t
(21)4398767/31-11
(22)28.03.88
(46) 30.07.90. Г.юл. Ъ 28
(71)Институт проблем надежности и долговечности машин АН БСГР
(72)Л.Г.Красновгкий
(53)629.113 (088.8)
(56)Авторское свидетельстве) СССР t, 1008022, кл. R 60 К 20/14, 1985.
(54)МЕХАНИЗМ ПЛАВНОГО В КЛИЧЕШЬ ПЕРЕДАЧ ШДРОМЕХАНИЧЕСКОН ТРАПа-МССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущественно для транспортных средств большой единично
мощности и грузоподъемности. Цель изобретения - повышение эффективности путем Повышения безопасности в эксплуатации. Механизм плавного включения сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16-18 давлений, входы которых подключены к гидроцилиндрам 2-4 трансмиссии 1, торцовые камеры изменения настройки сообщены с входами через дроссели 24-26 и обратные клапаны 27-29, а также с на- . порной полостью аккумулятора 19. Выходы регуляторов давлений подключены к стивной ги/фолинии 20, а последняя через обратный клапан 32 - к выходу устройства 11 автоматической разблокировки гидротрансформатора. В случае отказа любого регулятора давлений, связанного с заклиниванием его
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1986 |
|
SU1397320A1 |
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1981 |
|
SU1008022A1 |
Механизм включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1985 |
|
SU1298104A1 |
Система управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора | 1990 |
|
SU1782786A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1986 |
|
SU1440764A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Система управления гидромеханической передачей | 1989 |
|
SU1710381A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущественно для транспортных средств большой единичной мощности и грузоподъемности. Цель изобретения - повышение эффективности путем повышения безопасности в эксплуатации. Механизм плавного включения сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16 - 18 давлений, входы которых подключены к гидроцилиндрам 2 - 4 трансмиссии 1, торцовые камеры измерения настройки сообщены с входами через дроссели 24 - 26 и обратные клапаны 27,28,29, а также с напорной полостью аккумулятора 19. Выходы регуляторов давлений подключены к сливной гидролинии 20, а последняя через обратный клапан 32 - к выходу устройства 11 автоматической разблокировки гидротрансформатора. В случае отказа любого регулятора давлений, связанного с заклиниванием его затвора в открытом положении, время, в течение которого в соответствующем гидроцилиндре трансмиссии удерживается опасно низкий уровень давления, ограничено указанным периодом, после которого оно принудительно повышается с помощью устройства 11 до номинальной величины. Это практически исключает возможность повреждения фрикционов трансмиссии 1 при неисправностях механизма плавного выключения. 1 ил.
21 27
22 28
JJ
2329
15
31
ел
00
5
Зь
затвора в открытом положении, время, в течение которого в соответствующем гидроцилиндре трансмиссии удерживается опасно низкий уровень давления, ограничено указанным периодом, после которого оно принудительно повышается
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущественно для транс- портных средств большой единичной мощности и грузоподъемности.
Цель изобретения - повышение эффективности путем повышения безопасности в эксплуатации.
На чертеже показана принципиальная схема механизма плавного включения передач гидромеханической трансмиссии.
Гидромеханическая трансмиссия 1
(изображена упрощенно), состоит из многоступенчатой коробки передач с несколькими (например, тремя) многодисковыми фрикционами для включения передач посредством гидроцилиндров 2-4, работающих поочередно, и гидротрансформатора с фрикционом блокировки, включаемым гидроцилиндром 5.
Гидросистема 6 трансмиссии содержит гидростанцию и устройства управ- ления, которые гидролиниями 7-9 подключены к гидроцилиндрам 2-4. Стрелкой 10 показано воздействие водителя на устройство управления. Гидролинии 7-9 подключены также к входам уст- ройства 11 автоматической разблокировки гидротрансформатора известной конструкции, выход 12 которого подключен к входу исполнительного клапана 13 блокировки гидротрансформатора Выход клапана 13 сообщен с гидроцилиндром 5. Управление клапаном 13 осуществляется устройствами, входящими в гидросистему 6, по гидролинии 14
Механизм 15 плавного включения. сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16-18 давления известной конструкции по числу гидроцилиндров коробки передач, поршневого гидро- аккумул«ятора 19. Входы регуляторов 16-18 подключены к гидролиниям 7-9 параллельно гидроцилиндрам 2-4 а выходы - к сливной гидролинии 20. Торцовые камеры изменения настройки
с помощью устройства 11 до номинальной величины. Это практически исключает возможность повреждения фрикционов трансмиссии 1 при неисправностях механизма плавного выключения. 1 ил.
5
0
5
0
5 0 5
0
5
регуляторов гидролиниями 21-23 сообщены с напорной полостью гидроаккумулятора 19. Эта же полость через дроссели 24-26 зарядки гидроаккумулятора и разделительные клапаны 27-29 устройства, выполнены в виде обратных клапанов, сообщена с гидролиниями 7-9 и входами регуляторов, а через дроссель 30 разрядки - с пружинной полостью гидроаккумулятора,.которая гидролинией 31 сообщена с выходом 12 устройства 11 разблокировки.
Сливная гидролиния 20 через обратный клапан 32 также подключены к пружинной полости гидроаккумулятора и через гидролинию 31 - к выходу 12 устройства 11„ Между сливной гидролинией 20 и выходами регулятора могут быть установлены обратные клапаны 33-35. Клапаны 32-35 ориентированы входами в сторону выходов регуляторов.
Устройство работает следующим образом.
