Ниже приведены формулы для одной характеристики жесткости и одной характеристики демпфирования, остальные характеристики определяют по аналогичным Формулам: , , (t . fnl anjcosof,
(clyy) ft.
П|
(n)
O . , M anj sin of
q «M j
Л1
(nj 1 ,2,... N),
где а
(nl
J
„1qw
измеренные амплитуды колебаний опоры в поперечном направлении от поперечно направленной силы вибратора, расположенного в j-й опоре;
измеренный сдвиг Фаз; величина возбуждающей силы. Дифференциальные уравнения колебали валопровода под действием диагностируемых дефектов, определяющих не- уравновешенность, учитывают силы инер поступательного перемещения масс, моментов инерции поворота, гироскопических моментов.
Уравнение колебаний валопровода, например, для плоскости XOY имеют вид (для плоскости XOZ структура уравнений аналогична, а правая часть равна кулю)
N
at
-W
uJ q 1 ,
3V ам2 э at J«u dt 3x
Qv
1
- uj -q cosujt ;
(1)
де XfZ - неподвижная система координат, ось X которой является осью опор турбоагрегата и направлена от пер- 50 вой опоры к последней, ось Z направлена вертикально вверх, а ось Y - влево, если смотреть с первой опоры на последнюю , 55 N - число опор турбоагрегата, cU - угловая скорость вращения валопровода;
5
tL - составляющая поступательного перемещения вдоль оси Y сечения валопровода с координатой X, обусловленного перемещением валопровода как жесткого тела и упругими деформациями изгиба; cf - составляющая угла поворота вокруг оси Z сечения валопровода с координатой X; m - погонная масса валопровода в сечении с координатой X; Q - составляющая вдоль оси Y поперечной силы в сечении валопровода с координатой х;
М
- составляющая изгибающего
момента, действующая вокруг оси в сечении валопровода с координатой У-, EJ - изгибиая жесткость валопровода в сечении с координатой X
Jn Hj - массовые полярный и экваториальный моменты инерции
(Rs)n
валопровода в сечении с координатой X;
составляющая вдоль оси у реакции в n-й опоре; хл - координата n-й опоры, о(х) - дельта-функция; q ч и q . - выражения для компонентов составляющих силовой и мо- ментной нагрузок, обусловленных дефектами.
Уравнения (1) замыкаются дифференциальными соотношениями для реактивных сил, возникающих в опорах, и диффе- ренииальными соотношениями между перемещениями опор и реактивными нагруэ ками.
Первый имеют вид (выражения для составляющих R2 имеют аналогичнй вид).
c(uv- v) + c,z(uz-vz) + ьэт LiL . Nrl« „(2) - q5со scot + q sinwt,
где (Суу, Су2)и
(hyy, ) - коэффициенты жесткости и демпфирования масляного слоя в n-й опоре,
q и q - вьфажения для компонентов
составляющих силовых нагрузок в опорах,определяющихся
характеристиками подшипников и кинематическими составляющими возбуждения, обусловленного дефектами. Вторые дифференциальные соотношения имеют вид (выражения для составляющих V2, имеют аналогичный вид)
(VM | (J njCQv) +
1 + (Sw)J d(Q)n
,j, dF
,M) (3)
- динамические характеристики жесткости и демпфирования системы опора-фундамент, полученные по результатам виброиспытаний опор.
Для того, чтобы определить влияние дефектов валопровода на вынужденную вибрацию5 задают всевозможные дефекты (поло 1ки лопаток, искривление, валопровода, радиальное угловое смешение и др.). Так5 например, для получения влияния искривления валопровода в месте с координатой X внешнее воздействие задают изломом оси валопровода ПР, значение которого принимается за единичное (величина излома соответствует прогибу 0,1 мм, угловое положение излома равно нулю градусов),см.Фиг.3. В этом случае выражения для нагрузок в уравнениях (1) и (2) имеют вид
q, m (Х-Х) 1(Х-Хпр)/
q3(J3 - Jn) I х-Хпр);
qy (С w + hyzw)n(x-Xnp)ternplv
.(х-хпр),
-hyyu(x-Xpp)n/) 1(Х-ХЛ|
(с
где 1(X) - единичная функция.
