Изобретение относится к области противопожарной техники и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. № 1477429.
Цель изобретения - повышение надежности и с.нижение аэродинамического сопротивления при транспортировке воды.
На фиг. 1 изображено устройство для тушения пожара с вертолета, общий вид в полете; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - фиксатор положения, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, вид сверху в положении захвата; на фиг. 6 - то же, вид сверху в расстопоренном положении.
Устройство для тушения пожара с вертолета состоит из резервуара 1, жестко за- крепленного к скобе 2, соединенной тросовой подвеской 3 с вертолетом 4, и управляющего троса 5. Верхняя часть резервуара открыта, а нижняя имеет воронкообразное днище, снабженное отверстием 6 в нижней части и клапаном 7 для перекрытия этого отверстия. Крепление резервуара 1 к скобе 2 осуществлено посредством двух узлов 8 и 9, расположенных диаметрально противоположно выше центра масс резервуара. Резервуар снабжен средством для создания в нем разрежения, выполненным в виде установленных соосно резервуару и жестко прикрепленных к его верхнему торцу мехов 10. Меха 10 имеют цилиндрическую форму и совместно с резервуаром 1 образуют замкнутую полость 11с переменным объемом. Меха 10 имеют на боковой поверхности кольцевые горизонтальные складки, выполненные из эластичного материала (например, из резины), и жесткое верхнее основание 12. Нижний конец управляющего троса 5 соединен с клапаном 7, а основание 12 мехов 10 подвижно своим центром через соосно укрепленный на последнем герметизирующий уплотнитель (сальник) 13 в виде тороида с управляющим тросом. В стенке резервуара 1 выполнено отверстие 14 для прохода трубопровода 15, соединяющего верхнюю часть резервуара через клапан 16с атмосферой, причем торцы концов трубопровода 15 расположены в плоскости верхнего торсу
Ё
сл со
со
о с
fc
ца резервуара, а клппан 16 выполнен управляемым, например, посредством гибкой тяги (связи) 17. Для лучшей устойчивости при заборе воды резервуар 1 имеет опоры 18.
Устройство снабжено фиксатором положения основания 12 относительно управляющего троса 5, который включает жестко закрепленный соосно на управляющем гро- се вертикальный конусообразный элемент 19, имеющий на боковой поверхности поперечный паз 20 и обращенный сужающимся концом вниз, и укрепленный на основании 12 клещевой захват 21. Клещевой захват 21 выполнен в виде взаимодействующих с пазом 20 двух односторонне шарнирно соеди- ненных фигурных пластин 22 и 23, подпружиненных друг к другу посредством пружины 24, Между свободными концами фигурных пластин 22 и 23 расположен эп- липсообразный кулачок 25, установленный с возможностью поворота относительно своей центральной оси на основании 12 и подпружиненный к нему через радиальный рычаг 26 посредством пружины 27. Радиальный рычаг 26 соединен с второй тягой 28 дистанционного управления. На боковой поверхности эллипсоидального кулачка 25 выполнен поперечный паз 29, с профилем глубины которого контактируют свободные концы фигурных пластин 22 и 23. Ширина пазов 20 и 29 равна толщине каждой из пластин 22 и 23. Разность между большей и меньшей диагоналями эллипсоидного кулачка 25 по профилю глубины его паза 29 обеспечивает согласованный выход из зацепления пластин 22 и 23 с пазом 20 при повороте кулачка 25 за рычаг 26 на 90°. При этом длина участка управляющего троса 5 между клапаном 7 и плоскостью размещения поперечного паза 20 равна сумме высот внутреннего пространства резервуара 1 (бака), мехов 10 в раздвинутом положении и пластин 22 и 23 над основанием 12.
Устройство работает следующим образом.
Когда вертолет 4 прилетит на место забора воды, резервуар 1 опускается на дно водоема малой глубины, например равной половине высоты бака, причем в этот момент управляющий трос 5 отпущен, меха 10 находятся в сдвинутом (складном) положении за счет сжимающего действия горизонтальных складок из эластичного материала, клапан 7 под влиянием собственного веса опущен, т.е. отверстие 6 открыто, клапан 16 с помощью гибкой тяги 17 открыт, соединяя полость 11 с атмосферой, и конусообразный элемент 19 за паз 20 посредством клещевого захвата 21 соединен с основанием 12. При этом вода через отверстие 6 поступает
в резервуар 1, заполняя его до уровня воды в водоеме. Через определенный промежуток времени клапан 16 перекрывают, изолируя полость 11 от атмосферы.
