Изобретение относится к электротехнике, в частности к торцовым электрическим машинам, и может быть использовано для диагностирования их технического состояния как на стадии сборки, так и в. процессе эксплуатации по изменению величины воздушного зазора между ротором и статором, которое несет информацию как об аксиальном смещении ротора, так и о нарушении его геометрической формы.
Цель и:юбретения - расширение области применения двигателей с немагнитным ротором и повышение достоверности контроля.
На чертеже показана конструкция торцового электродвигателя с дисковым печатным ротором.
Двигатель можно рассматривать как систему двух параллельно включенных конденсаторов: первый - с обкладками в виде левой части статора, состоящей из левого щита 1 с магнитами 2 и дискового якоря 3 (ротора); второй - дисковый якорь 3 и правая часть статора, состоящая из правого щита 4 с магнитами 2, где дисковый якорь 3 является общей обкладкой обоих конденсаторов, а остальные две обкладсл
оо
СП
00
ГС
ки соединяются электрически между собой через кольцо корпуса 5.
Измерение суммарной емкости производится непосредственно с помощью цифрового автоматического измерительного моста 6j предназначенного для измерения емкости конденсаторов. Мост 6 подключают к одному из щитов корпуса и к одной из щеток 7,- , Изменение суммарной емкости кон- ;Денсатора между якорем 3 и статорами 1 и 4 при аксиальном смещении (х) якоря 3 имеет вид
о S о d о
С(х)
(d - х)х
где S.
..
25
30
35
-площадь щита статора
(1 или 4) с магнитами 2
-величина воздушного зазора мёж1Ь,у статорами 1 и 4 с магнитами 2j
-диэлектрические проницаемости материала якоря 3
и вакуума.
Из формулы видно, что емкость минимальна, если якорь 3 установлен жестко посередине зазора х 0,5dQ, В этом случае минимальны осевые магнитные тяжения, действующие на якорь 3 со стороны статоров 1 и 4,
Способ осуществляют следующим образом.
Дисковый печатный якорь 3 устанавливают в воздушный зазор между магнитами 2, закрепленными на левом и правом щитах статора 1 и 4, Электрическую мощность при этом отключают от сети. Подключают стандартный цифровой автоматический измерительный мост 6 типа Е7-8 к одному из щитов корпуса, например к правому щиту 4 и к одной из щеток 7. Определяют по показаниям моста 6 величину суммарной емкости. Затем прикладывают осевую нагрузку на вал дискового печатного якоря 3 и перемешдют его в воздушном зазоре. Определяют знак изменения показаний моста 6 (увеличение или уменьшение емкости), В зависимости от знака изменений показаний моста 6 изменяют направление приложения аксиальной силы к 3 и добиваются минимального значения суммарной емкости. Сравнивают это значение с сигналом уставки, соответствующим первоначальной оптимальной выставке якоря 3 между статорами 1 и 4. Б случае превышения минимального значения контролируемого сигнала,
15858724
пропорционального величине емкости, делают заключение о непригодности электрической машины и дальнейшей эксплуатации. В противном случае
5 проворачивают якорь 3 на один оборот относительно статоров 1 и 4 и по девиации контролируемого сигнала относительно среднего значения судят о нарушении геометрической формы короб10 ления якоря 3, которая приводит к
изменению положения якоря относительно середины зазора.
Пример. К одной из щеток 7 и к щиту -4 корпуса электродвигателя
5 подключают стандартный цифровой автоматический измерительный мост 6 R, L, С-типа Е7-8 в режиме измерения емкости и проводят измерение емкости между щитами с магнитами и якорем 3. Для электродвигателя типа ДПД140--180 с диаметром якоря 9-140 мм с зазором 0,8 мм величина емкости составляет порядка 380 пФ, точность определения середины воздушного зазора составляет 7 мкм. Затем медленно, чтобы визуально зарегистрировать изменение показаний измерителя Е7-8, совершают полный оборот вала с якорем и определяют максимальную и минимальную величины измеряемой емкости за этот оборот. Величина разности между максимальным и минимальньм значениями емкости говорит о кривизне геометрии якоря 3,- т.е. чем меньше эта разность, тем лучше данный якорь 3.
Для электродвигателя типа ДПД1-40-180 были проведены сравнительные измерения биения (кривизны геометрии) диска якоря до и после установки его в электродвигатель. Величина изменения емкости, равная 1,0 пФ, соответствует качественному якорю 3 с биением не более 0,01 мм, величина изменения емкости более 3,5 пФ соответствует биению 0,1 мм и более, чем некачественном состоянии
40
45
говорит якоря 3
и необходимости его замены.
