Коробка передач Советский патент 1990 года по МПК F16H3/08 

Описание патента на изобретение SU1587273A1

(21)4490347/25-28

(22)06.10.88

(46) 23.08.90. Бюл. № 31 (75) Н. А. Аракелян

(53)621.833 (088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР № 1191656, кл. F 16 Н 3/12, 1983

Авторское свидетельство СССР № 1259070, кл. F 16 Н 3/08, 1985

(54)КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

(57)Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между кшесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2 Муфты

i

выполнены в виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый и в нем размещены осеподвижные штоки 7 и 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом 2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствуюшее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 3. п. ф-лы, 4 ил.

а

Похожие патенты SU1587273A1

название год авторы номер документа
Автоматический реверсивный привод 1989
  • Амбиндер Александр Киселевич
  • Любченко Николай Иванович
SU1679089A1
Механизм переключения коробки передач 1986
  • Юруц Николай Игнатьевич
  • Прийма Иван Ананьевич
  • Шук Георгий Николаевич
  • Лавникович Григорий Тимофеевич
  • Котов Алексей Иванович
SU1368542A1
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И СИЛОВОЙ АГРЕГАТ 1994
  • Урс Венгер
  • Ханс Рудольф Йенни
  • Андреас Вютрих
RU2138408C1
Коробка передач 1987
  • Пушкарев Виктор Георгиевич
SU1490357A1
Коробка передач 1988
  • Карнаухов Владимир Николаевич
SU1610141A1
СБОРОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СИНХРОНИЗИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2002
  • Нильссон Даг
  • Фрей Магнус
RU2293227C2
Коробка передач 1984
  • Быков Георгий Павлович
SU1260605A1
БЕЗЫНЕРЦИОННАЯ КАТУШКА ДЛЯ ЛЕСЫ "СВЕТЛАНА" 1989
  • Агапов В.В.
RU2067391C1
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА КАТУШКИ ДЛЯ ЛЕСЫ 1989
  • Агапов В.В.
RU2067392C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 587 273 A1

Реферат патента 1990 года Коробка передач

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между колесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2. Муфты выполнены в виде шарикоподшипников с упругого деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый, и в нем размещены осеподвижные штоки 7, 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом 2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствующее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 587 273 A1

ел

00

го

со

70

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач.

Целью изобретения является увеличение надежности коробки передач. На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 и 3 - муфта для выбороч- шого соединения колес с валом, варианты выполнения; на фиг. 4 - муфта в рабочем состоянии.

1 Коробка передач содержит валы 1-3, яв- Ляющиеся соответственно ведущим промежуточным и ведомым. На валу 2 установлены с возможностью вращения зубчатые ко- leca 4, постоянно зацепляющиеся с жестко Закрепленными на валах 1, 3 многовенцо- 15 выми барабанами зубчатых колес 5 и 6. Между соответствующими вращающимися Ьлесами 4 и валом 2, на котором они установлены, размещены муфты с упруго пе- эемещаемыми в радиальном направлении элеВедущий вал 1 с барабаном колес 5 вращается, передавая вращение на холостом ходу соответствующим колесам 4 вала 2, Осевым перемещением щтока 7 через выступы 9 упруго деформируют внутреннюю обойму 8 щарикоподщипника соответствующего колеса 4 (фиг. 4). В результате щарики муфты заклиниваются между поверхностями наружной и внутренней обойм, осуществляя жесткое соединение колеса 4, зацепляющегося с колесом 5 вала 1 с валом 2. Далее осевым перемещением штока 10 аналогичным образом колеса осуществляют жесткое соединение необходимого колеса 4, зацепляющегося с колесом 6 вала 3 и с валом 2.

Установка вращающихся колес 4 на промежуточном валу 2 и использование двух штоков 7, 10 для из выборочного соединения с валом 2 обеспечивают переключение передач в широком диапазоне передаточных отношений. Характер работы шарикоземещаемыми в радиальном направлении эл«. „ „пников (постепенная деформация обой- .ентами для выборочного соединени о и„™f- ..„ чивает плавное е реключение

нутых колес 4 и вала 2. практически без разрыва

потока мощности. Для этого рабочий ход

штоков 7, 10 при переключениях включает

участок одновременного .

