Изобретение относится к машино- строеш1Ю и может быть использовано в коробках передач.
Целью изобретения является повышение долговечности механизма за счет уменьшения износа элементов механизма путем исключения взаимного контакта после переключения, т.е. при работе передачи.
На фиг. 1 изображен механизм переключения коробки передач; на фиг.2- разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - взаимное расположение элементов в конце переключения.
Механизм переключения коробки передач содержит корпус 1, вал 2, установленную на валу осеподвижную зуб- . |чатую муфту 3 с наружной кольцевой
10
15
шей 9 и внутренней кольцевой канавки полумуфты 7 вступают во взаимо- действие, срабатывает фиксатор 11 . Перемещение вилки 6 вместе со штоком 5 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться под действием клиновой пары: вкладьш - внутренняя кольцевая канавка до положения, изображенного на фиг. 3..
Вследствие разности ширины Н коль цевой канавки 4 муфты 3 и толщины h вилки 6 между последней и стенками канавки 4 образуется зазор S .
Наличие зазора сС исключает трение вилки 6 о стенки канавки 4 в работающей передаче.
Действие на вкладыши 9 значитель- .ных центробежных сил в работающей
канавкой 4, осеподвижно установленньй 20 передаче обеспечивает надежную фикв корпусе 1 параллельно валу 2 шток 5, закрепленную на штоке 5 и размещенную в наружной кольцевой канавке 4 муфты 3 вилку 6, зубчатую полумуфту 7 для взаимодействия с муфтой 3 и фиксатор для фиксирования муфты 3 на валу 2 в осевом направлении. Фиксатор вьтолнен в виде установленньк в кольцевом пазу муфты 3 и подпружиненных в радиальном направлении вала 2 посредством плоских пружин 8 вкладышей 9. В кольцевом пазу муфты 3 вкладьшш 9 удерживает сепаратор 10, представляюш;ий собой тонкостенную обойму с прорезями под вкладьши 9, уста новленную на наружной цилиндрической поверхности муфты 3. Рабочие поверхности каждого из вкладьш ей 9 - конические относительно оси вала 2 и симметричные относительно плоскости, перпендикулярной этой оси. На полумуфте 7 выполнена внутренняя кольцевая канавка с рабочими поверхностями, ответными и аналогичными рабочим поверхностям вкладьш1ей 9. В корпусе 1 установлен дополнительньй фиксатор 11, взаимодействующий со штоком 5. Ширина Н наружной кольцевой канавки 4 муфты 3 больше толщины h вилки 6. На торце полумуфты 7 вьшолнена фаска 12.
При работе механизма переключение передач осуществляют введением в зацепление зуб.чатой муфты 3 с зубчатой полумуфтой 7. Для этого перемещают шток 5 вправо (фиг.1). Фаской 12 вкладьшш 9 утапливаются в кольцевой паз муфты 3. В момент, когда конические рабочие поверхности вклады25
сацню муфты 3 относительно полумуфты 7.
При введении в зацепление муфты 3 с полумуфтой 7 при вращающемся вале 2 коническая поверхность вкладышей 9 с фаской 12 образуют пару трения, играющую роль синхронизатора.
Ф
30
35
40
45
50
55
ормула изобретени Механизм переключения коробки передач, содержащий корпус, вал, установленную на валу осеподвижную зубчатую муфту с наружной кольцовой канавкой, осеподвижно установленный в корпусе параллельно валу шток, закрепленную на штоке и размещенную в наружной кольцевой канавке вилку, зубчатую полумуфту для взаимодействия с муфтой и фиксатор для фиксирования муфты на валу в осевом направлении, выполненньй в виде подпружиненных относитечьно оси вала вкладышей с коническими относительно оси вала и симметричными относительно перпендикулярной этой оси плоскости рабочими поверхностями на каждом из них для взаимодействия с аналогичными ответными рабочими поверхностями внутренней кольцевой канавки одной из деталей, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения долговечности, ширина наружной кольцевой канавки муфты больше толщины вилки, фиксатор установлен на муфте, внутренняя кольцевая канавка выполнена на полумуфте, а механизм снабжен установленным в корпусе дополнительным фиксатором для взаимодействия со штоком.