Полученную систему уравнений решают одним из известных методов. Б результате получают комплексные значения влияний на вынужденную вибрацию единичных дефектов a ,-(i 1,2, ... ,М, j 1,2, ...J).
)
5
Каждое значение а -- определяется величиной и Фазой. Число М определяет общее число характерных точек измерений вибрации турбоагрегата, к которым, как правило, относят измерения вибрации опор и вала на рабочей и резонансных частотах. Общее число вероятных дефектов J. Затем на диагностируемом турбоагрегате ocv ществляют измерение и регистрацию амплитуд и фаз вибрации в выбранных точках на рабочей и резонансных частотах, до и после возникновения дефекта и определяют изменение вибрации Л A; (i 1,2,,,., М) как векторную разность измерений вибрации до и после возникновения дефекта.
Определение диагностического параметра R . для каждого j-ro вероятного дефекта производят путем сравнения изменений вибрации и A (i - , ...М) с комплексными значениями влияния этого дефекма а - (i 1,2,...М) из услони минчмнзсши: приведенного значения математического ожидания квадрата расстояния мслду сравниваемыми значениями вибрации и влияниями дефектов о
Диагностический параметр равен
30
t IZ +DCZ,.,)
(О
HlQjl
где Z . и А
Ч.
Q . - расстетние
5
0
5
МРЖЦУ 1-м элементом изменения ьибрашш и влиянием j-ro дефекта I,jQj,- Qj - ко-шлсксное значение }-го
дефекта;
D(Z ,j ) - дисперсия расстояния Z ;, . Величина и угловое положение дефекта Q , минимизирующее расстояние (4), определяется из соотношения
Q {(a)T(a) +2(0.) Са)г(4А) (5)
Вид и величину дефекта определяют по наименьшему из значений BeTCTBvronjieMy Q ,
К и соо г
SU
Кроме voro, нЈ турбоагрегатах, однотипных с диа ьостир}, смы1 s определяют во время планового или аварийного ремонта характер имевших место дефек- 2 тов и их расположение по длине валопровода (для поломки лопатки - ступень, для прогкса ротора - место минимального прогиба, для нессосности осей - дефектную муфту).
По этим данным определяют априорную вероятность каждого дефекта
P(
j
(6)
J
где Z . - число зафиксированных j-x дефектов.
Измеряют величину дефекта (для поломки лопатки - величину дисбаланса, для прогиба ротора - величину масимального прогиба, для несоосности осей - величину радиального или углового смещения осей) и угловое положение .
На этих же турбоагрегатах по данным зарегистрированных значений амплитуд и фаз вибрации в выбранных точках на рабочей и резонансных частотах определяют изменение вибрации ДА (1 ,2,...М) как векторную разность измерений вибрации до и после возникновения дефекта.
I
С использованием этих данных определяют статистические характеристики комплексных влияний дефектов и диагностического параметра дефектов следующим образом.
Определяют комплексные значения влияний на вынужденную вибрацию единичных дефектов: 4А
-J(i 1,2, ... ,М)
где Q: - комплексное значение j-ro дефекта (величина и угловое положение) , а затем определяют математические ожидания комплексных значений влияний I;- (математическое ожидание обозначено тем же символом, что и конкретнее значение) и дисперсии D(a;j) (при определении математических ожиданий используют как экспериментальные значения влияний, так и значения, полученные из расчета вынужденных колебаний).
Определяют для имевших место дефетов диагностические параметры, а затем определяют математические ожидания диагностических параметров та - (j 1,2, ---,J) и средневадратиче- ские отклонения 6; (j 1,2, ...,J).
По этим данным определяют распределение плотности вероятности диагностического параметра при наличии дефектов D : исходя из нормального закона распределения
fCRj/Dj) а i,2,.
(Rj-mj)
26Я
(7)
Диагноз уточняют с учетом априорной вероятности дефекта по наибольшей из условных вероятностей каждого дефекта:
PtD./Rj.)