Затем за счет подтягивания управляющего троса 5 производится раздвижение мехов 10, что приводит к возникновению разрежения (пониженного давления) в полости 11, благодаря чему вода из водоема
0 малой глубины интенсивно заполняет резервуар 1. При максимальном раздвижении мехов, учитывая длину участка управляющего троса внутри полости 11, клапан 7 закрывает отверстие 6, Далее открывается клапан
5 16 и в случае перелива воды за край резервуара 1 избыток ее выливается через трубопровод 15 наружу, а полость над резервуаром сообщается с атмосферой. Вместе с тем, с помощью гибкой тяги 28
0 через рычаг 26 осуществляется кратковременный поворот кулачка 25 относительно своей центральной оси, что за счет раздви- жения свободных концов пластин 22 и 23 выводит их из паза 20, обеспечивая отцеп5 ление основания 12 от конусообразного элемента 19, равно от управляющего троса 5. За счет сжимающего действия горизонтальных складок из эластичного материала меха 10 сдвигаются (складываются), вытесняя
0 воздух из своей полости, т.е. из полости над резервуаром 1, через трубопровод 15 наружу в атмосферу. Одновременно вертолет 4 поднимается вверх и перевозит резервуар 1 с водой на тросовой подвеске 3 к месту
5 пожара. Над очагом пожара управляющий трос 5 опускается, отчего клапан 7 под действием собственного веса и массы воды в резервуаре 1 опускается вниз, открывая проход отверстию 6, и вода выливается на0 ружу. Вместе с тем укрепленный на управляющем тросе 5 конусообразный элемент
19при перемещении вниз своим суженным концом раздвигает пластины 22 и 23 и за паз
20сцепляется посредством клещевого за- 5 хвата 21 с основанием 12. В таком положении устройства после опорожнения резервуара 1 вертолет 4 возвращается к водоему малой глубины для забора очередной порции воды.
0
Формула изобретения Устройство для тушения пожара с вертолета по авт. св. Ns 1477429, отличающееся тем, что, с целью повышения
5 надежности и снижения аэродинамического сопротивления при транспортировке воды, управляющий трос и жесткое подвижное основание мехов соединены между собой с возможностью относительного перемещения и снабжены узлом фиксации, содержащим закрепленный на подвижном основании мехов клещевой захват и закрепленный на управляющем тросе со- осно с ним конусообразный элемент, причем клещевой захват выполнен в виде подпружиненных одна относительно другой фигурных пластин и установленного между
ними управляющего эллипсообразного кулачка, соединенного с подпружиненным рычагом, который связан с гибкой тягой дистанционного управления, вершина конусообразного элемента обращена вниз, а на его поверхности выполнен кольцевой поперечный паз.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1990 |
|
SU1740252A1 |
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1987 |
|
SU1477429A1 |
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1988 |
|
SU1516128A1 |
ВОДОСЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО | 2023 |
|
RU2814897C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА | 2001 |
|
RU2192296C1 |
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1991 |
|
SU1784238A1 |
ВЕРТОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2020 |
|
RU2746634C1 |
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1989 |
|
SU1681870A2 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА | 1998 |
|
RU2139117C1 |
ПОЖАРНЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-КРАН | 2022 |
|
RU2797539C1 |
Изобретение относится к противопожарной технике и позволяет повысить надежность и снизить аэродинамическое сопротивление при транспортировке воды. Основание мехов и управляющий трос соединены между собой с возможностью относительного перемещения и снабжены узлом фиксации, управляемым дистанционно при помощи тяги. 6 ил.
12
16 IS V
25 I
19
.21
J8
Фиг 2
18
29 20
-У
-№:
3
/ / № п
25
ФигА
I/V
28
27 « Фиг, 3
ю
11
ФиаЗ
12
23 Фиг.6
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1987 |
|
SU1477429A1 |
кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1990-08-07—Публикация
1988-06-14—Подача