Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Советский патент 1990 года по МПК B60L11/02 

Описание патента на изобретение SU1576371A1

ел i

с& со i

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий.

Цель изобретения - повышение точности.

На фиг. 1 представлена электрическая блок-схема устройства для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза; на фиг. 2 - электрическая блок-схема интегратора и блока управления постоянной интегрирования.

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза содержит регулятор 1 тока возбуждения (фиг. 1), входы а, Ь, с, d и е которого соединены соответственно с выходами блока 2 задания тока возбуждения, задатчика 3 интенсивности изменения напряжения, порогового элемента 4 и датчиков (не показаны) напряжения и тока тягового генератора, и блок 5 выделения максимальной разности токов тяговых электродвигателей, выход которого соединен с входом порогового элемента 4 и входом / задатчика 3 интенсивности изменения напряжения, входы g, h, i, j и k соединены соответственно с выходами датчиков напряжения и тока тягового генератора, одним и другим выходами регулятора 1 тока возбуждения и выходом блока 2 задания тока возбуждения. Регулятор 1 тока возбуждения выполнен на соединенных последовательно блоке 6 сравнения, усилителе 7 мощности и исполнительном элементе 8, а также функциональном преобразователе 9, выход которого соединен с первым входом блока 6 сравнения, выход, один и другой входы которого, выход исполнительного элемента 8 и второй, третий и четвертый входы блока 6 сравнения являются соот15, а другой вход с одним из выводов конденсатора 18, другой вывод которого соединен с выходом усилителя 15, инвертирующий вход которого подключен к выходу нелинейного элемента 16, а прямой вход - к одному из выводов конденсатора 19. Вход нелинейного элемента 16, входы узла 17 и выход усилителя 15 являются соответственно одним и другим входами и выходом интегратора 13. Нели10 нейный элемент 16 выполнен на соединенных одними из выводов резисторах 20, 21 и диоде 22.

Блок 14 управления постоянной интегрирования состоит из дешифратора 23 и под15 ключенных к его входам выходами компаратора 24, узле 25 определения направления изменения тока и узле 26 сравнения. Выходы дешифратора 23, один и другой входы узла 26 сравнения и входы компараторов 24 и узла 25 являются соответ20 ственно выходами и первым, вторым и третьим входами блока 14. Узел 25 определения направления изменения тока состоит из компаратора 27 и усилителей 28 и 29, последний из которых шунтирован конденсатором 30. Выходы усилителей 28 и 29 подключены к входам элемента 31 сравнения, выход которого соединен с входом сумматора 18, выход которого и входы усилителей 28 и 29 являются соответственно выходом и входом узла 25.

30 Устройство работает следующим образом. В исходном режиме тепловоз работает с некоторым током }п и напряжением Un тягового генератора при установившейся частоте вращения вала дизеля пэа и значении сигнала мощности А„ . Боксование отсутств25

ветственно другим выходом, входами е и d, 35 ет и токи тяговых электродвигателей разодним из выходов и входами a, b и с регулятора 1 тока возбуждения.

Задатчик 3 интенсивности изменения напряжения выполнен на соединенных последовательно блоке 10 сравнения, усилителе 11 и нелинейном элементе 12, интеграторе 13, выход которого соединен с первым входом блока 10 сравнения, а один и другой входы - с выходами соответственно нелинейного элемента 12 и блока 14

личаются на некоторую величину, пропорциональную сигналу с блока 5 , который меньше заданного порогового значения блока 4. Установившемуся исходному режиму соответствует напряжение зада- 40 ния (У3о , сигнал обратной связи по мощности /но и сигнал на выходе регулятора 1 . компенсирующий сигнал UK, - ДЈ/0+С/ес на выходе интегратора 13, сигнал рассогласования &3 0 на выходе блока

