Коробка передач Советский патент 1990 года по МПК F16H3/36 

Описание патента на изобретение SU1610141A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач.

Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности за счет повы- шения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки.

На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 - то же, перпендикулярное осям валов сечение.

Коробка передач содержит корпус 1 установленные в нем параллельные ведущий и ведомый валы 2 и 3, размещенные в корпусе 1 с возможностью параллельного перемещения вокруг од- ного из последних (вала 3) промежуточные валы 4 и 5 и установленные на другом валу (валу 2) жестко, а. на промежуточных валах 4 и 5 - осепод- вижно зубчатые колеса 6-9,. Ю и 11 соответственно для кинематического .соединения валов 2-4 или 2, 3, 5 вду собой с различными передаточными отношениями. .

В корпусе 1 соосно и с возможност поворота вокруг оси валй.З на подшипниках 12 и 13 установлены два диска 14 и 15. Для фиксирования .поворота дисков 14 и 15 относительно корпуса

Iкоробка снабжена фиксатором. Прог: тивоположные концы промежуточных валов 4 и 5 установлены в соответствующих дисках 14 и 15 на подшипниках Вал 3 вьшолнен в виде постоянно за- цепляющейся с колесами 10 и 11 промежуточных валов 4 и 5 вал-шестерни. .Для осевого перемещения колес Ю и

I1последние соединены со своими ваI

лами 4 и 5 шлицевым соединением и

сблокированы между собой вилкой 16. Последняя шарнирно соединена с рычагом 17 переключения передач. Фиксатор для фиксирования поворота дисков 14 и 15 относительно корпуса 1 выполнен в виде установленной в корпусе 1 в осевой плоскости диска 15 и подпружиненной к нему планки 18, входящ в один из выполненных для этого на диске 15 радиальных пазов. Вывод планки 18 из паза диска 15 осуществляется тягой 19, установленной на рычаге 17.

Для синхронизирования вращения вводимых в зацепление колес 6-9 и колес 10 или 11 на валах 4 и 5 установлены соосно с колесами 10 и 11 и упруги соединены с ними фрикционные конические диски 20 и 21. Для взаимодействия с дисками 20 и 21 на колесах 7-9 имеются соответствуюпще конические фаски со стороны их торцов, а соосно колесам 6-9 на валу 2 закреплен д ополнительный фрикционный диск 22. В коробке предусмотрена возможность реверсирования вращения ведомого вала 3. Для этого на валу 2 осеподвижно установлена шестерня 23, вводимая в зацепление с вал-шестерней и перемещаемая вилкой 24. Передвижение вилки 24 осуществляется после подсоединения ее к рычагу 17, для чего на последнем имеется захват 25.

Коробка передач работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг. 1 и 2, вращение от ведущего ва ла 2 через пару зацепляющихся колес

6 и 11 передается промежуточному валу 5 и далее от колеса 11 - вал-шестерне (валу 3). Ввод в зацепление одного из колес 10 или 11 с колесами 6-9, образующими ступени передач, осуществляется одновременным перемещением колес 10 и 11 вдоль осей валов 4 и 5 и поворотом барабана, образованного дисками 14 и 15 с валами 4 и 5, вокруг оси ваЛа 3. Перемещение и поворот осуществляются ры- ,чагом 17 через вилку 16. Перед пово- ротом при помощи тяги 9 планку 18 выводят из паза диска 15, а после

li;

Р - У

3 О

Р е Т е н И

10

Коробка передач, содержащая корп установленные в нем параллельные ве дущий и ведомый валы, размещенные в корпусе с возможностью параллельног перемещения вокруг одного из послед них промежуточные валы и установлен ные на другом валу жестко, а на про жуточных - осеподвижно зубчатые кол са для кинематического соединения в лов между собой, отличающа с я тем, что, с целью увеличения

/ ..--.- ,с нагрузочной способности за счет поповорота (введения колес в зацепление)

планку 18 вводят обратно в соответст- вую11(ий паз.