5
шей 9 и внутренней кольцевой канавки полумуфты 7 вступают во взаимо- действие, срабатывает фиксатор 11 . Перемещение вилки 6 вместе со штоком 5 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться под действием клиновой пары: вкладьш - внутренняя кольцевая канавка до положения, изображенного на фиг. 3..
Вследствие разности ширины Н кольцевой канавки 4 муфты 3 и толщины h вилки 6 между последней и стенками канавки 4 образуется зазор S .
Наличие зазора сС исключает трение вилки 6 о стенки канавки 4 в работающей передаче.
Действие на вкладыши 9 значитель- .ных центробежных сил в работающей
передаче обеспечивает надежную фик
сацню муфты 3 относительно полумуфты 7.
При введении в зацепление муфты 3 с полумуфтой 7 при вращающемся вале 2 коническая поверхность вкладышей 9 с фаской 12 образуют пару трения, играющую роль синхронизатора.
Ф
я
0
5
0
5
0
5
ормула изобретени Механизм переключения коробки передач, содержащий корпус, вал, установленную на валу осеподвижную зубчатую муфту с наружной кольцовой канавкой, осеподвижно установленный в корпусе параллельно валу шток, закрепленную на штоке и размещенную в наружной кольцевой канавке вилку, зубчатую полумуфту для взаимодействия с муфтой и фиксатор для фиксирования муфты на валу в осевом направлении, выполненньй в виде подпружиненных относитечьно оси вала вкладышей с коническими относительно оси вала и симметричными относительно перпендикулярной этой оси плоскости рабочими поверхностями на каждом из них для взаимодействия с аналогичными ответными рабочими поверхностями внутренней кольцевой канавки одной из деталей, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения долговечности, ширина наружной кольцевой канавки муфты больше толщины вилки, фиксатор установлен на муфте, внутренняя кольцевая канавка выполнена на полумуфте, а механизм снабжен установленным в корпусе дополнительным фиксатором для взаимодействия со штоком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм переключения передач | 1989 |
|
SU1679090A1 |
Синхронизатор муфты включения | 1977 |
|
SU727900A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ (ВАРИАНТЫ), ИМЕЮЩИЙ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ТРИ ПОЛОЖЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ СТУПЕНЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2469221C2 |
Универсальный шарнир | 1985 |
|
SU1606763A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1610141A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
СПОСОБ ЗАПИРАНИЯ ДВОЙНЫХ СТВОРОК, НАВЕШЕННЫХ ОДНА ЗА ДРУГОЙ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2061164C1 |
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к коробкам передач. Цель изобретения - повышение долговечности механизма за счет уменьшения износа элементов механизма путем исключения взаимного контакта после переключения, т.е. при работе передачи. На осеподвижном штоке 5 закреплена вилка 6 для включения передачи перемещением зубчатой муфты 3 по валу 2 до соединения с зубчатой полумуфтой 7. Перемещение муфты 3 ограничено фиксатором в виде клиновидных подпружиненных относительно муфты 3 вкладьш1ей 9. Перемещение штока 5 с вилкой 6 ограничено фиксатором 11. Ширина наружной кольцевой канавки 4 муфты 3, в которой размещена вилка 6, больше толщины вилки 6. При работе механизма в момент, когда рабочие поверхности вкладьш1ей 9 встзшают во взаимодействие с ответными поверхностями полумуфты 7, сбрасывает фиксатор 11. Перемещение В1-ШКИ 6 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться на определенное расстояние под действием клиновой пары, образованной вкладышем 9 и ответной поверхностью полумуфты 7. При этом между стенками канавки 4 и вилкой 6 образуется зазор, исьшючающнй трение вилки 6. Действие на вкладыши 9 центробежных сил обеспечивает надежность фиксации муфты 3 относительно полумуфты 7. 3 ил. i С/ С ОС о: (X. О1 4 ts:
S h S
Риг.2
Фиг.З
Фиксатор | 1984 |
|
SU1165835A1 |
Авторы
Даты
1988-01-23—Публикация
1986-08-04—Подача