Фиг.З
Изобретение относится к машино- и приборостроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение производительности путем сокращения времени на монтаж-демонтаж соединения.
На Фиг. 1 показано соединение до поворота крепежного элемента, осевой разрез -, на фиг. 2 - соединяемые детали, вид сверху, на Фиг. 3 - соединение после поворота крепежного элемента на 15°, осевой разрез; на Фиг. 4 - разрез А-А на Фиг. 1 , на Фиг. 5 - соединение с цилиндрической проточкой, осевой разрез; на Фиг,б - разрез Б-Б на Фиг. 5; на Фиг. 7 ворота может быть любым (достаточно 20-90°).
Пластина 7 может быть изготовлена
с из материала с памятью Формы (ПФ) и подвержена термомеханической обработке (ТМО) с тем, чтобы при температуре обратного мартенситного превращения быть прямой, а при температуре
IQ прямого мартенситного превращения - изогнутой. Тогда после осуществления монтажа соединения с нагретой пластиной 7 и после охлаждения,до температу ры Т пластина 7 изгибается и стяги15 вает детали 1 и 2.
На Фиг. 5-9 приведена конструкция соединения с цилиндрической проточкой 10 (фиг.5), выполненной в детали 1 со стороны, противоположной
разрез на фиг. 6 (до поворота головке крепежного элемента. Диаметр
30
35
пежного элемента); на фиг. 8 и 9 - разрез В-В на фиг. 6 (после поворота крепежного элемента на различные углы) ; на Фиг. 10 - соединение при наличии в отверстиях одного паза, осе-25 вой разрез (вариант соединения).
Соединение (фиг.1 и 4) содержит соединяемые детали 1 и 2, в которых: |выполнены соосные отверстия 3 (Фиг.З) с двумя диаметрально расположенными пазами 4. В отверстия 3 установлен крепежный элемент в виде стержня 5 с гладкой наружной поверхностью, в теле которого выполнена закрытая прор.езь 6. В нее установлена пластина 7 с надрезами 8, симметрично расположенными на расстоянии друг от друга, равном диаметру стержня 5. Расстояние 1 от ближайшего к головке края закрытой прорези 6 до.головки 9 стержня 5 меньше суммарной толщины соединяемых деталей.
Стержень 5 с пластиной 7, вложенной в прорезь 6, устанавливается в соосные отверстия деталей 1 и 2. Затем стержень 5 поворачивают на некоторый угол. При повороте стержня 5 (Фиг.З) пластина 7 изгибается и стягивает детали 1 и 2 осевой силой. Для разборного соединения угол поворота стержня выбирают до 10-15 т.е. таким, чтобы при изгибе пластины ее верхняя часть оставалась в пазах соединяемых деталей. Тогда при демонтаже соединения достаточно повернуть стержень в противоположном направлении на тот же угол и извлечь стержень с пластиной из отверстия. Для неразборного соединения угол посоо гветствии
D проточки выполнен в с выражением
+ 2 Ј;
где d - диаметр стержня;
о - толщина пластины. Ширина пластины 7 и расстояние В (фиг.7) между основаниями пазов, с которыми она взаимодействует, больше диаметра D. Расстояние 1 от прорези 6 до головки стержня ствует зависимости
40
50
55
5 соответ1 Н - h +
где Н h
1 45
суммарная толщина соединяемых деталей
глубина цилиндрической проточки;
осевой зазор (достаточно i 0,1-2 мм).
Для разборного соединения угол поворота выбирают до 10-15 , чтобы при изгибе пластины ее концы оставались в пазах соединяемых деталей. Для демонтажа стержень поворачивают на тот же угол в противоположном направлении и извлекают из отверстия. Для неразборного соединения угол поворота принимают до 20-90°.
Стержень 5 (Фиг. 5 и 6) можно изготовить из материала с ГФ с соответствующей ТМО. Тогда создается сила, стягивающая детали 1 и 2.
На фиг. 10 показан вариант соединения, аналогичный конструкции, представленной на Фит. 1-4. Отличие в том что в отверстиях деталей 1 и 2 выполнен один паз 4. Соответственно пласворота может быть любым (достаточно 20-90°).
Пластина 7 может быть изготовлена
из материала с памятью Формы (ПФ) и подвержена термомеханической обработке (ТМО) с тем, чтобы при температуре обратного мартенситного превращения быть прямой, а при температуре
прямого мартенситного превращения - изогнутой. Тогда после осуществления монтажа соединения с нагретой пластиной 7 и после охлаждения,до температуры Т пластина 7 изгибается и стягивает детали 1 и 2.
На Фиг. 5-9 приведена конструкция соединения с цилиндрической проточкой 10 (фиг.5), выполненной в детали 1 со стороны, противоположной
0
5
соо гветствии
D проточки выполнен в с выражением
+ 2 Ј;
где d - диаметр стержня;
о - толщина пластины. Ширина пластины 7 и расстояние В (фиг.7) между основаниями пазов, с которыми она взаимодействует, больше диаметра D. Расстояние 1 от прорези 6 до головки стержня ствует зависимости
5 соответ1 Н - h +
5
0
0
5
где Н h
1 5
суммарная толщина соединяемых деталей
глубина цилиндрической проточки;
осевой зазор (достаточно i 0,1-2 мм).
Для разборного соединения угол поворота выбирают до 10-15 , чтобы при изгибе пластины ее концы оставались в пазах соединяемых деталей. Для демонтажа стержень поворачивают на тот же угол в противоположном направлении и извлекают из отверстия. Для неразборного соединения угол поворота принимают до 20-90°.
