Изобретение относится к машинострое- нию и может быть использовано в меха- |низмах, содержащих муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами и работающих продолжительное время в режиме холостого хода при высоких скоростях обгона после прекращения принудительной подачи рабочей (смазочно-охлаждающей) жидкости. Цель изобретения - расширение области использования, упрощение системы смазки и повышение долговечности.
На фиг. 1 изображена муфта свободного хода в составе двигателя; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2. Муфта свободного хода содержит наружное (ведомое) кольцо 1, внутри которого расположены наружный (разделительный) сепаратор 2 с наружными фрикционными следящими элементами 3, эксцентриковые ролики 4, внутренний (управляющий) сепаратор 5 и внутреннее (ведущее) кольцо 6. Элементы внутреннего сепаратора 5 и внутреннего кольца б составляют гидродинамическую муфту, в полость которой р абочая жидкость поступает через радиальный канал 7 из полости вала 8. Внутреннее кольцо 6 выполнено с ребордой 9, на которую нанесена винтовая канавка 10, образующая с наружным кольцом 1 винтовое уплотнение. Реборда 9 имеет осевые углубления И, образующие с ребордой 12 внутреннего сепаратора 5, имеющего осевые отверстия 13, перемешивающее устройство.
Наружное кольцо 1 через шлицевую втулку 14 соединено с выходным валом 15, внутренняя полость 8 которого используется как резервуар жидкости. Наполнение этой полости осуществляется через жиклер 16.
Муфта работает следующим образом. При вращении внутреннего кольца б, когда наружное кольцо 1 неподвижно, через жиклер 16 внутренняя полость 8 выходного вала 15 наполняется рабочей жидкостью. Под действием динамической силы струи из жиклера 16 рабочая жидкость изливается через радиальный канал 7 в полость гидромуфты. Вращающееся ведущее внутреннее кольцо б (насос) передает жидкостью крутящий момент на внутренний управляющий сепаратор 5 (турбину), который вводит эксцентриковые ролики 4 в соприкосновение с внутренним ведущим кольцом б. Заклиниваясь, ролики 4 приводят во вращение наружное кольцо 1. Через шлицевую втулку 14 вращение от ведомого кольца передается на выходной вал 15, который вращаясь через радиальный канал 7, снабжает полость муфты свободного хода через гидромуфту рабочей жидкостью (маслом) уже под давлением от центробежных сил Рабочая жидкость проходит через полость муфты свободного хода, промывает его детали и удаляется через щель между наружным кольцом 1 и ребордой 9 внутреннего кольца б.
При обгоне наружным кольцом 1 внутреннего кольца 6 винтовая канавка 10 последнего перекрывает протечку жидкости из полости муфты свободного хода и она остается наполненной рабочей жидкостью (маслом).
Гидромуфта (в режиме обгона сепаратор 5 - насос, внутреннее кольцо 6 - турбина) выводит ролики 4 нз контакта с
0 внутренним кольцом 6 и прокачивает часть жидкости в промежуток между внутренним сепаратором 5 и внутренним кольцом 6, так как на периферии гидромуфты возникает повышенное давление. Вращающаяся реборда 12 с осевыми отверстиями 13 внутреннего сепаратора 5 совместно с осевыми углублениями 11 реборды 9 внутреннего кольца 6 создают циркуляцию жидкости внутри муфты свободного хода, перенося тепло от нагретых деталей к более холодным и охлаж0 дая нагретые, а также удаление продуктов износа.
Останов наружного кольца 1 при остановленном внутренним кольце б сопровождается опорожнением полости муфты свободного хода от масла самотеком через винтовую канавку 10, так как она не препятствует этому, что особенно важно для заклинивания роликов 4 в замерзшем состоянии. Таким образом, выполнение на внутренней обойме ре30 борды с винтовой канавкой и соединение колеса гидродинамической муфты с внутренним сепаратором (разделительно-управляющего устройства), позволяет расширить область использования муфты свободного хода, так как позволяет применять ее с те35 лами заклинивания - эксцентриковыми роликами, устанавливать ее в механизмах, в которых масляный насос находится в кинематической цепи внутренней обоймы, что упрощает систему смазки изделия и повышает долговечность предлагаемой муфты.
40
Формула изобретения
Муфта свободного хода с эксцентриковыми роликами, содержащая внешнюю и
45 внутренние обоймы, установленный между ними с возможностью окружного перемещения сепаратор, в окнах которого размещены тела заклинивания, и гидродинамическую муфту, одно колесо которой соединено с внутренней обоймой, а второе - с сепарато50 ром, отличающаяся тем, что, с целью расширения области использования, упрощения системы смазки и повышения долговечности за счет исключения необходимости дополнительной подачи смазки при свободном ходе, на внутренней обойме выполнена ребор55 да с винтовой канавкой на ее цилиндрической поверхности, причем реборда относительно внутренней поверхности внешней обоймы установлена с зазором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
Гидромеханическая двухпоточная передача | 1978 |
|
SU766911A2 |
Муфта свободного хода | 1980 |
|
SU894246A1 |
Пусковая гидромуфта | 1984 |
|
SU1249224A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2490511C1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ИЗМЕНЕНИЕМ НАПОЛНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2523338C2 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ХОДА ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 1990 |
|
RU2009301C1 |
Роликовая муфта | 1990 |
|
SU1728548A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ОТКЛЮЧАЕМЫМИ ЦИЛИНДРАМИ | 2009 |
|
RU2406850C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах, содержащих муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами и работающих продолжительное время в режиме холостого хода без дополнительной подачи рабочей жидкости. Цель изобретения - расширение области использования, упрощение системы смазки и повышение долговечности. Муфта содержит наружную 1 и внутреннюю 6 обоймы, размещенный между ними двойной сепаратор (С), состоящий из внешнего 2 и внутреннего 5 колец. В окнах С 2 и 5 размещены эксцентриковые ролики (Р) 4. Элементы С 5 и обоймы 6 составляют гидродинамическую муфту. На обойме 6 выполнена реборда 9, на цилиндрической поверхности которой нанесена винтовая канавка 10. Реборда 9 относительно обоймы 1 установлена с зазором. При вращении обойма 6 (насос) передает крутящий момент на С 5 (турбина), который вводит Р 4 в контакт с обоймой 6. Происходит заклинивание Р 4 относительно обойм 1 и 6. При этом рабочая жидкость, подающаяся в полость муфты свободного хода через гидромуфту, омывает детали муфты и, охлаждая их, через зазор между ребордой 9 обоймы и обоймой 1 ударяется из полости муфты. В режиме обгона С 5 является насосом, а обойма 6 - турбиной. С 5 выводит Р 4 из контакта с обоймы 6. При этом винтовая канавка 10 за счет вращения относительно обоймы 1 перекрывает протечку рабочей жидкости из полости муфты свободного хода, в то время как рабочая жидкость не подается в полость гидромуфты, т.е. когда подающий насос, кинематически связанный с обоймой 6, не работает. Таким образом соединение колеса гидромуфты с С 5 позволяет расширить область использования муфты свободного хода за счет применения эксцентриковых роликов, а выполнение реборды с винтовой канавкой - упростить систему смазки и повысить долговечность муфты свободного хода. 3 ил.
Фиг.1 Вид А
Муфта свободного хода | 1974 |
|
SU526731A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-08-23—Публикация
1988-05-20—Подача