Поршень для двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1979 года по МПК F16J1/04 F02F3/00 

Описание патента на изобретение SU661180A1

I

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания.

Известен поршень для двигателей внутреннего сгорания (DBC), содержащий головку с юбкой, криволинейная боковая поверхность которой образована совокупностью по меньшей мере пяти парабол с прямолинейными участками между ними, причем вершины крайних парабол ориентированы к торцам поршня, а вершины сердних - от торцов 1.

Юбка такого поршня обеспечивает вертикальное его перемешение в гильзе ци.линдра и восприятие нормальных (боковых) сил поршневой группы. ГТоэтому поршни современных двигателей должны иметь достаточную по площади опорную юбку, соприкасающуюся со стенками гильзы, исходя из минимальной скорости ее изнашивания и наименьших сил трения в сопряжении юбка-гильза.

Однако выполнение юбки поршня в виде совокупности, по меньшей мере, пяти парабол, приводит к резкому (более чем в два раза) сокращению площади сопряжения юбки порщня с гильзой цилиндров и увеличению удельного давления (из-за действия боковых сил) в сопряжении поршень-гпльза. В результате наруц ается смазка трущихся поверхностей н возникает так называемое полусухое трение, а в связи с тем, что юбка поршня постоянно находится под действием высокого давления и температуры рабочих газов, увеличивается износ сопряженных деталей, возрастают механические потери на трение и снижается экономичность двигателя в целом.

Наиболее близким техническим решением является поршень для двигателя внутреннего сгорания, преимущественно дизеля, с поршневой маслосъемной канавкой, выполненной с криволинейными образующими на участках сопряжения с юбкой поршня 2.