Стержень 5 (Фиг. 5 и 6) можно изготовить из материала с ГФ с соответствующей ТМО. Тогда создается сила, стягивающая детали 1 и 2.
На фиг. 10 показан вариант соединения, аналогичный конструкции, представленной на Фит. 1-4. Отличие в том, что в отверстиях деталей 1 и 2 выполнен один паз 4. Соответственно пластина 7 выполнена несимметричной с одной прорезью 8.
Как вариант исполнения стопорный элемент может .быть выполнен в виде цилиндрического стержня, расположенного в диаметральном отверстии крепежного стержня. Это упропгает конструкцию и удешевляет технологию изготовления пластины и особенно отверстия под нае.
Кроме того, стержень и стопорная пластина могут быть выполнены как одно целое. Это упрощает технологию сборки соединения.
Преимущества предлагаемого соединения по сравнению с прототипом следующие.
Упрощается конструкция элементов соединения: стержень выполнен цилиндрическим без резьбы, нет шайбы с радиальными пазами, отверстий в головке стержня, следовательно, уменьшается трудоемкость их механической обработки, уменьшаются затраты времени на монтаж и демонтаж соединения, гак как для этого необходимо и достаточно повернуть крепежный стержень на угол до 10-90°. В прототипе .необходимо сделать несколько оборотов, следовательно, повышается производительность монтаяа и демонтажа соединения. Демонтаж соединения за- трудне ний не вызывает, так как осуществляется двумя простыми движениями: вначале поворот стержня, затем - его извлечение из отверстия. Повышается надежность соединения, так как в предлагаемой конструкции отсутствует наименее надежный элемент - проволока с многочисленными перегибами.-
Формула изобретения
1. Соединение деталей с односторонним доступом, содержащее установленный в соосные цилиндрические отвестия соединяемых деталей крепежный элемент в виде стержня с головкой на одном конце и диаметральной прорезью на другом конце, а также стопорный элемент, размещенный в прорези стержня и продольных диаметрально противоположных пазах соединяемых деталей, отличающееся те
что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности путем сокращения времени на монтаж-демонтаж соединения, стержень выполнен с гладкой наружной поверхностью, прорезь - закрытой со стороны торца крепежного элемента, стопорный элемент в виде пластины с надрезами со стороны головки стержня, расположенными один от другого на расстоянии , равном диаметру стержня, и симметричными относительно средней линии пластины, при этом расстояние от головки
5 стержня до ближайшего края прорези меньше суммарной толщины соединяемых деталей, а стержень с размещенным в нем участком пластины повернут в вертикальной плоскости на .угол относительно оси, проходящей через середины пазов.
2.Соединение по п. I, отличающееся тем, что пластина выполнена из материала с эффектом
5 памяти Формы.
3.Соединение по п. отличающееся тем, что в одной из соединяемых деталей со стороны, противоположной головке стержня, выпол0 нена цилиндрическая проточка, диаметр D которой соответствует выражению
+ 2&.
где d - диаметр сгер/ня;
Ј - толщина пластины, и при этом меньше ширины пластины и расстояния основаниями пазов в соединяемых деталях, а расстояние 1 от головки стержня до ближайшего края прорези равно
1 Н - h + i,
где Н - суммарная толщина соединяемых де тале и ,
h - глубина цилиндрической проточки,i - осевой зазор.
4.Соединение поп. 3, отли- чающееся тем, что крепежный
элемент изготовлен из материала с эффектом памяти Формы.
5.Соединение по пп.1-4, о т л и- чающееся тем, что крепежный
и стопорный элементы выполнены за
одно целое.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для соединения деталей | 1989 |
|
SU1710879A1 |
Устройство соединения грузонесущих элементов | 2016 |
|
RU2635912C1 |
Резьбовое соединение конструктивных элементов | 1990 |
|
SU1784759A1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743320C1 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2008 |
|
RU2373436C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2021 |
|
RU2755107C1 |
ДВУХСТОРОННЯЯ СТЯЖКА | 2003 |
|
RU2241869C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ЗОЛОТНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2379556C1 |
БОЛТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ В ГЛУХОМ ОТВЕРСТИИ | 1998 |
|
RU2154203C1 |
Устройство для соединения | 1978 |
|
SU783492A1 |
Изобретение относится к машино- и приборостроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом. Цель изобретения - упрощение конструкции соединения и повышение производительности при его монтаже и демонтаже. В соединяемых деталях 1 и 2 выполнены соосные цилиндрические отверстия, в которых выполнены по два диаметрально расположенных паза, совпадающих при соединении деталей. В эти отверстия установлен с последующим поворотом элемент в виде цилиндрического стержня 5 с головкой и закрытой диаметральной прорезью 6, в которую входит стопорный элемент в виде пластины 7. Расстояние от края прорези до головки стержня меньше суммарной толщины соединяемых деталей. При повороте стержня 5 пластина 7 изгибается и стягивает соединяемые детали осевой силой. На пластине выполнены надрезы, облегчающие их изгиб. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.
фие. 2
фиг 1
А-А
XX
/
фиг А5 10 7
Фиг. 5
6 - 6
Фие.6
Фие.78 - в
В-&
Фиг. 8
Фие. -10
Болтовое соединение с доступом с одной стороны | 1975 |
|
SU521408A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-06-30—Публикация
1988-04-04—Подача