Изобретение относится к кинофототехнике и может быть использовано при киносъемке.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет комбинированного управления по скорости и положению и повышение точности отработки согласно введенным программам по скорости и положению.
На чертеже представлена схема устройства управления параметрами киносъемочного обектива.
Устройство содержит схему 1 плавного пуска, включающую элементы Г-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-6; задатчик 2 скорости, включающий элементы 2-1, 2-2; датчик 3 скорости, включающий элементы.3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6; третий дифференциальный усилитель 4; -третий 5 и четвертый 6 дополнительные транзисторы; первый,
второй, третий и четвертый транзисторы транзисторного моста 7-10 соответственно; источник 11 питания; схему 12 плавной остановки при подходе к заданному положению; первый 13 и второй 14 резисторы демпфирования; электродвигатель 15 постоянного то- , ка; шестерню 16 для осуществления кинематической связи с необходимыми шестернями объектива киносъемочного аппарата; задатчик 17 положения, включающий элементы 17-1, 17-2, 17-3, 17-4; переключатель 17-5; первый 18 и второй 19 дифференциальные усилители; первый 20 и второй 21 дополнительные транзисторы; первый 22 и второй 23 диоды коммутации транзис-. торов моста.
Устройство работает следующим образом.
СП
СП
со
sj
Задатчик 17 положения.устанавливает согласно программе требуемые диапазон и направление отработки положения (дистанции или фокуса). Задатчик 2 скорости обеспечивает установку необходимой скорости. Сигнал от схем 2 и 17 подается на соответствующие входы усилителей 4, 18, 19. Скорость двигателя 15 поддерживается на одном требуемом схемой 2 значении благодаря обратной связи, охватывающей третий дифференциальный усилитель 4 посредством датчика 3 скорости. Сигнал с датчика 3 скорости поступает на схему выработки сигнала управления по параметру скорость (третий дифференциальный усилитель 4) на основании сравнения сигналов с программируемого задатчика 2 скорости и с датчика 3 скорости. При этом скорость двигателя 15 остается неизменной независимо от нагрузки на его вал. Сигнал управления подается на базы сразу двух транзисторов моста (9 и 10) через транзисторы 5 и 6. Коммутацию направления вращения вала двигателя 15 осуществляют две пары транзисторов 20S 7 и 2|, 8 на основании информации в виде сигнала задатчика 17 положения, который проходит в зависимости от программы через усилитель 18 или через усилитель 19. Программируемый задатчик 17 положения представляет собой мостовую ре 1зисторную схему, где потенциометры f(или набор резисторов с переключателем 17-5) 17-1 и 17-2 задают требу мый разбаланс моста, т.е. определяют угол поворота вала электродвигателя 15. Остановка вала двигателя 15 происходит после уравновешивания моста посредством потенциометра 17-4 установленного на валу электродвигателя 15. Сигнал управления скоростью постоянно подается на базы транзисторов 5 и 6 со схемы выработки сигнала управления по параметру скорость (третий дифференциальный усилитель 4 но открывание транзисторов 9 или 10 определяется сигналами на выходе усилителей 18 или 19, задающих направ- 4ление вращения вала двигателя 15. Если с усилителя 18 на базу транзистора 20 будет подан положительный потенциал, то из условия равновесия моста задатчика положения 17 на выходе усилителя 19 будет отрицатель
„
е , )
10
15
25
30
35
40
45
50
55
ный потенциал, запирающий пару транзисторов 21, 8. Транзисторы 20 и 7 при этом будут открыты и ток пройтет через цепь 9-15-7, обеспечивая вращение двигателя 15 в одном направлении. Одновременно запирается группа транзисторов 6, 10, так как положительный потенциал с усилителя 18 через диод 22 будет подан на эмиттер транзистора 6. При подходе к заданному положению начинает работать схема 12 плавной остановки на основании сигналов с 17, 18 или 20, а при достижении этого положения срабатывает схема 13 или 14 демпфирования, сигнал с которой запирает усилитель 18 или 20, исключая колебания (качание или рыскание) вала двигателя и обеспечивая его остановку в требуемом месте. Схема плавного пуска устройства обеспечивает необходимое время разгона двигателя 15 и исключает паразитный рывок. Схема 1 плавного пуска для выполнения этих функций обеспечивает плавное увеличение напряжения, подаваемого на задатчик 3 скорости. Посредством цепочки элементов 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-6, с одной стороны (через цепь 1-1 - 1-2), а,с другой стороны, путем подачи напряжения с выхода усилителя 18 или 19 через диоды 12 (схема плавной остановки) исключается резкий сброс скорости, приводящий к проскакивайте заданного положения, что вызывает дополнительное рыскание вала двигателя возле требуемого положения. Этот дефект исключается еще введением обратной связи посредством резисторов 13 и 14 (схемы демпфирования) .