личаются на некоторую величину, пропорциональную сигналу с блока 5 , который меньше заданного порогового значения блока 4. Установившемуся исходному режиму соответствует напряжение зада- 40 ния (У3о , сигнал обратной связи по мощности /но и сигнал на выходе регулятора 1 . компенсирующий сигнал UK, - ДЈ/0+С/ес на выходе интегратора 13, сигнал рассогласования &3 0 на выходе блока

сигналы UH

f4

О,

которые определяют величину выходного сигнала N,

управления постоянной интегрирования, пер- 45 и вых°Дн°й сигнал задатчика 3 ( аый, второй и третий входы которого, Удосо 0. На входы блока 14 поступают

второй, третий и четвертый входы блока 10 сравнения и выход усилителя 11 являются соответственно входами k, j, h, i, g и f и выходом задатчика 3 интенсивности изменения напряжения. Входы блока 2 задания связаны с выходами датчика (не показан) частоты вращения дизеля и индуктивного датчика (не показаны), а выход регулятора 1 предназначен для подключения обмотки возбуждения тягового генератора.

уо

и тем самым начальную величину постоянной

интегрирования.

50 При быстром изменении тока генератора (А-; /го ), вызванном, например, боксо- ванием, сигнал Ur датчика тока уменьшается. Поскольку напряжение UH генератора первоначально, остается неизменным, то уменьшается напряжение обратной связи и„

Интегратор 13 выполнен на усилителе 15,55 на выходе функционального преобразоватенелинейном элементе 16 и узле 17 измененияля 9. Уменьшение сигнала UH при неизпостоянной интегрирования, одни из выходовменном Ux вызывает при неработающем

которого соединены с входами усилителязадатчике 3 увеличение напряжения воз15, а другой вход с одним из выводов конденсатора 18, другой вывод которого соединен с выходом усилителя 15, инвертирующий вход которого подключен к выходу нелинейного элемента 16, а прямой вход - к одному из выводов конденсатора 19. Вход нелинейного элемента 16, входы узла 17 и выход усилителя 15 являются соответственно одним и другим входами и выходом интегратора 13. Нели0 нейный элемент 16 выполнен на соединенных одними из выводов резисторах 20, 21 и диоде 22.

Блок 14 управления постоянной интегрирования состоит из дешифратора 23 и подключенных к его входам выходами компаратора 24, узле 25 определения направления изменения тока и узле 26 сравнения. Выходы дешифратора 23, один и другой входы узла 26 сравнения и входы компараторов 24 и узла 25 являются соответ0 ственно выходами и первым, вторым и третьим входами блока 14. Узел 25 определения направления изменения тока состоит из компаратора 27 и усилителей 28 и 29, последний из которых шунтирован конденсатором 30. Выходы усилителей 28 и 29 подключены к входам элемента 31 сравнения, выход которого соединен с входом сумматора 18, выход которого и входы усилителей 28 и 29 являются соответственно выходом и входом узла 25.

0 Устройство работает следующим образом. В исходном режиме тепловоз работает с некоторым током }п и напряжением Un тягового генератора при установившейся частоте вращения вала дизеля пэа и значении сигнала мощности А„ . Боксование отсутств5

личаются на некоторую величину, пропорциональную сигналу с блока 5 , который меньше заданного порогового значения блока 4. Установившемуся исходному режиму соответствует напряжение зада- ния (У3о , сигнал обратной связи по мощности /но и сигнал на выходе регулятора 1 . компенсирующий сигнал UK, - ДЈ/0+С/ес на выходе интегратора 13, сигнал рассогласования &3 0 на выходе блока

и вых°Дн°й сигнал задатчика 3 ( Удосо 0. На входы блока 14 поступают

сигналы UH

f4

О,

которые определяют величину выходного сигнала N,

5 и вых°Дн°й сигнал задатчика 3 ( Удосо 0. На входы блока 14 поступают

уо

и тем самым начальную величину постоянной

интегрирования.