P(Dj)P(Rj/Dj)
(j
IP(D )P(RS/DS)
1,2, ...,N)
(8)
Таким образом, увеличивается глубина поиска дефекта и обеспечивается определение величины дефекта, а также повышается вероятность правильного диагностирования за счет расширения номенклатуры определяемых дефектов.
Ф
ормула изобретения 1 . Способ вибродиагностики валопровода турбоагрегата, заключающийся в том, что периодически измеряют на рабочих и резонансных частотах амплитуды и фазы вынужденных колебаний диагностируемого турбоагрегата, оИределяют изменение параметров вибрации, формируют диагностический параметр, оценивают техническое состояние по величине диагностического параметра, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности до измерения параметров вибрации, возбуждают колебания опор ротора эталонного турбоагрегата без ротора, определяют динамические характеристики
системы опора - фундамент, модулируют
значения дефектов а.-, используя динамические характеристики и значения дефектов вычисляют комплексные значения влияния а ;: дефектов на вынужденные колебания, затем для диагностируемого турбоагрегата вычисляют изменение вибрации как векторную разность /1 A j параметров вибрации, Формируют диагностический параметр из условия минимизации выражения
где
D(Z ,.) - дисперсия 2 п ,
X JJ
t
M
- квадрат модуля Q
J
- число точек измерений вибрации турбоагрегата,
9 157854610
техническое состояние оценивают по ский параметр формируют для дефекта,
минимальному значению диагностиче-формируют по условной вероятности
ского параметра. ,дефекта D;
2. Способ по „. 1, о т л и ч а ю- P./Rj) - P(Dj ) - P(Rj /D, / |P (P, /D,) ,
щ и и с я тем, что до диагностиро- - i т
вания на однотипных с диагностируе- -«
мым турбоагрегатах измеряют парамет-где P(Dj) - априорная вероятность
ры дефектов, определяют статистиче-JQ дефекта ,
ские характеристики дефектов, зна-Р( - вероятность параметра
чений комплексных влияний и диагно-RJ при дефекте RjJ
стического параметра, а диагностиче-, J - число вероятных дефектов,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПОР РОТОРОВ ТУРБОАГРЕГАТОВ | 1991 |
|
RU2019801C1 |
Способ диагностирования зубчатых передач | 1982 |
|
SU1040366A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ВИБРОАКТИВНОСТИ СТАНКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2006 |
|
RU2332652C1 |
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ РОТОРА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2551447C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ | 2017 |
|
RU2654306C1 |
Способ вибродиагностики технического состояния газоперекачивающего агрегата | 2023 |
|
RU2809309C1 |
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВИБРАЦИИ | 2012 |
|
RU2517772C1 |
Устройство для диагностики узлов трения механизмов с вращающимися элементами | 1985 |
|
SU1307272A1 |
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВИБРАЦИИ | 2012 |
|
RU2514119C2 |
СПОСОБ МОНИТОРИНГА МАШИН И СООРУЖЕНИЙ | 2008 |
|
RU2371691C1 |
Изобретение относится к виброиспытательной технике. Цель - повышение достоверности вибродиагностики. Вибродиагностика валопровода турбоагрегата заключается в том, что предварительно проводят виброиспытания опор ротора (ротор снят). Результаты виброиспытаний используют для определения динамических характеристик системы опора - фундамент. Задавая значения дефектов и решая системы дифференциальных уравнений, определяют комплексные значения влияния дефектов на вынужденную вибрацию. Диагностический параметр определяют из условия минимизации приведенного значения математического ожидания квадрата расстояния между сравниваемыми значениями вибрации и влиянием дефектов. Оценку технического состояния уточняют путем определения статистических характеристик комплексных влияний дефектов, диагностического параметра и вероятности появления дефектов. Оценивают техническое состояние по минимальному значению диагностического параметра, которому соответствует дефект с наибольшей условной вероятностью. 1 з.п. ф-лы.
Сиохата Сато | |||
Метод определения местоположений дебалансов в роторных машинах.- Труды американского общества инженеров-механиков | |||
Конструирование и технология машиностроения | |||
М.: Мир, 1982, № 2, с.26-31 . |
Авторы
Даты
1990-07-15—Публикация
1987-06-15—Подача