Однако профиль такой юбки поршня не учитывает необходимости постепенного (без выпуклостей и вогнутостей) его изменения по высоте пропорционально температурному перепаду. Количество тепла, проходящего к гильзе через сечение юбки по ее высоте, является переменным и уменьшается по мере удаления сечения юбки вниз (от головки поршня), а температурная кривая по высоте юбки имеет форму кривой экспоненциальной функции. При этом профиль юбки (и ее диаметр) изменяются по высоте в соответствии с температурой (температурным градиентом и коэффициентом линейного расширения. Однако выполнение профиля поршня по четырем кубическим параболам (т. е. наличие на ней выпуклостей и вогнутостей), не учитывающее постепенных температурных изменений профиля юбки по высоте, приводит либо к задирам на поверхности юбки, либо к перекосам поршня {вибрация, повышенный шум) во время «перекладки поршня. Наличие «разрыва профиля юбки поршня в зоне сопряжения парабол препятств-ует возникновению гидравлического давления от действия масляной пленки, т. е. гидродинамического трения. Гидродинамическое давление масляной пленки возникает в сопряжении движущихся деталей только в том случае, если при переходе от закругленного участка к прямолинейному поверхность последнего и.меет целостный характер без каких-либо углублений и каналов, или выступов. Кроме того, характер изменений кривизны поверхности, выполненной по кубической параболе, значительно сокращает площадь сопряжения юбки поршня с гиль-зой цилиндра. Площадь юбки этого поршня меньше площади юбки серийных поршней примерно в два раза. Наличие на нижнем торце поршня кольцевого выступа в виде экрана практически исключает эффективное функционирование нижней поверхности юбки поршня, изготовленной в виде кубической параболы 4, так как в этом случае поршень опирается на стенку гильзы в своей нижней части через кольцевой уступ, и масляный клин в нижней части юбки не возникает. Таким образом, уменьшение размеров площади юбки увеличивает механические потери, ускоряет износ, приводит к вибрации, снижает долговечность работы поршня в целом. Проведенные испытания показали, что при низкой частоте вращения вала механические потери на трение таких порп,п1ей больше, чем у серийных деталей. Целью изобретения является уменьшение механических потерь на трение поршневой группы путем улучшения условий смазки в сопряжении «поршень-гильза. Для этого криволинейная образующая на участках сопряжения с поршневыми канавками выполнена по зависимости вида Y а со значения.ми основания и показателей функции в пределах: и -I X 1/2, а суммарная высота криволинейных участков сопряжения составляет 10-30% общей юбки. Образующая юбки поршня как совокупность криволинейных участков, выполненных по экспоненте Y 2L в местах сопряжения с поршневыми канавками, в пределах 10-30% высоты юбки (и прямолинейных участков соответственно в пределах 70-90%) обеспечивает с одной стороны необходимую площадь сопряжения, а с другой создает благоприятные условия для возникновения расклинивающей масляной пленки (гидродинамической смазки). Таким образом возникает полное подобие движения поршня по гильзе, как движение плоского ползуна с закругленными кромками по прямолинейной плоскости. Предлагаемый профиль юбки поршня в соответствии с рекомендациями гидродинамической теории смазки выполнен в местах сопряжения криволинейных участков с прямолинейными без каких-либо выступов, впадин и без разрыва плошади юбки поршневыми канавками. При наличии на поршне двух маслосъемных канавок, из которых одна расположена выше оси пальца у головки поршня (верхний участок), а другая - ниже оси пальца у торца, противолежащего головке (нижний участок), профиль юбки образуется совокупностью прямолинейного участка и трех криволинейных образующих вида у аПри этом вершины двух крайних функций ориентированы в сторону головки поршня, а средний - в сторону нижнего торца поршня. При наличии на порщне одной маслосъемной канавки, расположенной на верхнем участке, профиль юбки образуется совокупностью пря.молинейного участка и двух криволинейных образующих вида у з, вершины которых ориентированы во взаимно противоположные стороны, к торца.м поршня. Характер изменения нижней криволинейной образующей при наличии на поршне второй маслосъемной канавки, расположенной на нижнем участке поршня, позволяет плавно увеличивать диаметр нижней части юбки в направлении к нижнему торцу поршния и, таким образом, создать профиль торца юбки так называемого скрепкового типа. Причем для уменьшения изнашивания скребка профиль его в нижнем конце выполняется в виде небольи ого пря.молинейного участка. Такое выполнение нижнего торца увеличивает малосъемную способность поршня. На фиг. 1 изображен поршень, общий вид; на фиг. 2 - юбка поршня с расположение.м координат для выполнения ее проФи-1 Поршень 1 содержит головку 2 и юбку поршня 3. Образующая 4 юбки поршня состоит из совокупности пря.молинейных А и Б участков и криволинейных 5, 6 и 7 участков. Криволинейные участки 5-7 образующей 4 выполнены по функции у а с основанием 10 а 15 и показателем степени -1 X 1/2. Вершины криволинейных участков 5 и 7 ориентированы в сторону головки поршня, а вершина участка 6 обращена в нротивоположную сторону от головки поршня и позволяет плавно увеличивать диаметр нижней части юбки в направлении к нижнему торцу в виде профиля скребкового типа. Такой профиль обеспечивается за счет того, что нижняя экспоненциальная кривая 7 образует острый угол с торцовой поверхностью юбки поршня (опорной поверхностью может быть прямолиней - ный участок, равный 1-8 мм, что уменьшает ее изнашивание). Предлагаемый профиль строится следуюц;.им образом. Для перехода от безразмерной функции у а к линейным размерам поршней ДВС аналитическим nyTeiM определяются переходные масштабы, с учетом необходимости обеспечения в прогретом состоянии ДВС определенного зазора в сопряжении поршеньгильза и требуемого профиля юбки. При этом исходят из следующих теоретических предпосылок. Количество тепла Qu, проходящее через сечение юбки по высоте у к цилиндру (фиг.2) является переменным н связано с температурным градиентом dt/dy законом Фурье Q -ЯР dt/dy, (1) где Л - коэффициент теплопроводности материала;F - площадь поперечного сечения поршня. При F const выражение (1) приобретет вид dt/dy const-Qy. Количество отводимого от юбки тепла уменьшается по мере удаления сечения юбки от верхней ее кромки (расположенной у головки поршня). Это приводит к тому, что температурная кривая распределения температуры вдоль юбки имеет фор.му отрезка экспоненциальной функции у а . Такой характер температурной кривой подтверждается многочисленными измерениями температурного поля поршня. Диаметр поршня при его равномерном нагреве до температуры увеличивается А D а D(t° -20°С), (2) где а-температурный коэффициент линейного расширения; 20°С - температура, при которой измеряются первоначальные размеры поршня. Различные горизонтальные пояса поршня прогреваются до различных температур. Поэтому в соответствии с выражением (2) расширение элементов поршня в этих поясах должно быть различным, пропорциональным разностям температур поршня (t° - 20°С). Таким образом, температурная криая (в некотором масштабе) определяет орму нагретой юбки поршня. Для того, тобы получить в рабочих условиях прямолинейную юбку поргпня, в холодном состоянии ее следует выполнить бочкообразной формЕз. Вместе с тем желательно в холодном состоянии выполнить юбку поршня такой формы, чтобы в местах сопряжения с поршневыми канавками «мелись бы некоторые закругления и после нагревания для сохранения достаточной площади сопряжения со стенками гильзы. Исходя из расчетно-теоретических предпосылок, величина переходного масштаба выбирается различной для криволинейной образующей, расположенной вблизи верхней головки поршня (верхнее сопряжение), и для криволинейных образующих, расположенных вблизи нижнего торца поршня. Так, при выборе а для верхнего и нижнего сопряжений величина масштаба соответственно берется из соотношений ,ол (ОО т 500800 - ЮОО. при условии X о (т.е. когда а 1), где Д - диаметр поршня в мм. Для D. 170 мм следует ориентироваться на верхний предел основания а 15, а для D 170мм - на нижний предел - о 10. При практическом вычерчивании профиля юбки порщня вначале вычисляется значение функдии у в указанных пределах и заполняется табл. 1. Затем данные табл. 1 перемножаются на соответствующий масштаб (для верхнего и нижнего сопряжения). При этом значения функции, умноженной на масштаб, откладывается по оси ОУ, расположепной параллельно прямолинейной образующей сопряжения порщень-гильза на расстоянии /2 от кромки образующей максимального диаметра юбки поршня (фиг. 2). Значения переменных X, умноженных на масштаб, откладываются по оси ОХ, расположепной по торцу соответствующей поршневой канавки, и представляют собой значения припусков, необходимых при обработке заготовки поршня для получения заданного функцией профиля юбки поршня. С учетом системы образующих, формирующих профиль юбки, и овальности юбки поршня данные табл. 1 преобразуются в результаты табл. 2, содержащей конкретные значения величии для обработки юбки порщня по высоте. Таким образом использование изобретения, создающего в сопряжении юбка - гильза ДВС гидродинамическое трение за счет образования расклинивающей масляной пленки, позволяет снижать механические потери и удельный расход топлива ДВС.