0 При быстром изменении тока генератора (А-; /го ), вызванном, например, боксо- ванием, сигнал Ur датчика тока уменьшается. Поскольку напряжение UH генератора первоначально, остается неизменным, то уменьшается напряжение обратной связи и„

Суждения генератора и напряжения тягового генератора, при котором новое значение сигнала обратной связи U равно первоначальному.

При работающем за датчике 3 происходит первоначальное повышение сигнала Ua (или Ur)- Это вызывает при неизменном компенсирующем сигнале f/K (сигнал At/ временно принимают неизменным, что возможно при синхронном срыве в боксо- вание) появление на выходе элемента 10 сравнения сигнала рассогласования .ЕА, который после усиления равен . Под

действием сигнала Up ток /рд на выходе элемента 7 уменьшен, соответственно уменьшается напряжение возбуждения и тягового 15 генератора. При достаточном коэффициенте усиления задатчика 3 новое значение напряжения U& и Ur мало отличается от первоначальных. Таким образом, при быстром изменении тока генератора в меньшую

хода вводится непосредственно на один из входов блока 6 сравнения. Напряжение возбуждения и генератора при этом снижаются очень быстро. При уменьшении напряс жения возбуждения и генератора компенсирующий сигнал UK в первый момент существенно не изменяется, поэтому сигнал меняет знак. Через усилитель 11 он вводится в нелинейный элемент 16, запирая диод 22. Это ведет к быстрому уменьшению компен10 сирующего сигнала Ј/к и исчезновению t/дос - Практически интегратор 13 следит за напряжением UB (иг) на входе блока сравнения, поддерживая илос 0 во все время уменьшения напряжения генератора.

Таким образом, всякое уменьшение напряжения генератора не влияет на интенсивность этого изменения, а всякое увеличение ограничивается определенной интенсивностью. Постоянная интегрирования интегратора 13 управляется сигналом Ny с

сторону напряжение генератора остается пер- 20 блока 14. При этом постоянная интегри5

хода вводится непосредственно на один из входов блока 6 сравнения. Напряжение возбуждения и генератора при этом снижаются очень быстро. При уменьшении напряжения возбуждения и генератора компенсирующий сигнал UK в первый момент существенно не изменяется, поэтому сигнал меняет знак. Через усилитель 11 он вводится в нелинейный элемент 16, запирая диод 22. Это ведет к быстрому уменьшению компен0 сирующего сигнала Ј/к и исчезновению t/дос - Практически интегратор 13 следит за напряжением UB (иг) на входе блока сравнения, поддерживая илос 0 во все время уменьшения напряжения генератора.

Таким образом, всякое уменьшение напряжения генератора не влияет на интенсивность этого изменения, а всякое увеличение ограничивается определенной интенсивностью. Постоянная интегрирования интегратора 13 управляется сигналом Ny с

