Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при изготовлении поршней двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение надежности путем снижения потерь на трение.
На фиг. 1 показан поршень со стороны отверстия под поршневой палец; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Поршень содержит головку 1 и юбку 2, в центре которой расположено отверстие 3 под поршневой палец. Противолежашие боковые образующие 4 юбки поршня составляют несимметричную фигуру, у которой высота профиля в верхней и нижней частях юбки для первой и второй образуюших выбрана по отношению
,,
где Н, HZ - высота профиля образующей соответственно в верхней и нижней частях юбки для первой образующей;
Яз,Я4 - высота профиля образующей соответственно в верхней и нижней частях юбки для второй образующей.
Условные кривые 5 сопряжения противолежащих боковых поверхностей юбки поршня проходят в зоне так называемых «холодильников (срезов на юбке напротив пальцевого отверстия), которые ограничены кривыми 6, и образуют массив боковых образующих юбки поршня, формирующий гладкие выпуклые криволинейные поверхности, выполненные переменными по высоте юбки порщня. Угол в, ограничивающий этот массив, связан соотношением
ел
CD О СП
QD О5
,5839Л:+30°,
где 9 - угол в градусах, охватывающий массив криволинейных образующих боковых поверхностей юбки поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршня.
Форма юбки поршня строится следующим образом.
За основу соответствующих боковых образующих юбки берутся выпуклые криволинейные профили бочкообразного типа с точкой перегиба, не лежащей на середине длины юбки, и выполнены в виде: для первой образующей
У,Я|(Я,-Я2)3- (0,000216X4
+ 0,02966 -+), для второй образующей
-(Яз-Я4) (0,0003115 :2+ + 0,04268А -Ь1),
где У,Х - координаты высоты и длины профиля боковой образующей юбки П.ОРШНЯ; L - длина юбки поршня
10,,12,7-lO D; 1,33- ,66-10- /);
13,33 15,33 10-); 3,0-10-),33-10-.
В объемном представлении массив боковых образующих юбки поршня формирует гладкие выпуклые криволинейные поверхности, ограниченные с обоих сторон пальцевого отверстия зонами «холодильников.
Поршень работает следующим образом.
При ходе поршня вниз от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ) на такте «Выпуск боковая сила прижимает его постоянно одной стороной к стенке гильзы цилиндра. Поскольку несущее гидродинамическое давление смазки в зазоре юбка поршня-гильза цилиндра образуется только на сужающихся навстречу вектору скорости потока смазки участках криволинейного профиля юбки 2 поршня, несущим оказывается участок (в-г), вое- принимающий действие боковой силы и отвечающий указанному условию возникновения маслянного клина. Величина гидро- динамического давления определяется.отношением зазоров по торцам образованного маслянного слоя. Соотношение зазоров на участке (в-г) такое, что соот етствует максимальной несущей способности и большему гидродинамическому давлению слоя Смазки. Таким образом, да1шый участок поверхности поршня при данных условиях находится в жидкостном режиме трения. %
5
х„
15
0
5
При выходе двигателя на режимы нами- нальной мощности и максимального крутящего момента или близкие к ним происходит тепловая и силовая деформации образующей поверхности юбки поршня. Силовая деформация на образующую поверхности юбки порщня оказывает значительно меньщее влияние, чем тепловая, поэтому ею можно пренебречь.
Тепловая деформация выражается в том, что кроме общего увеличения диаметра поршня деформируется образующая поверхность высот профиля HI и H, которые уменьшаются на эту величину деформации. В этом случае отнощение зазоров по торцам образованного смазочного слоя становится таким, что оно соответствует высоким параметрам коэффициентов несущей способности и сопротивления сдвигу в слое смазки, и жидкостный режим трения может быть реализован.
Обеспечение высоких параметров несущей способности слоя смазки на эксплуатационных режимах позволяет повысить надежность работы поршня путем снижения механических потерь на трение и уменьшения вследствие этого опасности износа и задира трущихся поверхностей юбки порщня и гильзы цилиндра.
0
5
0
Формула изобретения
1. Поршень для двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку и юбку с отверстием под поршневой палец, форма которой в проекции на плоскость, перпендикулярную оси отверстия под поршневой палец, образована выпуклой кривой, несимметричной оси поршня относительно центра отверстия под поршневой палец, причем в сечении высота профиля первой образующей юбки в верхней ее части высоты профиля этой образующей в нижней части юбки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения потерь на трение, форма юбки для первой и второй образующих выбрана по соот- нощению: ,.H2, гдеЯ| и Я2 - высота профия образующей, соответственно, в верхней и нижней частях юбки для первой образующей, Яз и Я,( - высота профиля образующей соответственно в верхней и нижней частях юбки для второй образующей, причем криволин 1нце образующие выполняются в соответствии с соотношениями: для первой образующей
K,Я,-(Я,-Я)f.(0,000216; + Ц
+0,02966Л:+1),
для второй образующей
(Яз-Я4) .(0,0003115Х + +0,04268Х+1),
где 10,6-10- D W,12,7-10- D; 1,33- ,66- 10- D; 13,33.,33- 3.0- 10- Д Я4 5,33- lO- D,
Y, X - координаты высоты и длины профиля боковой образующей юбки поршня;
D к L - диаметр и длина юбки поршня соответственно.
2. Поршень по п. 1, отличающийся тем, что в плоскости, перпендикулярной оси поршня, боковые образующие юбки составляют массив, ограниченный углом в, изменяюшим- ся по высоте юбки в соответствии с соотношением ,5839; r-f 30°.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1976 |
|
SU661180A1 |
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ-ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2095603C1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1615420A1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1249183A1 |
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2257484C1 |
ПОРШЕНЬ | 2006 |
|
RU2419736C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2022 |
|
RU2789316C1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1373846A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1726825A1 |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2016 |
|
RU2644434C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при изготовлении поршневой двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет снизить потери на трение в сопряжении поршень - гильза, прорыв газов в картер, расход масла на угар и склонность к задирам. Это достигается организацией жидкостного режима трения в указанном сопряжении и уменьшением минимального зазора между юбкой поршня и гильзой за счет изменения формы профиля образующей поверхности поршня. Форма образующей поверхности поршня выполнена с учетом действующих на поршень сил и моментов и обеспечения благоприятных условий для возникновения гидродинамического режима трения и теплового состояния поршня. Форма образующей поверхности поршня выполнена в виде несимметричной фигуры по оси поршня относительно центра отверстия под поршневой палец, у которой высоты профиля в начале и в конце длины юбки поршня для левой и правой образующей выбраны по определенному соотношению. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
стенка гильзы Проёая . цилиндрацилиндра
CPU2.1
Фиг. 2
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1249183A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-09-07—Публикация
1988-06-06—Подача