Па нейтрали все гидроцилиндры трансмиссии 1 выключены. Для включения какой-либо передачи трансмиссии 1 водитель включает один из гидроцилиндров, например гидроцилиндр 2, подавая в него жидкость от гидросистемы 6 по гидролинии 7, Жидкость поступает также на вход регулятора 16 и через дроссель 24 и клапан 27 - в гидроаккумулятор 19. Клапаны 28 и 29 препятствуют вытеканию жидкости в гидролинии 8 и 9. Одновременно устройство 11 разблокировки сообщает со сливом свой выход 12 и гидролинию 31, что позволяет гидроаккумулятору 19 заряжаться, а также приводит к выключению гидроцилиндра 5 блокировки, если он был до этого включен клапаном 13.
Включение гидроцилиндра 2 происходит в два этапа - заполнения и нарастания давления.
На этапе заполнения поршень гидроцилиндра 2 движется вниз, выбирая
зазоры в пакете дисков фрикциона (не показаны). В это время, ввиду большого расхода жидкости в гидроцилиндр и малого сопротивления движению, давление в гидролинии 7 мало, его величина недостаточна для открытия регулятора 16 и зарядки гидроаккумулятора.
На втором этапе поршень,гидроцилиндра 2 останавливается, расход в гидроцилиндр 2 прекращается, давление в нем и в гидролинии 7 повышается и открывает регулятор 16. В этот момент последний настроен на малое давление, поскольку давление в его торцовой камере, сообщенной гидролинией 21 с напорной полостью незаряженного гидроаккумулятора 19, также мало. Кидкость из гидролинии 7 сливается через регулятор 16, сливную гидролинию 20, клапан 32, гидролинию 31, устройство 11, гидролинии 8 и 9 в гидросистему 6 и далее в гидробак. Одновременно начинается зарядка гидроаккумулятора 19. Поршень последнего постепенно сжимает пружину, и давление в его напорной полости повышается пропорционально усилию пружины. Это давление, действуя на регулятор 16, повышает его настройку, вследствие чего поддерживаемое им давление в гидролинии 7 и гидроцилиндре 2 постепенно возрастает.
По окончании зарядки гидроаккумулятора 19 (остановка его поршня) расход на заполнение последнего прекращается, что приводит к уменьшению перепада давления на дросселе 24, скачкообразному нарастанию давления в гидроаккумуляторе и закрытию регулятора 16 (прекращение слива в гидролинию 20). Включение гидроцилиндра 2 заканчивается.
Далее заканчивает работу устройство 11 разблокировки, время срабатывания которого выбирается несколько большим времени включения гидроцилинра 2, и подает давление на свой выход 12. При этом уравниваются давления по обе стороны поршня гидроаккумулятора 19, и он разряжается, т.е возвращается в исходное положение под действием пружины, вытесняя жидкость из напорной полости через дроссель 30 в гидролинию 31. В процессе - разрядки пружина создает в напорной полости гидроаккумулятора избыточное
10
81614Ь
давление, которое действует также
на затворы всех регуляторов и способствует быстрому возврату затвора регулятора 16 в закрытое положение.
Одновременно давление с выхода 12 устройства 11 через гидролинию 31 поступает к обратному клапану 32 и последний запирает сливную гидролинию 20. Если клапан 13 продолжает оставаться во включенном положения, то давление с выхода 12 вновь поступает в гидролинию 5 и включает ее. Теперь механизм 15 вновь находится в исходном положении и подготовлен к очередному срабатыванию, однако для этого необходимо снять давление из гидролинии 31, которое запирает указанный механизм в закрытом положении.
При включении другого гидроцилиндра отпирание механизма происходит указанным образом за счет исчезновения давления на выходе 12 устройства 1 1 .
Наиболее опасным отказом регулятора 16 является заклинивание его затвора в открытом положении в начале второго этапа включения передачи,
15
20
25
0
0
например, в результате попадания постороннего предмета (крупной металлической стружки и т.д) вместе с потоком жидкости, сливаемой из гидролинии 7 в гидролинию 20. В этом случае давление в гидролинии 7 не повышается и усилия гидроцилиндра 2 не5 достаточно для замыкания фрикциона, который буксует, быстро нагревается и может за короткое время выйти из строя. Однако в данном устройстве в результате запирания сливной гидро- линии 20 давление в гидролинии 7 и гидроцилиндре 2 повышается до нормальной величины, независимо от состояния регулятора 16, что значительно повышает безопасность механизма 15 в эксплуатации.
Возможны различные варианты исполнения устройства. Так, для исключения влияния работающего регулятора на неработающие, помимо клапана 32 или вместо него, могут устанавливаться индивидуальные обратные клапаны 33- 35, показанные пунктиром. На входах в регуляторы 16-18 могут устанавливаться компенсаторы гидравлических
сопротивлений (не показаны). Возможны иные конструкции и схемы подключения разделительных клапанов 27-29, зарядки и разрядки гидроаккумулятора
5
0
Устройство может функционировать и без клапана 32, а также клапанов 33-35, которые введены для дальнейшего повышения безопасности.
Формула- изобретени
Механизм плавного включения передач гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащий регуляторы давления, входы которых сообщены с гидроцилиндрами включе-1- ния передач, а подклапанные полости череч обратные клапаны и постоянные дроссели сообщены с входами, и по
5
крайней мере один гидроаккумулятор, напорная полость которого сообщена с подклапанными полостями регулятора, а пружинная полость выполнена с воя- . можностью подключения к выходу устройства автоматической разблокировки гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии, отличающий- с я тем, что, с целью повыпения эффективности путем повышения безопасности в эксплуатации, он снабжен гидролинией, сообщающей выходы регуляторов с выходом устройства автоматической разблокировки гидротрансформатора, и по крайней мере одним обратным клапаном, установленным в гидролинии, при этом клапан ориентирован входом к регуляторам.
Авторы
Даты
1990-07-30—Публикация
1988-03-28—Подача