ | 2006 |
|
RU2334139C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВЕТРА И ВОЛН | 2003 |
|
RU2254494C2 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах, где с изменением момента на ведомом валу соответственно изменяется его частота вращения. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей за счет использования волновой фрикционной клиновой передачи в качестве муфты. Указанная цель достигается за счет того, что при снижении момента на ведомом валу 18 вращение ведущего вала 9 за счет трения между конусной расточкой 12 и полумуфтой 28, прижатой пружиной 27, передается через шлицевое соединение на ведомый вал 18. При этом упругое колесо 8 за счет обгонной муфты 7 не передает момент на жесткое колесо 2, а будет вращаться с последним совместно, преобразуя тем самым волновую передачу в муфту. 2 ил.
Фиг. 2
Волновая фрикционная клиновая передача | 1987 |
|
SU1460476A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
где с изменением момента на ведомом валу соответственно изменяется его частота вращения | |||
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей за счет использования волновой фрикционной клиновой передачи в качестве муфты | |||
Указанная цель достигается за счет того, что при снижении момента на ведомом валу 18 вращение ведущего вала 9 за счет трения между конусной расточкой 12 и полу- муфтои 28, прижатой пружиной 27, передается через шлицевое соединение, на ведомый вал 18 | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Авторы
Даты
1990-08-23—Публикация
1988-06-20—Подача