50
55
Способ может быть использован как для проверки двигателя после определенного срока эксплуатации, так и на стадии его изготовления для оптимальной выставки якоря 3 относительно статоров 1 и 4 для проверки нарушений геометрической формы дискового ротора.
По сравнению с прототипом расширяется область применения двигателей с немагнитным якорем, упрощается проДля электродвигателя типа ДПД1-40-180 были проведены сравнител ные измерения биения (кривизны геометрии) диска якоря до и после уста новки его в электродвигатель. Велич на изменения емкости, равная 1,0 пФ соответствует качественному якорю 3 с биением не более 0,01 мм, величин изменения емкости более 3,5 пФ соот ветствует биению 0,1 мм и более, че некачественном состоянии
говорит якоря 3
и необходимости его замены.
Способ может быть использован как для проверки двигателя после определенного срока эксплуатации, так и на стадии его изготовления для оптимальной выставки якоря 3 относительно статоров 1 и 4 для проверки нарушений геометрической формы дискового ротора.
По сравнению с прототипом расширяется область применения двигателей с немагнитным якорем, упрощается процедура контроля, поскольку отпадает необходимость в установке измеритель- -:ых датчиков, повьплается достоверность контроля, так как исключаются ошибки, связанные с нарушением тарировки датчиков. Предлагаемый способ позволяет не только оптимально выставить ротор между статорами, но и проверить нарушение геометрической формы якоря, что расширяет его функциональные возмох ности. Формула изобретения
Способ контроля воздушного зазора торцовой электрической машины, содержащий два статора и установлен- ньй между ними дисковый ротор с обмоткой, заключающийся в том, что при отключенной от сети электрической машине смещают ротор относительно статоров в аксиальном направлении, измеряют контролируемый сигнал, пропорциональный воздушному зазору между .статорами и ротором, сравнивают его минимальное значение с сигналом
уставки и по превьпиению сигнала уставки судят о неравномерности зазора электрической машины, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения двигателей с немагнитным ротором и повышения достоверности контроля, в качестве контролируемого сигнала используют электрическую емкость между статорами и обмоткой ротора, а при аксиальном смещении ротора относительно статоров производят оценку знака изменения величины контролируемого сигнала относительно его уровня, соответствующего исходному положению ротора, и добиваются аксиальным смещением минимума контролируемого сигнала, далее при указанном положении ротора поворачивают его на один оборот, измеряют изменение величины контролируемого сигнала к по нему судят о неравномерности воздушного зазора, связанной с нарушением геометрической формы дискового ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ МОТОР-КОЛЕСО СМИРНОВА | 1995 |
|
RU2129964C1 |
Вентильный электродвигатель | 1979 |
|
SU847452A1 |
Самотормозящийся электродвигатель | 1981 |
|
SU983907A1 |
Дисковый вентильный двигатель индукторного типа с униполярным возбуждением | 2023 |
|
RU2821265C1 |
Двухпакетная индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением (варианты) | 2018 |
|
RU2696273C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2009 |
|
RU2407134C2 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ | 2004 |
|
RU2319279C2 |
Синхронный редукторный электродвигатель | 1983 |
|
SU1138892A1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2195066C2 |
НИЗКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОЛЬЦЕВЫМ СТАТОРОМ | 2009 |
|
RU2417506C2 |
Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - расширение области применения и повышение достоверности контроля. Способ контроля воздушного зазора торцевой электрической машины заключается в том, что при отключенной от сети электрической машине смещают ротор относительно статоров, между которыми он расположен, в аксиальном направлении, измеряют емкость между обмоткой ротора и статорами и сигнал, пропорциональный величине емкости, используют в качестве контролируемого. Добиваются смещения ротора минимального значения указанного сигнала и сравнивают его с сигналом уставки. При превышении минимального значения контролируемого сигнала уровня уставки делают заключение о непригодности двигателя. В противном случае при положении ротора,соответствующем минимальному значению контролируемого сигнала, проворачивают ротор на один оборот, измеряют девиацию величины контролируемого сигнала и по ней судят о нарушении геометрической формы дискового ротора. 1 ил.
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Виноградов Ю.Д | |||
и др | |||
Электронные измерительные системы для контроля малых перемещений | |||
М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU102A1 |
СПЛАВ | 2011 |
|
RU2458169C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-08-15—Публикация
1987-12-25—Подача