(21)4490347/25-28
(22)06.10.88
(46) 23.08.90. Бюл. № 31 (75) Н. А. Аракелян
(53)621.833 (088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 1191656, кл. F 16 Н 3/12, 1983
Авторское свидетельство СССР № 1259070, кл. F 16 Н 3/08, 1985
(54)КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
(57)Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между кшесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2 Муфты
i
выполнены в виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый и в нем размещены осеподвижные штоки 7 и 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом 2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствуюшее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 3. п. ф-лы, 4 ил.
а
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический реверсивный привод | 1989 |
|
SU1679089A1 |
Механизм переключения коробки передач | 1986 |
|
SU1368542A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И СИЛОВОЙ АГРЕГАТ | 1994 |
|
RU2138408C1 |
Коробка передач | 1987 |
|
SU1490357A1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1610141A1 |
СБОРОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СИНХРОНИЗИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2293227C2 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
БЕЗЫНЕРЦИОННАЯ КАТУШКА ДЛЯ ЛЕСЫ "СВЕТЛАНА" | 1989 |
|
RU2067391C1 |
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА КАТУШКИ ДЛЯ ЛЕСЫ | 1989 |
|
RU2067392C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между колесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2. Муфты выполнены в виде шарикоподшипников с упругого деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый, и в нем размещены осеподвижные штоки 7, 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом 2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствующее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
ел
00
го
со
70
Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач.
Целью изобретения является увеличение надежности коробки передач. На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 и 3 - муфта для выбороч- шого соединения колес с валом, варианты выполнения; на фиг. 4 - муфта в рабочем состоянии.
1 Коробка передач содержит валы 1-3, яв- Ляющиеся соответственно ведущим промежуточным и ведомым. На валу 2 установлены с возможностью вращения зубчатые ко- leca 4, постоянно зацепляющиеся с жестко Закрепленными на валах 1, 3 многовенцо- 15 выми барабанами зубчатых колес 5 и 6. Между соответствующими вращающимися Ьлесами 4 и валом 2, на котором они установлены, размещены муфты с упруго пе- эемещаемыми в радиальном направлении элеВедущий вал 1 с барабаном колес 5 вращается, передавая вращение на холостом ходу соответствующим колесам 4 вала 2, Осевым перемещением щтока 7 через выступы 9 упруго деформируют внутреннюю обойму 8 щарикоподщипника соответствующего колеса 4 (фиг. 4). В результате щарики муфты заклиниваются между поверхностями наружной и внутренней обойм, осуществляя жесткое соединение колеса 4, зацепляющегося с колесом 5 вала 1 с валом 2. Далее осевым перемещением штока 10 аналогичным образом колеса осуществляют жесткое соединение необходимого колеса 4, зацепляющегося с колесом 6 вала 3 и с валом 2.
Установка вращающихся колес 4 на промежуточном валу 2 и использование двух штоков 7, 10 для из выборочного соединения с валом 2 обеспечивают переключение передач в широком диапазоне передаточных отношений. Характер работы шарикоземещаемыми в радиальном направлении эл«. „ „пников (постепенная деформация обой- .ентами для выборочного соединени о и„™f- ..„ чивает плавное е реключение
нутых колес 4 и вала 2. практически без разрыва
потока мощности. Для этого рабочий ход
штоков 7, 10 при переключениях включает
участок одновременного .
двумя соседними муфтами.
Формула изобретения
жит также устройство для перемещения эле
ментов муфт. Вал 2 с вращающимися койесами 4 выполнен полым с радиальнымиГ ™ новпеменного взаимодействия с
1пазами, элементы муфт размещены в пазах, 35 Участок одновременного в
а устройство для их перемещения выпол нено в виде взаимодействующего с элемен|тами муфт размещенного в полости вала 2
jcoocHoro осеподвижного штока. 7. Коробка передач, содержащая валы,
30 установленные на одном из них с возможностью вращения, а на других - жестко постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса, размешенные между соответствующими вращающимися колесами и валом, на котором они установлены, муфты с упруго перемене шаемыми в радиальном направлении элементами для выборочного соединения упомянутых колес и вала и устройство для перемещения элементов муфт, вал с вращающимися колесами выполнен полым с радиальными пазами, элементы муфт размещены в пазах, а устройство для их перемещения выполнено в виде взаимодействующего с ними размещенного в полости вала соосно- го осеподвижного штока, отличающаяся тем, что, с цель ю увеличения надежности за
40
Муфты выполнены в виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8, а перемещаемый элемент - в виде радиального обращенного к оси вала 2 выступа 9 на внутренней обойме 8. Кроме штока 7 в полом валу 2 размещен дополнительный шток 10, аналогичный основному. Наружной обоймой муфт в виде шарикоподI шипников служат сами колеса 4. Между поI следними в качестве дополнительной опоры
I установлены тела 11 качения, а между со- седники внутренними обоймами 8 шарикоподшипников - дистанционные шайбы (не показаны). Число выступов 9 на обойме 8 может быть различным (фиг. 2, один, фиг. 3
а перемещаемый элемент - в виде радиального обращенного к оси вала выступа на 50 внутренней обойме.
ромагнитным, гидравлическим и т. д. Для реверса вращения ведомого вала 3 в коробке передач предусмотрены зубчатые колеса 12 и 13 с паразитной шестерней 14. Возможен вариант установки паразитной шестерни между одним из колес 4 вала 2 и соответствуюшим колесом 6 вала 3.
Коробка передач работает следующим образом.
мешенным в полом валу аналогичным основному штоком, а полый вал - промежуточный.
Ведущий вал 1 с барабаном колес 5 вращается, передавая вращение на холостом ходу соответствующим колесам 4 вала 2, Осевым перемещением щтока 7 через выступы 9 упруго деформируют внутреннюю обойму 8 щарикоподщипника соответствующего колеса 4 (фиг. 4). В результате щарики муфты заклиниваются между поверхностями наружной и внутренней обойм, осуществляя жесткое соединение колеса 4, зацепляющегося с колесом 5 вала 1 с валом 2. Далее осевым перемещением штока 10 аналогичным образом колеса осуществляют жесткое соединение необходимого колеса 4, зацепляющегося с колесом 6 вала 3 и с валом 2.
Установка вращающихся колес 4 на промежуточном валу 2 и использование двух штоков 7, 10 для из выборочного соединения с валом 2 обеспечивают переключение передач в широком диапазоне передаточных отношений. Характер работы шарико „ „пников (постепенная деформация обой- ™f- ..„ чивает плавное е реключение
потока мощности. Для этого рабочий ход
штоков 7, 10 при переключениях включает
участок одновременного .
двумя соседними муфтами.
Формула изобретения
новпеменного взаимодействия с
Участок одновременного в
мешенным в полом валу аналогичным основному штоком, а полый вал - промежуточный.
Фиг. г
Авторы
Даты
1990-08-23—Публикация
1988-10-06—Подача