Формула изобретения
Устройство управления параметрами киносъемочного объектива, содержащее электродвигатель, включенный в диагональ транзисторного моста, содержащий первый, второй, третий и четвертый транзисторы, задатчик положения, представляющий собой мостовую резис- торную схему, которая уравновешивается посредством потенциометра, установленного на валу электродвигателя, первый и второй дифференциальные усилители, входы которых подключены к диагонали резисторного моста задатчика положения, а выходы подключены соответственно к базам первого и второго транзисторов транзистор5
ного моста, и схему плавной остановк при подходе к заданному положению, на входы которой подаются сигналы управления с выходов усилителей, a выходы схемы плавной остановки подключены к базам третьего и четвертого транзисторов транзисторного моста, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет комбинированного управления по скорости и положению и повышения точности отработки согласно введенным программа по скорости и положению, в устройство введены схема плавного пуска, эадатчик скорости, третий дифференциальный усилитель, датчик скорости вращения вала электродвигателя, первый, второй, третий и четвертый дополнительные транзисторы, первый и второй диоды коммутации транзисторов моста и первый и второй резисторы демпфирования, причем выходы схемы плавного пуска подключены к первой диагонали задатчика скорости, представляющего собой резисторный мост, выходные сигналы задатчика скорости, снимаемые с другой диагонали моста, подаются на первый и второй входы третьего дифференциального усилителя, на первый вход которого дополнительно подается сигнал с выхода датчика скорости, выход третьего дифференциального: усили37
теля подключен к базам третьего й четвертого дополнительных транзисто1 ров, коллекторы которых Подключены соответственно к базам третьего и четвертого1 транзисторов транзисторного моста, эмиттеры третьего и чет-j вертого дополнительных транзисторов подключены соответственно к аноду
Q второго и катоду первого диодов
коммутации, а также подключены к коллекторам соответственно первого и второго дополнительных транзисторов, базы первого и второго дополнитель-
5 ных-транзисторов подключены соответственно к выходам первого и второго дифференциальных усилителей, а также соответственно к аноду первого и катоду второго диодов коммутации,
эмиттеры первого и второго дополни-f тельных транзисторов подключены соответственно к базам первого и второго транзисторов транзисторного моста, первый резистор демпфирования подклю5 чен между коллектором первого транзистора транзисторного моста и соединенными первым и вторым входами соответственно первого и второго дифференциальных усилителей, а второй
0 резистор демпфирования подключен между, коллектором второго дополнительного транзистора и соединенными вторым и первым входами соответственно первого и второго дифференциальных усилителей.
«.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления шахтной подъемной машиной с асинхронным электроприводом | 1979 |
|
SU893778A1 |
ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД НЕГОДЫ | 1989 |
|
RU2020715C1 |
Электропривод переменного тока | 1988 |
|
SU1636980A2 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2012991C1 |
Устройство для регулирования температуры | 1982 |
|
SU1024891A1 |
Реверсивный вентильный электропривод | 1988 |
|
SU1598097A1 |
Устройство для оптимизации фотосинтеза растений | 1989 |
|
SU1690611A1 |
Устройство для автоматического регулирования тормозной силы электроподвижного состава | 1976 |
|
SU651988A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ | 2004 |
|
RU2286638C2 |
Устройство дистанционного управления шахтным вентилятором местного проветривания | 1978 |
|
SU765510A1 |
Изобретение относится к кинофототехнике и может быть использовано при киносъемке. В устройстве применяется комбинированная схема, связывающая отработку параметров объектива по скорости и по положению. Изобретение позволяет обеспечить плавность пуска и остановки при отработке заданной программы, точность угла поворота шкалы и дает возможность осуществлять повторяемость плавного изменения фокусного расстояния объектива киносъемочного аппарата во время съемки по заданной программе с точным воспроизведением темпа и ритма наезда (эффект приближения к объекту съемки) и отъезда (эффект удаления от объекта съемки). 1 ил.
Леонтьева К-.А | |||
, Маслачков В.Н.- Устройство управления киносъемочными объективами КЭП17 | |||
Техника кино и телевидения, 1987, р 5. |
Авторы
Даты
1990-06-15—Публикация
1987-04-20—Подача