Изобретение касается улучшения химической стабильности углеводородных топлив счет введения в них присадок.
Целью изобретения является повышение стабилизирующей эффективности присадки для углеводородных топлив,
Составляют смеси ОМИ - 4-(Н,Н-ди- метипаминометил)-2,6-ди-трет буптл- фенол, - с алифатическими аминами и разных соотношениях. Данную присадку испытывают в двух образцах прямо- гонного дизельного топлива, содержащего 30% легкого газойля каталитического крекинга (ЛГКК).
Характеристики ЛГКК и дизельного топлива представлены в та5ч, 1.
Для экспериментов берут алифатические амины квалификации г, флота- мин стеариновый технический, а также
фракцию первичных алифатических ами-
нов Cf1 -Ci( .
Характеристика этой фракции приведена в табл. 2.
Химическую стабильность топлив с присадками оценивают методом, входящим в комплекс методов квалификационной сценки дизельных топлив, заключающимся в нагреве испытуемого образца при 100 (. течение 16 ч в присутствии медной пластинки. После нагревания определяют нерастворимый осадок, образующийся в процессе окисления.
Приме р. В 400 мл отфильтрованного испытуемого топлива растворяют 0,0096 г (, 1.141% ч с.%) Фракции первичных алифатических аминов С17-Сг, и 0,0384 г (0,012 мас.%) присадки ОМИ. Топливную композицию часд 1
СЈ
со to
Оо
ливают в промытую и высушенную бутыль, подвешивают на суровой нитке медную пластинку. Подготовленную таким образом бутыль ставят в предварительно нагретый шкаф. Температуру поддерживают 100 i 3 С. Испытание проводят в течение 16 ч в два этапа (по 8 ч каждый). После 16 ч топливо вынимают, охлаждают в темноте в течение 4-6 ч до комнатной температуры и фильтруют через доведенный до постоянной массы фильтр синяя лента.
Количество осадка (в мг/100 мл топлива) вычисляют по формуле
(G t: с,,) -10Э и0 9
где G - исходный вес фильтра; G.7 - вес фильтра с осадком.
Все остальные топливные композиции готовят и испытывают аналогичным образом.
Влияние композиции ОМИ п флотами- на на осадкообразование в смеси 30% ЛГКК (образец I) и 70% прямогонного дизельного топлива показано в табл0 3,
Влияние композиции ОМИ и фракции первичных алифатических аминов С j7 О на осадкообразование в смеси 30% ЛГКК (образец 2) и 70% прямогонного дизельного топлива показано в табл. 4„
Таким образом,, композиции ОМИ с алифатическими аминами при определенном соотношении компонентов существенно снижают осадкообразование в топливе превосходя по эффективности действия входящие в состав композиS
0
ции компоненты в той же концентрации, то есть наблюдается эффект выше аддитивного .
Оптимальное соотношение ОМИ: амин 1:1 - 4:1. Увеличение осадкообразования при больших концентрациях амина объясняется тем, что он всей своей массой переходит в осадок при испытаниях. При большем содержании ОМИ синергический эффект также не наблюдается. При испытаниях используют разные образцы ЛГКК, отличающиеся го физико-химическим характеристикам и стабильности. Поэтому результаты испытаний различаются.
Стабилизирующая эффективность композиции 0,0075% ОМИ и 0,0075% фракции первичных алифатических аминов С 1 -С г1 превышает эффективность одного только ОМИ в концентрации 0}0)5% (опыт 13),
25 Форм
ула изобретения
Присадка к топливу,, содержащая 4-(П,И-диметиламинометил)-2,6-ди- -трет-бутилфенол, отличаю- щ а я с я тем, что, с целью повышения стабилизирующей эффективности, она дополнительно содержит алифатический амин общей формулы . где R - II или изопропил, R - С 4 -С т алкил или фракция С -С 1Э при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алифатический амин20-50
4-(, N, й-Диметиламинометил)-2,6-ди-третбутилфенол
До 100
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ | 2000 |
|
RU2165958C1 |
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ | 1992 |
|
RU2042709C1 |
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ | 1992 |
|
RU2019558C1 |
АНТИОКИСЛИТЕЛЬНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2434934C2 |
ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ УГЛЕВОДОРОДНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2372382C1 |
КОМПОЗИЦИЯ АНТИОКИСЛИТЕЛЬНОЙ ПРИСАДКИ, ЕЕ РАСТВОР И СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ХРАНЕНИИ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2476585C1 |
Моющее средство для очистки электрических машин | 1988 |
|
SU1616986A1 |
Судовое маловязкое топливо | 2019 |
|
RU2723633C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ СИНЕРГИЧЕСКАЯ СМЕСЬ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ | 2008 |
|
RU2480514C2 |
ЗАЩИТНЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1992 |
|
RU2017798C1 |
Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам, в частности к присадке к топливу. С целью повышения стабилизирующей эффективности присадка имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: алифатический амин 20 - 50
4-(N, N-диметиламинометил)-2,6-ди-трет-бутилфенол - до 100. Алифатический амин имеет общую формулу RR 1, NN, где R - H или изопропил
R 1 - алкил C 4 - C 12 или фракция C 17 - C 21. 5 табл.
10% перегоняется при тем пературе,, 6 С
20
Таблица
220 228
246 258
Фракция С17 - Сг,Воскооб- первичных али-разное ве- фатических ами-щество бе- новлого цвета 37,85
Продолжение табл.1
1 ,з б л н и ,.
246
79,85 14,35
5,80
Т а б л и ц а 3
Бутиламин п
Изопропилокта- дециламин
п
.Дидо ециламин и
0,015 0,0075
0,015 0,0075 0,015 0,0075
Редактор Н. Гунько
Составитель Н. Богданова
Техред Л.Олийнык КорректорН. Король
Заказ 1991
Тираж 452
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Таблица 5
1:1
1 :)
2,050 0,560 1,980 0,472
0,775 0,204 1,347 0,212
Подписное
Саблина З.А., Гуреев А,А | |||
Присадки к моторным топливам | |||
-П.: Химия, 1977, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
Топливная композиция | 1975 |
|
SU564332A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1990-07-23—Публикация
1988-04-26—Подача