При перемещении колес 10 и 11 вдоль валов 4 и 5 и повороте последних вок- TQ руг оси вала 3 колеса 10 и 11 постоянно зацеплены с вал-шестерней, скользя по ней и обкатывая ее при повороте валов 4 и 5. Вместе с барабанной конствышения жесткости базирования переме щаемых валов, коробка снабжена двумя установленными в корпусе соосно и с возможностью поворота вокруг оси упомянутого одного из валов дисками и фиксатором для фиксирования поворота дисков относительно корпуса, противоположные концы промежуточных валов установлены в соответствующих

рукцией, образованной валами 4 и 5 и дисками 14 и 15, все это способствует более жесткому базированию колес в коробке, увеличивает ее нагрузочную способность.

Р - У

6

3 О

Р е Т е н И Я

Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем параллельные ведущий и ведомый валы, размещенные в корпусе с возможностью параллельного перемещения вокруг одного из последних промежуточные валы и установленные на другом валу жестко, а на промежуточных - осеподвижно зубчатые колеса для кинематического соединения валов между собой, отличающая- с я тем, что, с целью увеличения

вышения жесткости базирования перемещаемых валов, коробка снабжена двумя установленными в корпусе соосно и с возможностью поворота вокруг оси упомянутого одного из валов дисками и фиксатором для фиксирования поворота дисков относительно корпуса, противоположные концы промежуточных валов установлены в соответствующих

25 дисках, а упомянутый один из валов выполнен в виде постоянно зацепляющейся с колесами промежуточных валов вала-шестерни.

Похожие патенты SU1610141A1

название год авторы номер документа
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1991
  • Акимов К.Т.
RU2017034C1
Коробка скоростей 1988
  • Акимов Константин Тихонович
SU1677421A1
Механизм переключения передач 1989
  • Беганский Станислав Александрович
SU1679090A1
Коробка передач 1988
  • Аракелян Николай Арутюнович
SU1587273A1
Автоматическая передача 1988
  • Сафонов Андрей Иванович
  • Сафонова Елена Андреевна
SU1608385A1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Чернышев Петр Дмитриевич[Ua]
RU2097215C1
Раздаточная коробка транспортного средства 1986
  • Байдуков Александр Александрович
  • Семендяев Николай Николаевич
SU1335490A1
Механизм переключения коробки передач 1986
  • Юруц Николай Игнатьевич
  • Прийма Иван Ананьевич
  • Шук Георгий Николаевич
  • Лавникович Григорий Тимофеевич
  • Котов Алексей Иванович
SU1368542A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1
ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Акчурина Айгюль Аксановна
RU2640267C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 610 141 A1

Реферат патента 1990 года Коробка передач

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач. Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности коробки - достигается за счет повышения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки. На ведущем валу 2 жестко закреплены зубчатые колеса 6-9. Ведомый вал 3 выполнен в виде вал-шестерни. Промежуточные валы 4,5 установлены своими концами в размещенных в корпусе 1 соосно и с возможностью поворота вокруг оси вала 3 дисках, один из которых (диск 15) может фиксироваться относительно корпуса 1 планкой 18. На валах 4,5 осеподвижно установлены постоянно зацепляющиеся с вал-шестерней зубчатые колеса 10, 11, сблокированные между собой вилкой 16. Последняя связана с рычагом 17 переключения передач. Переключение передач осуществляется перемещением вилки 16 вдоль осей валов с одновременным поворотом дисков, в которых размещены валы 4, 5. При этом колеса 10, 11 скользят по вал-шестерне и обкатывают ее. Вместе с барабанной конструкцией, образованной валами 4,5 и дисками, все это способствует более жесткому базированию колес в коробке. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 610 141 A1

Фиг. 2

Редактор И.Касарда

Составитель В.Сергеев

Техред Л.Сердюкоиа - Корректор С.Черни

Зяказ 3722

Тираж 487

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .

Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1610141A1

Переменная передача 1936
  • Журин П.Д.
SU51070A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 610 141 A1

Авторы

Карнаухов Владимир Николаевич

Даты

1990-11-30Публикация

1988-02-11Подача