0 блока 14. При этом постоянная интегри

Похожие патенты SU1576371A1

название год авторы номер документа
Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 1984
  • Филиппов Лев Константинович
  • Борзов Александр Иванович
  • Липовка Вилен Иванович
  • Казьмин Владимир Иванович
  • Калмыков Виталий Семенович
SU1219425A1
Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 1986
  • Борзов Александр Иванович
  • Филиппов Лев Константинович
  • Казьмин Владимир Иванович
  • Калмыков Виталий Семенович
  • Липовка Вилен Иванович
  • Попов Виктор Иванович
SU1390078A1
Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 1988
  • Борзов Александр Иванович
  • Филиппов Лев Константинович
  • Казьмин Владимир Иванович
  • Калмыков Виталий Семенович
  • Липовка Вилен Иванович
  • Попов Виктор Иванович
SU1602774A1
Устройство для управления реостатным торможением двигателей транспортного средства 1984
  • Свердлов Виктор Яковлевич
  • Кожевников Борис Яковлевич
  • Костюков Вениамин Андреевич
  • Барабаш Николай Иванович
  • Мяготин Иван Андреевич
SU1240649A1
Устройство для управления реостатным торможением двигателей транспортного средства 1986
  • Свердлов Виктор Яковлевич
  • Кожевников Борис Яковлевич
  • Барабаш Николай Иванович
  • Завалко Виктор Андреевич
  • Мяготин Иван Андреевич
SU1463546A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЕПЛОВОЗА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ 2012
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2481202C1
Устройство для автоматического регулирования электропривода тепловоза 1982
  • Перегудов Юлий Михайлович
  • Новиков Иван Александрович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Шевченко Сергей Иванович
SU1310255A1
Широтно-импульсный модулятор 1989
  • Евстигнеев Анатолий Николаевич
  • Кузьмина Татьяна Георгиевна
  • Потоцкий Андрей Петрович
  • Сафьянников Николай Михайлович
  • Соколов Юрий Дмитриевич
  • Череватый Александр Викторович
SU1644370A1
Автоматический регулятор возбуждения для синхронной машины 1981
  • Катунин Владимир Михайлович
  • Любарский Вадим Григорьевич
  • Шелепов Андрей Сергеевич
SU1020954A1
Устройство для автоматизированного управления электроприводом экскаватора-драглайна 1983
  • Колодезев Сергей Владимирович
  • Певзнер Леонид Давидович
SU1145093A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 576 371 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий. Цель изобретения - повышение точности. Устройство для регулирования напряжения тягового генератора содержит регулятор 1 тока возбуждения, входы A, B и E которого соединены соответственно с выходами блока 2 задания тока возбуждения, задатчика 3 интенсивности изменения напряжения и порогового элемента 4, и блок 5 выделения максимальной разности токов тяговых электродвигателей, выход которого соединен с входом порогового элемента 4 и входом F задатчика 3. Регулятор 1 тока возбуждения выполнен на соединенных последовательно блоке 6 сравнения, усилителе 7 мощности и исполнительном элементе 8, а также функциональном преобразователе 9, а задатчик 3 - на соединенных последовательно блоке 10 сравнения, усилителе 11 и нелинейном элементе 12, интеграторе 13, выход которого соединен с первым входом блока 10 сравнения, а один и другой входы - с выходами нелинейного элемента 12 и блока 14 управления постоянной интегрирования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 576 371 A1

воначально неизменным в пределах, определенных усилением замкнутого контура, в который входит задатчик 3.

Уменьшение тока генератора при неизменном напряжении вызывает уменьшение мощности, отбираемой генератором. При этом появляется отклонение сигнала АЛ. Отклонение АЛ может быть велико, поэтому сигнал f/з на выходе блока 2 может нарастать быстро. Однако при работающем контуре динамического регулирования напряжение возбуждения U& и генератора возрастать не будут. Таким образом, если компенсирующий сигнал UK поддерживать неизменным, то напряжение возбуждения и генератора остается постоянным. Медленное изменение компенсирующего сигнала UK происходит за счет интегрирования сигнала {/Wc и использования нелинейного элемента 16 на входе интегратора. При больших значениях сигнала UMC входной сигнал интегратора ограничен, при этом интегратор работает в режиме сервомотора постоянной скорости.

При уменьшении напряжения f/M6 до величины, равной или меньшей прямого падения на диоде 22, все напряжение U оказывается приложенным к одному из входов интегратора 13, который при этом работает с постоянной интегрирования, определяемой блоком 14, скорость изменения компенсирующего сигнала UK постоянно уменьшается до нуля в момент исчезновения (Удос .

