315
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным сцеплениям для транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности работы сцепления путем уменьшения вероятности случайных срабатываний защелки механизма выключения сцепления.
На фиг. 1 изображено фрикционное сцепление, поперечное сечениа; на Фиг. 2 - часть механизма выключения Фрикционного сцепления; на фиг. 3 - стопорьое кольцо в механизме выключе
мающими напряжения отверстиями I 3. Часть материала между каждой парой прорезей 12 отогнута наружу для образования двенадцати фиксирующих элементов 14, наклоненных относительно оси 15 кольца 7, Ступица 8 (фиг. 6} пружины 9 ян- ляется трубчатой и имеет V-ооразный паз в виде кольцевой канавки 16, выполненной на ее внутренней поверхности (отвер.стий) 17. Левая и правая смежные поверхности 18 и 19 канавки 16 расположены взаимно под углом 90° , при этом поверхность 19 наклонена на боль
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным сцеплениям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы путем уменьшения вероятности случайных срабатываний защелки механизма выключения сцепления. Для этого на первом элементе 6 механизма выключения сцепления установлена защелка 7 в виде упругого разрезного кольца, расположенная в пазу 16 на втором элементе 8 указанного механизма. Элемент выключения защелки 7 выполнен в виде кольца 20, установленного на втором элементе с возможностью контакта своей внутренней поверхностью с защелкой 7 при перемещении первого элемента 6 в направлении, противоположном направлению выключения сцепления. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.
ния сцепления, вид с торца; на фиг,4 пшй угол к оси ступицы 8, чем поаерхго же, вид сбоку; на фиг. 5 - кольцо, перспективный вид; на фиг. Ј и 7 - механизм выключения сцепления в сооран- HQM и рабочем положениях соответственно; на фиг, 8 - сцепление с демонтиру л емым механизмом выключения сцепления по фиг. 6 и 7; на фиг, 9 и 10 - механизм выключения сцепления в собранном виде и в рабочем положении соответстность 1в. Элемент выключения защелки в виде кольца 20 скользяще расположен и отверстии 17 и упирается в эа- плечик 21,
Ступица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет внутреннюю поверхность отверстия 17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней установлена защелка в виде пружинноСтупица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет внутреннюю поверхность отверстия 17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней установлена защелка в виде пружинновенно; на фиг. 11 - сцепление с демон-25 го кольца 23, имеющего скошенную кром3
3
тируемым механизмом выключения сцепления по фиг, 9 и 10j на Фиг. 12 и 13 механизм выключения сцепления в собоанном и рабочем положениях соответственно: на фиг, 14 - сцепление с демонтируемым механизмом выключения сцепления по фиг. 12 и 13j на фиг, 15 - механизм выключения сцепления с более сложной формой канавки вала; на 4мг, 16- механизм выключения сцепления со спиральной пружиной.
Фрикционное сцепление содержит нажимной диск 1 (фиг. 1 , изображен .в отведенном положении) для выключения ведомого диска 2 при помощи механизма 3 выключения сцепления. Сила выключения сцепления, прилагаемая в направлении стрелки А к элементу 4 выключения « сцепления, передается через подшипник 5, первый элемент в виде короткого-полого вала 6 и защелку 7 в виде стопорного кольца к второму элементу в виде ступицы 8 пружины 9 сцепления.
Вал 6 (фиг, 2-8) изготовлен с пери- } ферийной канавкой 10, в которой распо-с ложена защелка в виде стопорного кольца 7, изготовленного из полосы стали, которая имеет дополнительные ступенеобразные концы 11 и согнута в круглую
4
форму в виде прорезного кольца. Выполнение кольца 7 прорезным облегчает его установку в канавке 10. Кольцо 7 изготовлено с двенадцатью парами осевых прорезей 12, которые оканчиваются сниность 1в. Элемент выключения защелки в виде кольца 20 скользяще расположен и отверстии 17 и упирается в эа- плечик 21,
Ступица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет внутреннюю поверхность отверстия 17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней установлена защелка в виде пружинно го кольца 23, имеющего скошенную кром
ку 24. Вал 6 несет на себе подшипник 5 выключения сцепления (фиг. 11), Ле- вый конец вала 6 выполнен со скосом 25 для сцепления со скосом 24 наружного кольца 23. На левой части 26 вала 6 с уменьшенным диаметром выполнен паз в виде периферийной канавки 27, имеющей вертикальную стенку 28 и усеченно-коническую стенку 29, а на ступенчатой части 30 вала 6 скользяще расположен элемент выключения засд
0
55
щелки в виде цилиндрического кольца 20, Наружный диаметр кольца 20 такой же, как и вала 6, и кольцо 20 с левой стороны имеет усеченно-коническую кромку 31, примыкающую к стенке 29 канавки 27. i
Ступица 8 (фиг, 12-16) пружины 9 вставлена в отверстие 32 в вале 6, который соединен с внутренним кольцом подшипника выключения сцепления (не показан). Наружная поверхность ступицы 8 пружины 9 изготовлена с периферийной канавкой 33, вмещающей в себя пружинное кольцо 34, согнутое так, чтобы в нормальном положении, имея больший внутренний диаметр, чем у ступицы 8 пружины 9 (фиг. 14 и фиг, 12), полностью удерживаться в канавке 33 при помощи муфты в виде расширенной металлической втулки 35 с осевой остаточной деформацией. Вал 6 имеет на своей внутренней периферии первый паз в виде канавки 36 и смежный дополни5is
тельный паз в виде второй более глубокой канавки 37. Левый край отверстия 32 имеет скос 38, а вал 8 - запле- . чик 39.