Таблица

Похожие патенты SU661180A1

название год авторы номер документа
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Рык Григорий Маркович
  • Тухман Илья Яковлевич
  • Галянт-Головская Ольга Сергеевна
  • Коваль Иван Андреевич
  • Савран Григорий Данилович
  • Верба Александр Иванович
  • Филатов Виктор Иванович
  • Ковтун Леонид Тимофеевич
  • Рябинин Владимир Егорович
  • Лесовицкий Игорь Всеволодович
  • Игнатьев Нот Васильевич
  • Погребной Петр Павлович
SU1373846A1
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Маслов Андрей Петрович
  • Суркин Вячеслав Иванович
SU1590596A1
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Рождественский Ю.В.
  • Маслов А.П.
  • Плешаков Г.И.
  • Гусев А.И.
RU2257484C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Аксенов А.П.
  • Ануфриев В.В.
  • Казаков Г.Г.
  • Рожков П.Г.
  • Червяков Ю.С.
RU2167326C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2022
  • Путинцев Сергей Викторович
  • Стрельникова Софья Сергеевна
  • Косинцев Сергей Александрович
RU2789316C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ-ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Рождественский Ю.В.
  • Маслов А.П.
RU2095603C1
СПОСОБ СБОРКИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Петров Александр Николаевич
  • Скворцов Василий Борисович
  • Скворцова Светлана Борисовна
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2382220C2
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Блохов Игорь Леонидович
  • Погребинский Евгений Зиновьевич
SU1615420A1
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Дюжаков В.Ф.
  • Миронычев М.А.
  • Голубев П.А.
RU2206776C2

Иллюстрации к изобретению SU 661 180 A1

Реферат патента 1979 года Поршень для двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 661 180 A1

0,125 0,125 0,134 0,15О 0,1О1 0,101 О,НО 0,126 0,070 0,070 0,08 0,096

Форм1 ла изобретения

Поршень для двигателя внутреннего сгорания, преимущественно дизеля, с поршневой маслосъемной канавкой, выполненной с криволинейными образующими на участках сопряжения с юбкой поршня, отличающийся тем, что, с целью уменьшения механических потерь на трение путем улучшения условий смазки, криволинейная образуюшая выполнена по зависимости вида Y а.

Таблица2

0,255 0,125 0,228 0,1О1 0,198 0,07О

где 10 а 15 и-1 х 1/2, а суммарная

зв высота криволинейных участков сопряжения

составляет 10-30% общей высоты юбки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

351- Авторское свидетельство СССР

№ 345308, кл. F 16 J 1/04, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 280098, кл. F 16 J 1/04, 1965.

SU 661 180 A1

Авторы

Кольченко Владимир Иванович

Даты

1979-05-05Публикация

1976-09-10Подача