двумя соседними муфтами.

Формула изобретения

жит также устройство для перемещения эле

ментов муфт. Вал 2 с вращающимися койесами 4 выполнен полым с радиальнымиГ ™ новпеменного взаимодействия с

1пазами, элементы муфт размещены в пазах, 35 Участок одновременного в

а устройство для их перемещения выпол нено в виде взаимодействующего с элемен|тами муфт размещенного в полости вала 2

jcoocHoro осеподвижного штока. 7. Коробка передач, содержащая валы,

30 установленные на одном из них с возможностью вращения, а на других - жестко постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса, размешенные между соответствующими вращающимися колесами и валом, на котором они установлены, муфты с упруго перемене шаемыми в радиальном направлении элементами для выборочного соединения упомянутых колес и вала и устройство для перемещения элементов муфт, вал с вращающимися колесами выполнен полым с радиальными пазами, элементы муфт размещены в пазах, а устройство для их перемещения выполнено в виде взаимодействующего с ними размещенного в полости вала соосно- го осеподвижного штока, отличающаяся тем, что, с цель ю увеличения надежности за

40

Муфты выполнены в виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8, а перемещаемый элемент - в виде радиального обращенного к оси вала 2 выступа 9 на внутренней обойме 8. Кроме штока 7 в полом валу 2 размещен дополнительный шток 10, аналогичный основному. Наружной обоймой муфт в виде шарикоподI шипников служат сами колеса 4. Между поI следними в качестве дополнительной опоры

I установлены тела 11 качения, а между со- седники внутренними обоймами 8 шарикоподшипников - дистанционные шайбы (не показаны). Число выступов 9 на обойме 8 может быть различным (фиг. 2, один, фиг. 3

а перемещаемый элемент - в виде радиального обращенного к оси вала выступа на 50 внутренней обойме.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена дополнительным раз

ромагнитным, гидравлическим и т. д. Для реверса вращения ведомого вала 3 в коробке передач предусмотрены зубчатые колеса 12 и 13 с паразитной шестерней 14. Возможен вариант установки паразитной шестерни между одним из колес 4 вала 2 и соответствуюшим колесом 6 вала 3.

Коробка передач работает следующим образом.

мешенным в полом валу аналогичным основному штоком, а полый вал - промежуточный.

Ведущий вал 1 с барабаном колес 5 вращается, передавая вращение на холостом ходу соответствующим колесам 4 вала 2, Осевым перемещением щтока 7 через выступы 9 упруго деформируют внутреннюю обойму 8 щарикоподщипника соответствующего колеса 4 (фиг. 4). В результате щарики муфты заклиниваются между поверхностями наружной и внутренней обойм, осуществляя жесткое соединение колеса 4, зацепляющегося с колесом 5 вала 1 с валом 2. Далее осевым перемещением штока 10 аналогичным образом колеса осуществляют жесткое соединение необходимого колеса 4, зацепляющегося с колесом 6 вала 3 и с валом 2.

Установка вращающихся колес 4 на промежуточном валу 2 и использование двух штоков 7, 10 для из выборочного соединения с валом 2 обеспечивают переключение передач в широком диапазоне передаточных отношений. Характер работы шарико „ „пников (постепенная деформация обой- ™f- ..„ чивает плавное е реключение

потока мощности. Для этого рабочий ход

штоков 7, 10 при переключениях включает

участок одновременного .

двумя соседними муфтами.

Формула изобретения

новпеменного взаимодействия с

Участок одновременного в

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена дополнительным раз

мешенным в полом валу аналогичным основному штоком, а полый вал - промежуточный.

Фиг. г

SU 1 587 273 A1

Авторы

Аракелян Николай Арутюнович

Даты

1990-08-23Публикация

1988-10-06Подача