Канавка 36 может быть аксиально длиннее, чем толщина пружинного кольца 34, чтобы уменьшить риск проскальзывания кольца 34 в канавку 37, если во время сборки приложена -сила, доста- i-очная для легкого сжатия втулки 35. Поэтому между двумя канавками 36 и 37 мо- жет быть предусмотрен небольшой внутренний заплечик 40, поверх которого пружинное кольцо 34 может пройти перед его размещением в канавке 37.
Вместо втулки 35 может быть использована спиральная пружина 41 сжатия,
8таком случае пружина 41 сжатия повторно используется при повторной coop ке.
Хотя защелка 7 (фиг, 1-8) расположена на валу 6 для сцепления с выточкой в ступице 8 пружины 9, она может
быть расположена в ступице 8 пружины
9для сцепления с канавкой 16 на валу 6. Подобным образом каждая защелка
23 и 34 (фиг. 9-16) располагается на валу 6 для сцепления с канавкой 22 или 36 в ступице 8 пружины 9.
При эксплуатации сцепления (фиг, 1- 8) вал 6 вставляется в отверстие 17 - и передвигается аксиально в направлении стрелки Б. Подобное перемещение заставляет фиксирующие элементы 14 перемещаться внутри к канавке 10, пока они не имеют возможность свободно защелкнуться наружу в канавку 16. Усиие выключения сцепления в направлении стрелки В может затем быть передано ступице 8 через фиксирующие элементы 14, которые прижаты к поверхности
19канавки 16,
Для отделения выключающего элемента и ступицы вал передвигается далее направлении стрелки Б так, что фиксирующие элементы 14 принудительно пеемещаются внутрь к канавке 10 при по- мощи правого конца кольца 20, Перемеение в направлении стрелки Б продолжается до тех пор, пока включающий подипник 5 на валу 6 не упирается в ступицу 8 пружины 9, В этом положении иксирующие элементы 14 находятся внути кольца 20 и вал 6 вместе с кольцом
20может быть извлечен из отверстия 17 (фиг. 8), Кольцо 20 может затем быть спользовано для повторной сборки.
7707
Для сборки вала 6 и ступицы 8 пружины 9 (фиг, 9-11) вал 6 перемещается в направлении стрелки Г в отверстие 17 так, что пружинное кольцо 23 скользит по скосу 25 и защелкивается в канавке 27 (фиг. 10). Усилие выключения сцепления, прилагаемое к валу 6 в направлении -стрелки Д, заставляет стенку
Q 28 канавки 27 сцепляться с нескошенной стенкой пружинного кольца 23 и за счет этого сцепление выключается,
Чтобы иметь возможность разделить вал 6 и ступицу 8 пружины 9, вал 6 15 принудительно перемещается опять в направлении стрелки Д так, что вал 6 перемещается влево и пружинное кольцо 23 скользит по стороне 29 канавки и левой поверхности 31 кольца 23 пр20 ка оно не остановится и не зажмется на наружной поверхности кольца 20 (фиг, 11), Затем вал 6 может быть просто извлечен через кольцо 20, ос- тавляя его в отверстии 17. Кольцо 20 25 затем может быть легко извлечено из j, отверстия 17 для вторичного использования в сборке.
0
Для сборки ступицы 8 и вала 6 (фиг. 1-2-16) вал 6 двигается по ступице 8 в напраапении стрелки Е так, что левый конец вала 6 толкает расширенную металлическую втулку 35 вдоль ступицы 8, пока она не сцепится с заплечиками 39. При достижении этого
5 положения пружинное кольцо 34 защелкивается наружу в канавку 36 (фиг, 13). Расширенная металлическая втулка 35 действует как останов для задерживания дополнительного перемещения в нап- равлении стрелки Е. Как только пружин- i ное кольцо 34 располагается в к анавке 36, усилия выключения сцепления (направление стрелки Ж) могут быть переданы от вала 6 к ступице 8 пружины 9,
5- - Для отделения вала 6 и ступицы 8 в направлении стрелки Е к валу 6 прикладывается усилие, достаточное для деформации расширенной металлической втулки 35 так, что она может передвигаться влево достаточно, чтобы пружинное кольцо 34 целиком вышло из канавки 33 и защелкнулось в канавку 37, Затем вал 6 может быть отсоединен от ступицы 8. Пружинное кольцо 34 может быть извлечено для повторной сборки, а деформированная расширенная металлическая втулка 35 заменена- на новую.
