Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач.
Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности за счет повы- шения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки.
На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 - то же, перпендикулярное осям валов сечение.
Коробка передач содержит корпус 1 установленные в нем параллельные ведущий и ведомый валы 2 и 3, размещенные в корпусе 1 с возможностью параллельного перемещения вокруг од- ного из последних (вала 3) промежуточные валы 4 и 5 и установленные на другом валу (валу 2) жестко, а. на промежуточных валах 4 и 5 - осепод- вижно зубчатые колеса 6-9,. Ю и 11 соответственно для кинематического .соединения валов 2-4 или 2, 3, 5 вду собой с различными передаточными отношениями. .
В корпусе 1 соосно и с возможност поворота вокруг оси валй.З на подшипниках 12 и 13 установлены два диска 14 и 15. Для фиксирования .поворота дисков 14 и 15 относительно корпуса
Iкоробка снабжена фиксатором. Прог: тивоположные концы промежуточных валов 4 и 5 установлены в соответствующих дисках 14 и 15 на подшипниках Вал 3 вьшолнен в виде постоянно за- цепляющейся с колесами 10 и 11 промежуточных валов 4 и 5 вал-шестерни. .Для осевого перемещения колес Ю и
I1последние соединены со своими ваI
лами 4 и 5 шлицевым соединением и
сблокированы между собой вилкой 16. Последняя шарнирно соединена с рычагом 17 переключения передач. Фиксатор для фиксирования поворота дисков 14 и 15 относительно корпуса 1 выполнен в виде установленной в корпусе 1 в осевой плоскости диска 15 и подпружиненной к нему планки 18, входящ в один из выполненных для этого на диске 15 радиальных пазов. Вывод планки 18 из паза диска 15 осуществляется тягой 19, установленной на рычаге 17.
Для синхронизирования вращения вводимых в зацепление колес 6-9 и колес 10 или 11 на валах 4 и 5 установлены соосно с колесами 10 и 11 и упруги соединены с ними фрикционные конические диски 20 и 21. Для взаимодействия с дисками 20 и 21 на колесах 7-9 имеются соответствуюпще конические фаски со стороны их торцов, а соосно колесам 6-9 на валу 2 закреплен д ополнительный фрикционный диск 22. В коробке предусмотрена возможность реверсирования вращения ведомого вала 3. Для этого на валу 2 осеподвижно установлена шестерня 23, вводимая в зацепление с вал-шестерней и перемещаемая вилкой 24. Передвижение вилки 24 осуществляется после подсоединения ее к рычагу 17, для чего на последнем имеется захват 25.
Коробка передач работает следующим образом.
В положении, изображенном на фиг. 1 и 2, вращение от ведущего ва ла 2 через пару зацепляющихся колес
6 и 11 передается промежуточному валу 5 и далее от колеса 11 - вал-шестерне (валу 3). Ввод в зацепление одного из колес 10 или 11 с колесами 6-9, образующими ступени передач, осуществляется одновременным перемещением колес 10 и 11 вдоль осей валов 4 и 5 и поворотом барабана, образованного дисками 14 и 15 с валами 4 и 5, вокруг оси ваЛа 3. Перемещение и поворот осуществляются ры- ,чагом 17 через вилку 16. Перед пово- ротом при помощи тяги 9 планку 18 выводят из паза диска 15, а после
li;
Р - У
3 О
Р е Т е н И
10
Коробка передач, содержащая корп установленные в нем параллельные ве дущий и ведомый валы, размещенные в корпусе с возможностью параллельног перемещения вокруг одного из послед них промежуточные валы и установлен ные на другом валу жестко, а на про жуточных - осеподвижно зубчатые кол са для кинематического соединения в лов между собой, отличающа с я тем, что, с целью увеличения
/ ..--.- ,с нагрузочной способности за счет поповорота (введения колес в зацепление)
планку 18 вводят обратно в соответст- вую11(ий паз.
При перемещении колес 10 и 11 вдоль валов 4 и 5 и повороте последних вок- TQ руг оси вала 3 колеса 10 и 11 постоянно зацеплены с вал-шестерней, скользя по ней и обкатывая ее при повороте валов 4 и 5. Вместе с барабанной конствышения жесткости базирования переме щаемых валов, коробка снабжена двумя установленными в корпусе соосно и с возможностью поворота вокруг оси упомянутого одного из валов дисками и фиксатором для фиксирования поворота дисков относительно корпуса, противоположные концы промежуточных валов установлены в соответствующих
рукцией, образованной валами 4 и 5 и дисками 14 и 15, все это способствует более жесткому базированию колес в коробке, увеличивает ее нагрузочную способность.
Р - У
6
3 О
Р е Т е н И Я
Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем параллельные ведущий и ведомый валы, размещенные в корпусе с возможностью параллельного перемещения вокруг одного из последних промежуточные валы и установленные на другом валу жестко, а на промежуточных - осеподвижно зубчатые колеса для кинематического соединения валов между собой, отличающая- с я тем, что, с целью увеличения
вышения жесткости базирования перемещаемых валов, коробка снабжена двумя установленными в корпусе соосно и с возможностью поворота вокруг оси упомянутого одного из валов дисками и фиксатором для фиксирования поворота дисков относительно корпуса, противоположные концы промежуточных валов установлены в соответствующих
25 дисках, а упомянутый один из валов выполнен в виде постоянно зацепляющейся с колесами промежуточных валов вала-шестерни.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2017034C1 |
Коробка скоростей | 1988 |
|
SU1677421A1 |
Механизм переключения передач | 1989 |
|
SU1679090A1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1587273A1 |
Автоматическая передача | 1988 |
|
SU1608385A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1335490A1 |
Механизм переключения коробки передач | 1986 |
|
SU1368542A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2640267C1 |
Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач. Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности коробки - достигается за счет повышения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки. На ведущем валу 2 жестко закреплены зубчатые колеса 6-9. Ведомый вал 3 выполнен в виде вал-шестерни. Промежуточные валы 4,5 установлены своими концами в размещенных в корпусе 1 соосно и с возможностью поворота вокруг оси вала 3 дисках, один из которых (диск 15) может фиксироваться относительно корпуса 1 планкой 18. На валах 4,5 осеподвижно установлены постоянно зацепляющиеся с вал-шестерней зубчатые колеса 10, 11, сблокированные между собой вилкой 16. Последняя связана с рычагом 17 переключения передач. Переключение передач осуществляется перемещением вилки 16 вдоль осей валов с одновременным поворотом дисков, в которых размещены валы 4, 5. При этом колеса 10, 11 скользят по вал-шестерне и обкатывают ее. Вместе с барабанной конструкцией, образованной валами 4,5 и дисками, все это способствует более жесткому базированию колес в коробке. 2 ил.
Фиг. 2
Редактор И.Касарда
Составитель В.Сергеев
Техред Л.Сердюкоиа - Корректор С.Черни
Зяказ 3722
Тираж 487
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Подписное
Переменная передача | 1936 |
|
SU51070A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-11-30—Публикация
1988-02-11—Подача