Для полной компенсации возрастания напряжения генератора при быстром изменении тока использован сигнал по максимальной разнице A.U. При развитии боксования и достаточном различии токов электродвигателей увеличивается сигнал АЈ/. Если напряжение ДЈ/ велико и больше порога, установленного блоком 4, то сигнал с его вы5

0

рования поставлена в зависимость от тока тягового генератора таким образом, что с увеличением тока постоянная уменьшается, с уменьшением тока увеличивается. Постоянная зависит также от величины и знака рассогласования сигналов задания и обратной связи по мощности генератора. Для этого в блок 14 введены сигналы по току тягового генератора, напряжению задания Иа и мощности UH

В зависимости от величины сигнала UT включено различное число компараторов 24. Величина тока генератора определяет число компараторов 24, находящихся в состоянии логического «О. Схема включения компараторов выбрана такой, что опорные сигналы приводят компараторы в состояние логической «1. Это означает, что при четырех токовых компараторах минимальному току соответствует код 1111, максимальному - 0000.

Направление изменения тока определяется узлом 25. При увеличении тока и

-ту- 0 компаратор 27 находится в состоянии логического «О, так как преобладаа ет сигнал от линейного усилителя 28, если

5

0

происходит уменьшение тока и

зН°компаратор 27 находится в состоянии логической «1, так как при этом преобладает сигнал от интегрального усилителя 29.

Соотношение между сигналами задания Uj и обратной связи UH измеряется в узле сравнения. При , что соответствует процессу набора мощности, узел 26 находится в положении 0, в установившемся режиме, когда , - в положении 1. Код на выходе дешифратора 23 управляет узлом 17. Это позволяет в зависимости от сигналов с компараторов 24 и

узлов 25 и 26 обеспечивать необходимую интенсивность изменения напряжения генератора.

Формула изобретения

1. Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза, содержащее регулятор тока возбуждения, один из выходов которого предназначен для подключения обмотки возбуждения тягового генератора, а первый и второй входы соединены соответственно с выходом блока задания тока возбуждения и выходом задатчика интенсивности изменения напряжения, первый и второй входы которого связаны с выходами датчиков тока и напряжения тягового генератора, и пороговый элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено блоком выделения максимальной разности токов тяговых электродвигателей, подключенным выходом к третьему входу задатчика интенсивности изменения напряжения и входу порогового элемента, соединенного выходом с третьим входом регулятора тока возбуждения, четвертый и пятый входы которого подключены к выходам датчиков напряжения и тока тягового генератора, причем четвертый, пятый и шестой входы задатчика интенсивности изменения напряжения соединены соответственно с выходом блока задания тока

возбуждения, одним и другим выходами регулятора тока возбуждения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что задатчик интенсивности изменения

напряжения выполнен на блоке сравнения, интеграторе, блоке управления постоянной интегрирования и нелинейном элементе, вход которого связан с выходом блока сравнения, а выход соединен с одним из входов интегратора, подключенного другими входами к выходам блока управления постоянной интегрирования, а выходом - к первому входу блока сравнения, второй, третий и четвертый входы которого и первый, второй и третий входы блока управления по5 стоянкой интегрирования являются соответственно вторым, третьим, пятым, первым, четвертым и шестым входами задатчика интенсивности изменения напряжения, выходом которого является вход нелинейного элемента, причем блок управления постоянной

0 интегрирования выполнен на компараторах, дешифраторе и узлах сравнения и определения направления изменения тока, выход последнего из которых, а также выходы узла сравнения и компараторов соединены с

5 соответствующими входами дешифратора, выходы которого, входы компараторов и узла определения направления изменения тока и один и другой входы узла сравнения являются соответственно выходами, первым, вторым и третьим входами блока уп0 равления постоянной интегрирования.

0/п12

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1576371A1

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 1984
  • Филиппов Лев Константинович
  • Борзов Александр Иванович
  • Липовка Вилен Иванович
  • Казьмин Владимир Иванович
  • Калмыков Виталий Семенович
SU1219425A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 576 371 A1

Авторы

Перегудов Юлий Михайлович

Тихомиров Михаил Михайлович

Позняковский Иосиф Яковлевич

Борзов Александр Иванович

Филиппов Лев Константинович

Чулак Сергей Александрович

Шарлай Василий Маркович

Казьмин Владилен Иванович

Даты

1990-07-07Публикация

1988-03-09Подача