71577707
Формула изобретения
жине сцепления, и защелку, установленную с возможностью осевого перемещения первого элемента относительно второго в направлении, противоположном направлению действия силы выключения сцепле- верстием для размещения защелки с возг
ния, и с возможностью осевой фиксации первого элемента относительно второго элемента в направлении действия силы выключения сцепления на второй эле- мент, отличающееся тем, JQ что, с целью повышения надежности, оно снабжено элементом выключения эа- щелки, расположенным на расстоянии от защелки, причем элемент выключения защелки выполнен с поверхностью, распо-75 ложенной с возможностью контакта с защелкой в направлении перемещения первого элемента,, противоположном направлений выключения сцепления, при этом первый элемент выполнен со смежными п поверхностями, которые расположены с возможностью перемещения первого элемента от второго элемента в направлении выключения сцепления,
2, Сцепление по п, отличающееся тем, что,элемент выключения защелки расположен на одном из .указанных выше первом и втором элементах.
,-35
мсжностью ее выключения при перемещении первого элемента в направлении, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
6,Сцепление поп, 2., отлича- ю яГ е е с я тем, что защелка выполнена упругой и установлена на втором элементе с возможностью размещения ее в выполненном в первом элементе пазу, а элемент выключения защелки установлен на первом элементе и выполнен в виде кольца с внутренней поверхностью, расположенной с возможностью плотного контакта с поверхностью защелки при направлении перемещения первого элемента, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
7,Сцепление по пп, 1-3, о т л и- чающеесятем, что оно снабжено деформирующимся прокладочным средст-. вом, защелка в виде упругого сцепляющего средства установлена с возможностью размещения ее в указанном пазу при перемещении первого элемента в направлении, противоположном направлению выключения сцепления на расстояние, соответствующее деформации прокладочного средства, причем элемент выключения защелки выполнен в виде участка первого элемента с дополнительным пазом, а деформирующееся прокладочное средство выполнено в виде муфты, имеющей дсевую остаточную деформацию и установленную на втором элементе соосно с первым.
3, Сцепление по п, 2, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что защелка установлена на первом элементе и выполнена в виде упругого сцепляющего средства, которое размещено в выполненном во втором элементе пазу, элемент выключения защелки установлен с возможностью контакта с поверхностью упругого сцепляющего средства при направлении перемещения первого элемента, являю8
щемся продолжением направления выключения сцепления,
4,Сцепление по п, 3, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что защелка,выполнена кольцеобразной и с осевыми прорезями, при этом между двумя осевыми прорезями выполнен наклонный участок с образованием упругого расцепляющего средства,
5,Сцепление по п. 4, отличающее с я тем, что элемент выключения защелки выполнен в виде установленного на втором элемент кодьца с отQ 5п35
40
45
мсжностью ее выключения при перемещении первого элемента в направлении, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
6,Сцепление поп, 2., отлича- ю яГ е е с я тем, что защелка выполнена упругой и установлена на втором элементе с возможностью размещения ее в выполненном в первом элементе пазу, а элемент выключения защелки установлен на первом элементе и выполнен в виде кольца с внутренней поверхностью,i расположенной с возможностью плотного контакта с поверхностью защелки при направлении перемещения первого элемента, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
7,Сцепление по пп, 1-3, о т л и- чающеесятем, что оно снабжено деформирующимся прокладочным средст-. вом, защелка в виде упругого сцепляющего средства установлена с возможностью размещения ее в указанном пазу при перемещении первого элемента в направлении, противоположном направлению выключения сцепления на расстояние, соответствующее деформации прокладочного средства, причем элемент выключения защелки выполнен в виде участка первого элемента с дополнительным пазом, а деформирующееся прокладочное средство выполнено в виде муфты, имеющей дсевую остаточную деформацию и установленную на втором элементе соосно с первым.
74
фиг г
фиг 1
;з/4
72
/5
11с
Фиг.Ґ
Фиг 5
-8
Фиг 7
ФигЗ
фие 10
Фиг ff
/
фиг 13
1577707
Фие. 14
. 6
Строительный раствор | 1977 |
|
SU628119A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-07-07—Публикация
1983-11-18—Подача